{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Аутентичное лидерство – почему за ним будущее? (продолжение)

Начало статьи ищите в предыдущей публикации, а сейчас рассмотрим конкретные примеры аутентичного лидерства.

Яркий пример аутентичного лидера – это Стив Джобс. Все мы знаем его как основателя легендарной компании Apple, но это только часть его истории. В 1986 году, после того как он вынужден был временно уйти оттуда, Джобс за 5 миллионов долларов купил у режиссера Джорджа Лукаса убыточную анимационную студию, которую команда Джобса переименовала во всем известную сейчас Pixar. Забегая вперед, скажу, что в 2006 году Джобс продал студию компании Disney за 7,4 миллиарда долларов.

Как ему удалось этого добиться? Как говорил сам Джобс, его сильной стороной было умение сочетать искусство и технологию. Именно сочетание компьютерных технологий и искусства анимации и стало визитной карточкой Pixar. Однако задолго до этого феноменального успеха Джобс перенес студию в здание бывшего консервного завода. Дизайнеры предложили ему разместить разные отделы (компьютерщиков, аниматоров и руководство) в отдельных помещениях, как это было принято в других компаниях, но Джобс отверг проект. Вместо этого он создал одно большое пространство с атриумом в центре.

Главной ценностью Джобса всегда были люди и их идеи. Он считал, что создание по-настоящему инновационных идей происходит тогда, когда сотрудники разных отделов могут общаться между собой и свободно обмениваться мыслями. Таким образом возникают неожиданные решения, позволяющие развивать продукт гораздо эффективнее, чем если бы этим занимался изолированно только условный креативный отдел. Это особенно важно в эпоху узкой специализации и разделения компетенций.

Для того, чтобы создать зону свободного обмена идеями, он и придумал атриум. Однако этого оказалось недостаточно, нужно было привлечь туда людей. Поэтому Джобс перенес в атриум почтовые ящики, переговорные комнаты, кафетерий, бар и магазин сувениров.

Изначально его идея не встретила поддержки у остального руководства. Атриум казался бесполезным местом, которое только усложняло логистику и заставляло сотрудников отвлекаться от работы и тратить время впустую.

Однако Джобс был верен своим ценностям. Он понимал, что идеи не рождаются в переписке по электронной почте или в телефонном разговоре. Они появляются тогда, когда люди встречаются вживую, смотрят друг другу в глаза и разговаривают. Поэтому он настоял на своем и создал условия, в которых люди могли общаться как можно чаще.

Его видение дало свои плоды: в 1995-м году дебютный полнометражный мультфильм Pixar «История игрушек» собрал в прокате 370 миллионов долларов и почти побил рекорд анимационного гиганта Disney. До финансового триумфа тогда было еще далеко, но благодаря тому, что Джобс отстоял свои ценности, не понятные остальному руководству, но близкие команде студии, даже в трудные времена они продолжали рисовать, придумывать персонажей и сюжетные линии и обмениваться идеями. Это и привело их к успеху, созданному на стыке технологий и искусства.

Еще одна ключевая черта аутентичного лидера – это вовлеченность в процесс. Лидеры, сосредоточенные только на управлении, рано или поздно теряют связь с потребностями – как своей команды, так и клиентов. А это приводит к тому, что продукт не развивается, и на первый план снова выходит прибыль. Аутентичный лидер всегда вовлечен в процесс создания, является главным амбассадором своего бренда, а потому должен искренне любить продукцию, которую он предлагает потребителям. Аудитория очень быстро считывает фальшивые эмоции, поэтому без настоящей вовлеченности лидера и других сотрудников невозможно «продать» клиентам любовь к продукции.

Снова возвращаясь к примеру Стива Джобса, вспомним, что он всегда лично презентовал новые модели устройств и продолжал делать это даже тогда, когда был глубоко болен.

