{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Возлюби клиента твоего, как самого себя. Четыре с половиной правила как полюбить своего клиента

Партнёр PR-агентства Brainity Communications Екатерина Нальская — о том, как евангельскую заповедь экстраполировать на отношения с клиентами.

Кадр из кинофильма «Красотка»

Отношения с клиентами — это всегда балансирование на грани любовь/ненависть. Эти американские горки напоминают историю моей детсадовской любви с мальчиком Сережей: сегодня тебе перепадает печенье с полдника, трогательно презентованное в тайне от чужих глаз, а завтра тебе насыпят песка в панамку, а любимой кукле Маше открутят башку. И такой, конечно, драйв от всей этой чехарды, и чувства на пределе, но как же хочется простого человеческого счастья: твоё агентство, клиент, а также взаимопонимание и взаимоуважение — мирно сосуществуете в тихой гавани. Понимая, что идиллической картины в нашем деле (как, впрочем, и в любом b2b) не будет никогда, набросаю несколько правил, которые в своё время помогли перевести наши отношения с клиентами с уровня «все, я еду покупать дробовик, я больше не могу!», до «ну, ладно, бывало и похуже, поработаем, пожалуй, ещё годик».

Правило №1. Клиент не всегда муд... (зачеркнуто) не прав, клиент просто не всегда разбирается в предмете. Для этого, собственно, вы и нужны. Клиенту совершенно не обязательно разбираться во всех нюансах вашей работы. Ему достаточно быть профессионалом в собственном деле и понимать, что для перехода на следующий этап в развитии компании ему жизненно необходимы сторонние специалисты с понятным набором компетенций, то есть — вы. К пониманию этой простой, как инфузория-туфелька, истины мы пришли не сразу, но, когда пришли — жить стало лучше, жить стало веселее.

Правило №2. Если клиент все-таки мудак, придётся работать в предложенных обстоятельствах. Навести мосты любви и дружбы получится, если всё время держать в голове правило №1, а перед каждым митингом с клиентом повторять вторую евангельскую заповедь про «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Будда-фейс на совещаниях, философское отношение к задачам в духе «пусть эти параллельные прямые всё-таки пересекутся и сделают это на нашей пресс-конференции в ТАССе» и долготерпение. В конце концов эти люди платят вам деньги, в конце концов у вас — действующий контракт, в конце концов, вы подписались на это... И, в конце концов, рубль еще вчера хлопнулся с высотки Trump Tower и уже набрал ускорение свободного падения, доморощенные миллиардеры стремительно беднеют, ситуация на рынке — так себе, за новых клиентов ещё придется повоевать!

Правило №3. Соблюдай дистанцию. Аутсорс-компаниям (в нашем случае это внешняя пресс-служба) необходимо чётко разграничивать «они» и «мы». Вы не являетесь сотрудниками офиса, вы — нанятые внешние специалисты, вам совершенно не обязательно быть вовлечёнными во все внутренние перипетии компании. Подобное положении дел будет только мешать вашему бизнес-взаимодействию. Конечно, когда контракту уже несколько лет, держать дистанцию получается не всегда. И вот вы уже сдаёте деньги «мальчикам» на подарки к 23 февраля и вместе со всеми задуваете свечки на деньрожденческом пироге бухгалтера Николая Петровича. Только вот толку от такого сближения — чуть. Интегрируясь в организацию, вы лишаетесь статуса специалиста со стороны, профессионала, подобного которому в компании до вашего там появления не было — а иначе, нафиг бы вы им сдались?! Вы становитесь «своим парнем», в работу которого всегда можно влезть грязными сапогами и бестолковыми советами, любые попытки разорвать эти удушающие объятия будут пресекаться, потому что «мы ведь тут все свои» и «ну, нормально же общались, чо ты?!». Это касается как содержательной части вашей работы, так и формальной: например, любые переговоры по пересмотру условий действующего договора обречены на крах, потому что «свои люди — сочтёмся»...

Правило №4. Собственно, договор. Это — ВВП: Весьма Важное Правило. В ваших взаимоотношениях с клиентом критичен чётко составленный договор. Очевидное правило, но что на деле? Нередко используются «рамочные» договоры, составленные сто лет назад, или найденные в интернете, или, что еще хуже, отсутствующие вовсе. И в итоге может получиться, как в недавнем конфликте гуру инфобизнеса и главной интернет-маркетологини страны. «Брачному контракту» с клиентом с указанием конкретных пунктов, которые должны присутствовать в обязательном порядке, дабы обезопасить свою нервную систему, посвящу следующий подробный текст. Также архиважно, чтобы каждая конкретная задача подкреплялась отдельной бумагой, регламентирующей каждый ваш шаг и каждую «хотелку» клиента. Потому что обычно это: вы там как-нибудь сделайте, а дальше посмотрим... В результате работа будет переделываться раз, ещё раз и ещё много-много раз.

Последнее полу-правило, полу-женский, эстрогенный загон, касающийся взаимоотношений с клиентом: эмоционально не привязываться, а если всё закончилось — отпустить. Часто получается, что вы — ребята со стороны — за проект болеете больше, чем собственник и руководство. Оставайтесь на позиции профессионального выполнения своих задач. Всё-таки переживать за общую картину должен её автор, а не продавец кистей. Всё ровно так же, как и в любви — чем меньше мы контору любим, тем меньше боли головной! Однако, отпустить и не следить за «бывшими» после расставания не так-то просто. Вот и мониторятся «Яндекс-Новости», переживаются явно неудачные публичные выступления ваших уже НЕклиентов, генерируются пути выхода из ситуации. Всё — пустое! Как там? Если любишь — отпусти! И двигайся дальше, к новым интересным проектам.

Все ведь понимают, что взаимная любовь с клиентом, это, как соду купить, случается один раз в жизни. И не факт, что этот один раз придётся именно на вашу жизнь. Во все остальные разы взаимная любовь с клиентом — это адские каждодневные терпение и труд, которые, как говаривала моя маменька, все перетрут. Возможно, даже вас самих.

0
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Екатерина Нальская
Автор

Вам спасибо за то, что прочитали)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Бояринов

Вот п.4 это реально правда правда. Меняются менеджеры проектов на стороне заказчиков, с которыми и была любовь, приходят другие и говорят мы тебя видеть - не видели, знать - не знаем, и тянут своих исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Нальская
Автор

Согласна. Вот поэтому важно прописывать сроки действия договора, условия прологации и пр. Об этом хочу в следующем тексте написать подробно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда