Катерина Павлова
3 104
Блоги

Когда «умный» дом «полетит»

Директор департамента маркетинга МГТС Максим Гарусев — о том, как сделать высокотехнологичную услугу автоматизированного управления жилищем массовой.

Поделиться

В избранное

В избранном

Максим Гарусев

Несмотря на то, что тема «умного» дома сегодня на слуху, технологию у нас применяют пока либо очень обеспеченные люди, либо техногики.

Первые шаги к автоматизации дома были сделаны в начале 20 века, когда появились электрические стиральные машины, утюги и кофеварки. Эти революционные изменения вдохновили писателей-фантастов на довольно причудливые описания «умного» дома. На практике их идеи воплотил в жизнь американский инженер Эмиль Матиас, оборудовавший в 1950 году «Дом с кнопками», в котором можно было дистанционно управлять освещением, воротами гаража, шторами и бытовой техникой.

С тех пор сменилось не одно поколение технологий, была сформулирована концепция интернета вещей, но «умный» дом — до сих пор редкость.

Решение не для всех

В США, где автоматизацию управления домом активно продвигают крупнейшие корпорации (Apple, Google и Amazon), телеком-операторы (AT&T, Verizon) и многочисленные специализированные компании, на сегодняшний день функциями «умного» дома пользуются лишь 20% домохозяйств.

В некоторых развитых странах Евросоюза проникновение «умных» счётчиков ещё ниже, хотя их использование стимулируют власти. Например, в Великобритании в 2016 году «умные» счётчики использовали только 10% домохозяйств, а Третий энергетический пакет ЕС ставит целью к 2020 году охватить 73% домохозяйств «умными» счётчиками электроэнергии и 40% счётчиками газа. При этом самим европейцам выполнение этих требований объективно выгодно: электричество, тепло и газ стоят у них дорого.

В России, где стоимость ресурсов не такая высокая, основными мотивами для установки «умных» домов выступает не экономия, а безопасность, сохранность имущества и престиж. Согласно исследованию Ericsson ConsumerLab 2015 года, больше всего российским пользователям интересны решения в сфере безопасности (53%).

По результатам этого же исследования, россияне заинтересованы в «умных» технологиях больше, чем жители других стран. В пользу «умного» дома высказались 55% опрошенных российских пользователей, в то время как средний показатель по миру — 47%.

Тем не менее, по нашим экспертным оценкам, которые мы проводили по уже реализованным «умным» услугам (видеонаблюдению и охранной сигнализации), сегодня реальный уровень проникновения «умных» домов в России — всего 3%. Из них 2% приходится на жильё элитного и бизнес-класса. Оставшийся 1% — это новаторы или техногики, повышающие IQ своих домов самостоятельно.

Убираем стоп-факторы

Такой низкий уровень проникновения объясняется несколькими причинами: решения high-end класса слишком дороги, предложений в среднем ценовом сегменте мало, платёжеспособность населения невысокая, интегрированных технических решений по взаимодействию с управляющими компаниями нет.

Чтобы «умные» решения стали массовыми, нужно или стимулировать их внедрение, как в Европе, или лоббировать, как в США, или выбрать путь их удешевления, на что делает ставку МГТС.

На технологическом уровне для создания более бюджетных «умных» систем уже многое сделано: на смену дорогим премиальным решениям на проводных технологиях, таких, как KNX/EIB, всё активнее выходят решения на основе относительно недорогих беспроводных технологий: Z-Wave, Wi-Fi, Bluetooth LowEnergy, ZigBee и других.

Они устанавливаются на любом этапе строительства и эксплуатации помещения и не требуют специфических умений по подключению и настройке. Такие системы можно в любое время дополнить различными датчиками, розетками, климатическим оборудованием.

Многообразие совместимых технологий в конечном итоге делает беспроводные решения дешевле аналогичных по функциональности проводных в несколько раз. Но в любом случае, единых утверждённых промышленных стандартов пока нет, что также сдерживает массовое производство и внедрение недорогих решений «умного» дома.

Управление системой через мобильное приложение, в том числе голосовое

Одним из путей продвижения понимания пользы и выгоды от «умного» дома может стать модель продаж оборудования по арендной схеме, которую мы применили в январе 2018 года, и сейчас внимательно изучаем реакцию рынка на такое предложение.

В пакет вместе с «умным» домом входит интернет-доступ. Есть два комплекта — базовый и премиальный. Они отличаются комплектацией датчиков и скоростью интернета.

Поскольку система представляет собой сложный технический комплекс, возврат взятого в аренду оборудования не предусмотрен. Абонент может расторгнуть договор аренды и приобрести комплект по остаточной стоимости.

Безопасность, спокойствие, экономия

Чтобы понять, чем могут быть полезны системы «умного» дома, достаточно взглянуть на состав готовых комплектов. Например, в основе нашего решения, разработанного с компанией Rubetek, — типовые поведенческие сценарии среднестатистической московской семьи.

Наш «умный» дом выключает приборы, отключает розетки при срабатывании датчиков протечки воды, включает свет при открытии двери или срабатывании датчика движения, направляет в мобильное приложение пользователя уведомления от датчиков движения, дыма, протечки воды и открытия дверей.

Для работы такого набора сценариев нужен комплект, в который входят центр управления, набор датчиков (движения, протечек, температуры и влажности, открытия дверей и окон), а также «умная» розетка, подключенная к центру управления и получающая от него команды. Это базовый набор, к нему можно подключать до 300 датчиков.

Премиальная комплектация «умного» дома от МГТС

«Умный» дом помогает снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций, повысить безопасность, снизить уровень стресса людей, сэкономить время и ресурсы семьи, способствует сохранению экологии. Большинство этих показателей можно оцифровать, но некоторые — уровень стресса или спокойствие — вряд ли поддаются прямому линейному подсчёту, хотя по значимости занимают едва ли не первое место для жителей мегаполиса.

И все-таки он «полетит»

Рынок домашнего интернета вещей во всём мире всё ещё на начальной стадии, и как раз на этой стадии важно накопить экспертизу, чтобы в будущем, когда потребность в «умном» доме станет массовой, операторы уже имели доведённый до автоматизма механизм взаимодействия по технически сложному продукту.

Примеров на российском рынке немного, но они есть: «Ростелеком» с февраля 2018 года начал продажи инновационного коробочного продукта «Умный дом» в Воронеже. «Мегафон» с конца 2016 года реализует проект под названием Life Control и позиционирует его как первый масштабный проект «умного» дома для массового рынка в России. «Триколор ТВ» вышла в феврале 2018 года с решением для провайдеров телевидения.

В перспективе трёх-пяти лет мы ожидаем, что количество пользователей нашей услуги «Умный дом» будет прирастать в среднем на 10% в год. Мировой рынок IoT, по прогнозу IDC, к 2020 году увеличится до $1,2 трлн. Вместе с ним, в среднем, на 21,3% ежегодно будет расти и доля решений домашней автоматизации в «общем пироге» интернета вещей.

#будущее

{ "author_name": "Катерина Павлова", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 43, "likes": 17, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33993", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]