Участь маркетолога: обычная компания VS стартап

Мне трудно было представить, насколько может отличаться работа маркетолога в лидирующей компании и в маленьком стартапе. Я работал в компании-лидере в сфере интернет-маркетинга в Беларуси, которая также входит в 10-ку лучших в России. График работы там с 9 до 5. У компании есть свой комфортный офис почти в центре Минска. Плюс куча всяких бонусов в виде корпоративов, отдыха и оздоровительных мероприятий.

Кстати, тогда я не осознавал, что все эти плюшки даются работникам неспроста, а для того, чтобы повышалась эффективность труда. Это как процесс откармливания свиней на убой (задумывались когда-нибудь над этим?).



Однажды я получил предложение работать в стартапе. Это предложение разрушило весь мой привычный ритм работы. К тому моменту я уже устал от офисной рутины и был в какой-то степени рад этому. А в голове звучало: "Это ужасная ситуация! Я не смогу больше ходить в тренажерку на халяву, я потеряю в жизни стабильность!" Но, к счастью, все оказалось совсем не так. Волей случая меня нашел сам фаундер проекта, который бутсрапил свой проект.

Первое впечатление


Когда меня пригласили в Mymarx, оказалось, что и офиса-то никакого нет, всё действие происходит в квартире. Это создает определенный уют и удобство. Можно сесть за стол или забраться с ногами на диван, — словом, принять любое удобное положение. А еще мне понравилось, что в мой экран никто не пялится; такое случалось на прошлых работах, что меня дико раздражало.

Странности в менеджменте


Еще в стартапе нет иерархии босс-подчиненный. Все равны, и все могут предлагать идеи, — это расслабляет и настраивает на работу без напрягов. Хотя, конечно же, есть главный человек, принимающий решения, — но это другое.

Бонусы


Однозначным бонусом является свободный график работы. Он дает ощущение свободы от "рабства офисного работника". Однако требует огромной дисциплины со стороны работника. Бывали дни, когда я работал по одному часу в день, а это, конечно же, не очень хорошо для проекта. Еще можно работать из дома, это дает возможность работать в наиболее продуктивное время суток (не у всех получается быть в адеквате с самого утра, например).


Минусы


Есть и минусы в неформальности отношений: сложно воспринимать критику всерьез, к тому же, когда фаудер меня критикует, он говорит настолько категоричными фразами а-ля "всё плохо" или "всё отстой", что не понятно, шутка это или нет. Но это скорее частности, чем общая тенденция. Ещё работа в стартапе предполагает неопределенность во всем. Направление работы может меняться несколько раз в месяц. В стартапе всё настолько динамично, что заснуть на рабочем месте не получится.

На начальных этапах рабочий процесс не определен до такой степени, что можно провести целый день за чаем с печеньками, планируя что-то совершенно новое. Часто хочется вернуться к той системе оценок, когда ты сделал задание, тебя оценили, и ты доволен. В стартапе же у тебя есть ответственность за работу, работа становится частью тебя, появляется личная заинтересованность в успехе проекта.

Маркетинг в стартапе


Маркетинг в стартапе значительно отличается от маркетинга в обычной компании. Чаще всего в компаниях я сталкивался с тем, что нужно креативить рекламу, продумывать стратегию развития и осуществлять рекламные проекты. В стартапе же просто нечего рекламировать, в нем нужно исследовать рынок, чтобы привнести в него новый, нужный людям продукт. Поиск позиции продукта на рынке (позиционирование) — это гораздо сложнее и интереснее, чем простой креатив рекламы для уже устоявшегося продукта. Можно пробовать новые каналы распространения, а также новые способы исследования и завоевания потребителя. Экспериментируя, мы получаем наиболее оптимальный результат. Вот они — все прелести стартапа!

Необычные эксперименты


Для меня было новым понятие исследований в Google Adwords. Я и раньше работал в этой системе контекстной рекламы, но никогда не думал, что её можно использовать как инструмент для исследования. Мы просто создавали различные объявления, тщательно подбирая запросы к ним, и смотрели на реакцию пользователей, — тем самым удавалось находить наиболее интересную для потребителя функцию, а следовательно, и формировать наш продукт.

Также меня очень порадовало отсутствие маркетинговых рамок. Часто маркетологи ограничены бюджетом, корпоративным стандартом, брендбуком, а иногда просто пониманием руководства "что такое хорошо, а что такое плохо". В стартапе же все грани и рамки попросту смываются, ты делаешь то, что ты хочешь (но будь готов ответить за свои поступки!).

Новые возможности


Стартап открывает возможности к самообучению, ведь тут можно действовать творчески и не придерживаться определенного маркетингового плана. Конечно же, и в обычной компании  есть возможности для обучения, но они крайне ограничены рамками кампании и занимаемой должностью.

Ещё одна проблема маркетинга для нас в том, что продукт — расширение для браузера Chrome (также у нас есть сайт Mymarx.com). В магазине расширений Chrome нет возможности полноценно отслеживать аналитику и поведение пользователя. Примерно как на AppStore.

Основная суть нашего продукта — это сделать интернет-серфинг более удобным. И это не просто слова, это надежда на то, что мы сможем поменять мышление и поведение пользователя.



Большинство пользователей не пользуются закладками в браузере лишь по причине их неудобства. Мы решили сделать такой экстеншэн, который поможет пользователю сэкономить время на поиске нужного сайта, а визуальный дизайн поможет вспомнить этот сайт, даже не зная его названия. Незаменим для людей, которые пользуются большим количеством сайтов одновременно.

P.S. А вообще работать в стартапе сложно. Это не отсиживать в офисе от звонка до звонка. Тут всё ясно и чётко, видимость деятельности создать не получится. Ведь от тебя лично зависит успех всего проекта, тут нет десяти менеджеров по рекламе, двадцати продавцов и сотни начальников. Тут ты сталкиваешься с проблемой один на один, и только мужественные устоят в этой борьбе :)

С другой стороны, если ваш стартап разовьется до приличного уровня, то будет, что рассказать детям. Стартапы — отличная возможность проявить свои творческие способности, чего не сделаешь в обычной фирме, и они просто показаны тем, уже чего-то достиг и устал от рутины офиса, бессмысленных заданий и отчетов.



Автор: Виктор Шкадрецов