Благодаря этому ему удалось создать один из самых аутентичных брендов современности, который пережил своего создателя. Любой из поклонников устройств Apple может подтвердить, что не просто покупает престижный смартфон, планшет или ноутбук, а присоединяется к философии бренда на уровне эмоций. При всей массовости их продукции Apple удалось создать у своих клиентов парадоксальное ощущение собственной избранности, эксклюзивности. При этом Apple не утверждает, что их устройства – лучшие на рынке. Часто их прямые конкуренты предлагают более прогрессивные инновации и решения. Но верность своим ценностям, честные отношения с клиентами и искренняя любовь, которую транслируют сотрудники компании на всех уровнях – от CEO до любого менеджера по продажам в брендовом магазине – обеспечивает им неизменную популярность и поддержку аудитории. Подобная аутентичность бренда была бы невозможна без вовлеченности лидера и его следования своим ценностям.

Еще один пример, более близкий российскому рынку, - это история компании «Первое решение» (в нее входят такие бренды, как Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», Planeta Organica) и ее основателя Андрея Трубникова. Его вовлеченность в создание и продвижение продуктов компании, а также философия, которой он был верен, позволили ему не только стать самым успешным российским производителем косметики, но и приобрести лояльную аудиторию.

Главной ценностью Андрея Трубникова было позволить каждой женщине, покупающей продукцию его компании, почувствовать себя королевой – независимо от того, дорогие это средства или бюджетный крем для рук. Он сделал главной особенностью своей косметики натуральные ингредиенты, при этом поддерживая доступный уровень цен. Для этого потребовалось искать новые решения – открывать свои фермы по выращиванию трав, переносить туда часть производства, чтобы добиться максимальной эффективности каждого ингредиента. Прибыль компании могла бы быть гораздо больше, если бы Трубников был менее принципиален в вопросах качества косметики и дизайна упаковки, оформления и расположения брендовых магазинов, однако это та ценность, которая и обеспечивает аутентичность бренда и неподдельную любовь клиентов, которую нельзя купить.

Об уровне его вовлеченности в создание продукта говорит тот факт, что он постоянно лично общался с покупателями в своих магазинах, выясняя, что именно им нравится и не нравится в дизайне упаковки и самих средствах. На создание портрета бабушки Агафьи, украшающего тюбики с одноименной косметикой, он потратил полтора года. Маркетологи утверждали, что женщины не станут покупать косметику, на которой изображено лицо старухи. Трубников не послушал их и долго добивался от художников результата, который ему был нужен – образа, ассоциирующегося с бабушкиной заботой. Его настойчивость и следование собственному видению дало плоды: продукт стал успешным, а конкуренты с «безликим» дизайном были вынуждены уйти с рынка.

Непростая ситуация, которая сложилась в компании после смерти Андрея Трубникова и фактически - рейдерского захвата, только подтверждает роль аутентичного лидера. Все ключевые сотрудники подали заявления об увольнении, отказавшись работать под началом нового руководства. Они оказались готовы остаться без работы, но не готовы отказаться от своих ценностей, которые существовали в компании при основателе и которые они разделяли. Это лишний раз доказывает, что команда, сплоченная лидером на основе идеи, - гораздо прочнее, чем коллектив, в котором каждый, в том числе лидер, просто зарабатывает деньги.

Подводя итог, надо отметить, что аутентичное лидерство – не врожденный навык, которому нельзя научиться, и не то, что можно скопировать, взяв за образец модель для подражания. Смысл его в том, что модели для подражания не существует, как не существует и единственно правильного стиля руководства, и набора определенных техник и методов, делающих лидера аутентичным.

Каждый лидер самостоятельно ищет свой путь, основываясь на собственных ценностях, совершая ошибки и учитывая любой опыт, который он получает в процессе, для самоанализа и постоянного развития. Именно это в конечном счете и позволяет не просто быть финансово успешным, а заниматься тем делом, которое наполняет нашу жизнь глубоким смыслом и приносит пользу другим людям. И это то лидерство, которое в условиях нового времени представляется единственно возможным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда