Ольга Арискина
352
Блоги

Цифровая идентификация: только бизнес, ничего личного

Даниил Раусов, основатель KYC.LEGAL. Мы проходим идентификацию, чтобы оплатить покупку, посетить врача и даже получить почту. Теперь вместо того, чтобы носить толстую папку с документами, мы запоминаем (или записываем) всевозможные пароли, коды и логины. Можно ли говорить о том, что переход на цифру сегодня реально оптимизировал многие области нашей жизни, включая бизнес-процессы? И что нас ждет в ближайшем будущем?

Поделиться

В избранное

В избранном

ID защищает банки

С учетом того, что огромнейшее количество операций в реальном мире осуществляется с применением программно-аппаратных средств, которые в свою очередь также связаны глобальной сетью, цифровая идентификация пользователя, участвующего в таких транзакциях, позволяет создавать цепь из цифровых следов. Каждый цифровой след - это элемент проявления поведения пользователя, а совокупность всех таких следов - это его цифровой профиль. И наоборот, как только пользователь идентифицируется, весь его цифровой профиль становится доступным для сервиса.

Эффект от внедрения систем цифровой идентификации для бизнеса можно сравнить с глобальной CRM- системой, которая используется, корректируется и наполняется всеми бизнесами одновременно.

Так банк заинтересован максимально быстро размещать деньги, предоставляя потребителю кредит, а повышение ликвидности его средств означает увеличение доходов. Однако чтобы быть уверенным, что клиент способен вернуть долг, необходимо владеть информацией о его профиле и кредитной истории. Сегодня эта задача существенно упрощается: практически любой банк, благодаря внедрению систем цифровой идентификации, может в автоматическом режиме рассмотреть кредитную заявку в течение получаса.

Кроме того, требования нормативного регулирования обязывают финансовые учреждения противодействовать совершению операций, направленных на нарушение закона - в первую очередь, таких как легализация преступных доходов или финансирование террористических операций. Таким образом в финансовом секторе появился специальный термин KYC (с англ. know your client), означающий проверку клиента с целью установления у него права доступа к счету и идентификации характера совершаемых им операций.

Прибыль и оптимизация

Во многих областях цифровая идентификация становится просто жизненно важным компонентом бизнеса. Так водители компании UBER проходят идентификацию с использованием биометрической системы распознания радужной оболочки глаза. Решение, которое использует данный оператор, позволяет проверять профиль водителя как на предмет отсутствия в национальных и глобальных базах нарушителей закона, так и на предмет исполнения договора с самим сервисом.

В области Телеком системы идентификации внедрялись одними из первых. Причина проста - абоненты, у которых накапливалась задолженность, просто выбрасывали сим-карту и покупали новую. Взыскание денежных средств в судебном порядке - процесс трудоемкий и сопровождающийся большими расходами. В итоге операторы решили привязывать задолженность к пользователю, правда, такие действия неоднократно становились предметом споров в судах различных инстанций, но общий экономический эффект за более чем десятилетний период подобной практики оказался просто колоссальным.

Системе идентификации FAN ID, которая будет использоваться на Чемпионате мира по футболу - 2018, только предстоит принять боевое крещение. Однако уже сейчас с уверенностью можно говорить о том, что время доступа на спортивные мероприятия, не говоря уже о прохождении болельщиками паспортно-визовых процедур, существенно сократится. Аналогичный опыт при проведении спортивных мероприятий был продемонстрирован широкой публике во Франции во время ЕВРО-2016. Использование системы цифровой идентификации позволило чрезвычайно быстро локализовать практически все случаи нарушения общественного порядка, а сами нарушители были привлечены к ответственности. Только благодаря использованию подобных систем, французские правоприменители оказались способны в кратчайшие сроки изолировать нарушителей и в законном порядке рассмотреть все возбужденные дела. Так что, несмотря на неудачное начало, само мероприятие оставило не только положительные эмоции зрителям, но и, конечно, большие прибыли локальным бизнесам, ведь, как известно, довольный потребитель производит покупки чаще и больше.

Преимущество от технологических решений цифрового ID очевидны для большого количества сегментов экономики. Это, например, ритейл, где подобные решения позволяют лучше управлять программами лояльности, а сами предложения делать таргетированными. Так крупнейшая российская сеть магазинов, принадлежащая группе X5, генерирует индивидуальные предложения о скидках для каждого отдельного покупателя, исходя из историй покупок этого клиента, а использование ими носителя идентификатора (банковская карта) еще и позволяет осуществлять кросс-продажи продуктов банка.

Цифровые id в области перевозок не только сокращают время регистрации на рейс или автоматизацию процесса, но и через кросс-программы популяризирует отдельные виды перевозок и увеличивает объем соответствующего сегмента рынка.

Про цифровой id в интернет-сервисах и говорить не приходится. Коммерческая сторона всемирной паутины для любого пользователя уже давно стала индивидуальной, именно по этой причине большинство покупок сегодня совершается онлайн.

Секретные материалы

Несмотря на огромное число плюсов цифровой идентификации, из-за скорости, с которой эта тенденция внедряется, все чаще проявляется отрицательная сторона. Главным минусом является безопасность данных и приватность сведений о частной жизни.

Так по оценкам ряда исследований, компрометация данных перерастает в отдельную индустрию, емкость которой к 2020 году может достигнуть нескольких миллиардов долларов. Индийское правительство уже столкнулось с серьезными проблемами обеспечения безопасности AADHAAR - свыше ста миллионов цифровых профилей были обнародованы в сети.

Присвоение цифровых идентификаторов ("номеров") в свое время было осуждено Нюрнбергским трибуналом. Кроме того, распознавание личности вызывает немало опасений рядовых граждан и по этическим соображениям (большинство религий негативно оценивает тотальную цифровизацию) и, не в последнюю очередь, из-за историй с глобальной слежкой (вспомните фильм 1998 года "Враг государства" или борца за права человека Э. Сноудена.).

Нас ждет технологический скачок

Ключевой задачей, которая будет решаться в самом ближайшем будущем, станет усиление мер безопасности в области данных цифрового профиля:

- децентрализация хранения пользовательских данных;

- многофакторная идентификация (для платежных сервисов такая идентификация станет обязательной уже этим летом);

- отчетность использования данных сервисами (законодательство большинства цивилизованных стран уже обязывает сервисы сообщать пользователям о порядке и формах работы с их данными);

- усиление контроля за безопасностью данных со стороны государств и бизнесов (появляются новые профильные государственные ведомства и новые продукты и решения со стороны производителей ПО и гаджетов).

После решения основных проблем с безопасностью нас ожидает новый технологический скачок, подобный появлению интернета. Предпосылки для этого создает целый ряд технологий: нейронные сети, распределенный реестр, интернет вещей. Уже очевидно, что скоро нам придется задумываться над этической и юридической дилеммой наделения правами цифровой личности ИИ.

{ "author_name": "Ольга Арискина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33592", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]