{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Фокусируемся, углубляемся и не плошаем

Мнения по существующему продукту/услуге, реакция на ребрендинг/редизайн или на новый продукт собираются с помощью качественных исследований.

Фокус-группы, глубинные интервью, экспертные группы, клиентские клубы и многое другое - качественные исследования.

Если количественные исследования проводятся в компании постоянно, то качественные – срезами раз в полгода/год, как источник для обновления, поиска новых идей и wow-стандартов.

Среди широкого выбора инструментов качественных исследований выгодно выделяются глубинные интервью и фокус группы.

Фокус-группы

Фокус-группа - 5-10 респондентов. Даёт возможность собрать разные мнения и идеи.

Главная ошибка проведения любой фокус-группы - неправильно выбраны респонденты.

Перед приглашением респондентов в группу необходимо выделить главные требования к ним и опросить желающих.

Например, вы планируете провести ребрендинг или редизайн. Убедитесь, что вы НЕ приглашаете в группу дизайнеров или людей, которые с этим связаны.

Ваша аудитория - среднестатистический человек, который оценивает визуальное оформление как “приятно” и “неприятно”.

Исключение - ваш продукт или услуга рассчитаны на людей, которые связаны со сферой визуального оформления (дизайнеры, архитекторы и тд.)

Если вы хотите узнать мнение о уже существующем продукте/услуге, то лучший выход - собрать 2 разные фокус-группы.

1 - те люди, которые уже пользовались продуктом/услугой или знают/слышали о нём.

2 - респонденты, которые впервые берут в руки и используют ваш продукт.

В двух разных случаях можно собрать разные, полезные мнения и идеи.

Например, на рынок вышла новая электронная сигарета. Вы собираете 2 фокус-группы курильщиков (которые используют сигареты, вейпы, регулярно курят кальян). Около 7 человек, которые уже пользовались продуктом, и 7, которые впервые пробуют.

Первая группа уже может сказать инсайт по сигарете: что нравиться, будут ли пользоваться, чего не хватает и что бы изменили.

Вторая группа - чистое первое впечатление.

Разница в том, что первая группа уже пришла с мнением и предложением. Вторая группа дарит первое впечатление.

Эти 2 вида мнений будут полезны. Вы сразу увидите то, что нужно улучшить.

Потратить меньше, а узнать больше

Фокус-группа может быть on-line или off-line.

On-line подходит:

  • при тестировании виртуальных продуктов (сайт, игра, приложение),
  • требуется запись экрана при отслеживании действия пользователя
  • для получения беспристрастного мнения (сначала каждый отвечает по отдельности, а потом идёт on-line взаимодействие группы)

Плюс - дешевле чем off-line. Минус - меньше возможность контроля взаимодействия группы, нельзя наблюдать реакцию людей, невозможность тестирования реального продукта.

Off-line нужна:

  • когда необходимо наблюдать живую реакцию респондентов
  • необходимо тактильное взаимодействие с продуктом/услугой
  • дискуссия и генерация идей в группе

Плюс - живое и лёгкое взаимодействия, возможность контроля группы. Минус - дороже чем on-line, вероятность эффекта “массовости” мнений.

Социальное животное или как узнать правду

Респонденты не всегда понимают, что обманывают, но все же они лгут. Все мы в душе немного консерваторы. А точнее - у всех нас есть “рептильный разум”. Именно он держит нас в зоне комфорта и шепчет: “Не покупай другой шампунь, ведь запах этого привычней”.

У респондентов на фокус-группе часто срабатывает “рептильное мышление”. Когда человеку не комфортно, он стесняется и начинает обманывать сам себя чтобы не выделяться из толпы.

“Рептильный мозг мирно спал, когда пользователь участвовал в опросах и исследованиях. Все это были абстрактные разговоры о будущем приложении, это была покупка в дальней перспективе, а рептильный мозг живет в режиме «здесь и сейчас». И вот когда наступает момент покупки, люди от нее отказываются, даже сами не понимая, почему так происходит” (с)

Создание комфортной атмосферы и приглашение в качестве модератора незаинтересованное лицо - залог доверия и честности. Человек не должен думать о том, что за ним наблюдают. Важно, чтобы модератор мог стать другом в группе, одним из них.

Когда люди поймут, что ведущий не заинтересован в вашем продукте/услуге (он не получает % от продаж, а один из них), они более открыто будут выражать себя. Люди почувствуют себя группой, в которой можно откровенно делиться мнениями между собой.

Лайфхак эффективного проведения фокус группы - “изнеможить” респондентов.

Встреча обычно длится около 2 часов. В этот период собираются мнения и идеи в совокупности с общим настроением группы. На людей влияет мнения остальных респондентов, мода и прочее. Вероятность появления эффекта “массового” мнения крайне высока.

Этого достаточно если нужно собрать общее впечатление о виде, тактильному ощущению, запаху и тд.

Собирать идеи и доставать глубинные инсайты нужно в “чистом” виде. Самый лучший вариант - когда люди достаточно устали. В таком состоянии у людей нет сил думать о мнении ближнего и он озвучивает самые глубинные мотиваторы, собственные незашоренные идеи и впечатления.

Метод позволяет собрать необходимые мнения, впечатления и оперативно принять решение.

Фокус-группы помогают сгенерировать новые идеи, получить фидбеки по продуктам или услуге. Но более глубокие мотивы выбора может “выкопать” только личное общение с респондентом.

На помощь приходит глубинное интервью

Это беседа с респондентом, задача которой получить развёрнутые ответы и услышать его рассуждения по интересующим исследователя вопросам.

Эффективно провести “глубинку” и не оплошать

Создайте атмосферу

Благодаря тому, что беседа личная, ведущий может создать доверительную обстановку и поговорить с респондентом как с другом. Лучше всего при этом пить тёплый кофе или чай. Согласно утверждениям психологов, ощущение тёплой чашки в руках заставляет человека почувствовать себя в безопасности.

С помощью инструмента раскрываются глубинные инсайты и мотиваторы человека.

Правильно составьте анкету

Чтобы не загружать человека большим количеством информации, вопросы должны быть короткими и понятными.

Удачный ведущий

Необходимо подобрать человека, который понимает род деятельности вашей компании и осведомлен по поводу темы интервью.

Этот человек должен уметь:

  • расположить к себе
  • вести непринужденную беседу
  • создать доверительную атмосферу
  • задавать наводящие вопросы
  • иметь креативное мышление для дополнительных вопросов

Главная выгода - оперативное принятие точного и правильного решения. Имея результаты глубинного интервью можно увидеть пути достижения целей, а не строить догадок. Это упрощает и ускоряет принятие решения и начала работы.

Выводы и рекомендации 4Service

Чтобы провести эффективно качественные исследования, нужно запустить креативное мышление. Не использовать шаблонные сценарии и классические правила проведения фокус-групп или глубинных интервью.

Персонализированный подход актуален и тут! Приятное общение модератора или интервьюера с респондентами, кофе с печеньками, интересная беседа про интересующие бизнес вопросы в дружеской обстановке.

Для лучшего результата советуем использовать не только описанные в статье инструменты, а и брейн-штормы в середине компании, инструмент “Тайный покупатель” и другие. Эти методы помогут отыскать новые пути и сгенерировать свежие идеи.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда