Юлия Билинкис
205
Блоги

Почему все говорят о роботизации процессов и как на самом деле это работает?

Только ленивое СМИ еще не написало про роботов и роботизацию процессов, которые радикально меняют нашу жизнь в ближайшей перспективе. Создается впечатление, что мы одной ногой уже скоро будем в космическом будущем, в котором ВАЛЛ-И выполняет всю рутинную работу, а другой ногой застряли в обыденной реальности, Экселе и куче тормозящего ПО. В итоге остается непонятным, как внедрить роботизацию процессов и что кроется под еще одной модной аббревиатурой - RPA?

Поделиться

В избранное

В избранном

Технологии RPA (robotic process automation) действительно являются прорывом в сфере автоматизации процессов

Для начала нужно понять, что такое автоматизация бизнес-процессов. С одной стороны понятно, что большинство ИТ-систем сами по себе являются способом автоматизации бизнес-процессов.

2000-е стали временем, которое можно охарактеризовать начала применения BPMS с MDD (Model Driven Development) - программных платформ, использовавшихся для автоматизации процессов на основании моделей, таких как Pega, TIBCO, Bizagi, Camunda и Bonita. Использование BPMS (Business Process Management Suite) требует наличия репозитория стандартизованных повторяющихся бизнес-процессов, готовых к автоматизации, то есть высокого уровня зрелости процессного управления.

После появления BPMS в первое десятилетие 2000-х не происходило никаких серьезных технологических прорывов в области BPM. В это время заключались соглашения и вырабатывались стандарты моделирования процессов, появлялись некоторые новые подходы, например ACM (Adaptive Case Management), как ответ на смещение фокуса на совместную работу, то есть переход от транзакционного выполнения (workflow) к smart BPM (системам класса iBPMS). Главное отличие iBPMS заключается в наличие так называемых Intelligent Business Operations (IBO), основанных на технологиях «интеллектуализации» бизнес-процессов, например на информации о событиях, поступающей в реальном времени (CEP).

Все это не спасало BPM, интерес к которой угасает каждый день за счет негативного освещения функционирования и внедрения BPM и BPMS во всем мире. Это привело к тому, что в период с 2004 по 2011 год поисковый запрос «BPM» потерял 69% от общего количества поисковых запросов в «Google Trends».

Возникновение RPA

Тренд на цифровую трансформацию бизнеса и использование Industry 4.0 привел к тому, что BPM сделало первый шаг к созданию самоорганизующегося предприятия, на котором роботизированные компоненты производственной цепочки принимают решения самостоятельно без участия человека. Акцент сместился с бизнес-процессов на вопросы централизации и децентрализации управления в компании, оптимизации ресурсов или бизнес-процессов, изменение продуктов или бизнес-процессов.

Развитие RPA началось стремительными темпами в период с 2016 по 2017 год, а прогнозируемый уровень капитализации рынка технологий RPA должен достичь 2,9 миллиардов долларов к 2021 году (по оценкам компании «Forrester»), что представляет собой в некоторой степени сдержанную оценку по сравнению с информацией ряда других источников.

Робот — это программа на компьютере, способная выполнять стандартные и повторяющиеся операции, которые на текущий момент выполняют сотрудники с использованием клавиатуры, экрана и мыши. Роботы выполняют стандартные задания, тем самым сокращая время и расходы на их выполнение, минимизируют риски, связанные с ошибками и мошенничеством, а также могут быть связующим звеном между системами, интеграция между которыми сложна или невозможна

Крупные клиенты решили попробовать технологию, когда она начала набирать обороты для одного из «несложных процессов» и посмотреть, что получится. В внедрении RPA в России можно посмотреть мой вебинар с экспертом-практиком Сергеем Юдовским:

RPA: новое будущее бизнес-процессов

Смена парадигмы

В области технологии RPA произошла смена двух значимых парадигм. Одна из них представляет собой саму технологию роботизированной автоматизации процессов, а другая лежит в основе возможности ее применения в бизнесе.

В первом случае смена парадигмы реализуется за счет нового способа автоматизации процессов. BPMS системы активно порождали большое количество новых артефактов (кода, процедур, данных) и интерфейсов, функционирование которых необходимо было контролировать их пользователям (иными словами, они увеличивали ресурсоемкость).

Технология роботизированной автоматизации процессов позволяет прагматически использовать существующие интерфейсы и системы, ввиду чего отпадает необходимость в их замене, и подходит для автоматизации и интеграции огромного количества унаследованных приложений (legacy systems) (тем самым, снижает ресурсоемкость).

Мой вебинар о том, как создать роботизированный процесс в системе UIPath c Максимом Яцкевичем — руководителем направления RPA:

RPA демонстрация системы и написание роботов в UIPath

Но все же успех увеличения масштабов применения технологии роботизированной автоматизации процессов зависит от смены второй парадигмы, а именно к замене человека роботом. Роботы выполняют рутинные, повторяющиеся операции, а у сотрудников освобождается время для выполнения новых задач

В конце 2017 года глобальный институт McKinsey оценил, что автоматизация и другие новые технологии могут означать, что 375 миллионов человек во всем мире должны будут поменять профессии. PwC определяет три отдельные волны автоматизации: волну алгоритмов (автоматизация простых вычислительных задач и анализ структурированных данных); волна дополнений (автоматизация повторяемых задач, обмена информацией и статистический анализ неструктурированных данных); и волна автономий (полная автоматизация, которая включает в себя решение проблем в динамичных реальных ситуациях с ответной реакцией системы). Первая волна уже началась, вторая также происходит сейчас, но не будет должным образом взлетать до 2020 года, а третья не может оказать серьезного влияния на рынки труда до 2030-х годов.

Больше информации и инсайтов от экспертов, бесплатных вебинаров об управлении бизнес-процессами, автоматизации процессов и создании ИТ- продуктов и услуг можно получить в группе BPM Cafe или на странице "Обучение аналитиков процессов и систем" в Facebook.

Также подписывайтесь на Telegram-канал, чтобы быть в курсе новых статей и мероприятий для аналитиков, продуктологов и всех интересующихся бизнесом и ИТ.

{ "author_name": "Юлия Билинкис", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -5, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33665", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]