Блог Нетологии
454
Блоги

Кейс Teachbase: как мы в сжатые сроки обучили сотрудников крупной ювелирной сети

Владимир Щербаков, директор по развитию TeachBase и спикер конференции Edmarketconf 2018, поделился опытом организации корпоративного обучения в формате микрокурсов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Осенью 2017 года мы, образовательный сервис Teachbase, вместе с партнером — «Международной ювелирной академией IJA» — запустили первый проект по микрообучению. До этого TeachBase уже помогал компаниям обучать персонал в различных форматах, но не в форме коротких занятий.

Нам предстояло обучить продавцов и администраторов сотни ювелирных сетей единому стандарту продажи товаров. Пилотный курс должен был подготовить персонал к самому важному для ювелирного рынка сезону — периоду новогодних продаж.

В программу мы включили новогодний сторителлинг, типологизацию новогодних клиентов, работу с запросами и многое другое. Всю базу знаний и навыков, которые предстояло освоить продавцам, мы разделили на короткие смысловые блоки: после прохождения каждого блока специалист должен был получить совершенно конкретный профессиональный навык — так называемый микронавык.

Было решено, что единственно правильный способ обучения в таких условиях — дозированная подача информации. Мы двигались от гипотезы: «чем уже формат и понятнее подачи, тем лучше сотрудник усвоит тему и выработает привычку к регулярному обучению».

Мы записали серию коротких видео, в каждом из которых рассматривали одну микротему

Так появился курс из пятнадцати микроуроков, каждый из которых представлял собой короткое обучающее видео (5−6 минут), сопровождаемое текстовым конспектом темы.

К каждому видео мы добавили небольшой тест на понимание прослушанного и практическое задание, которое демонстрировало пользу приобретенного навыка или знания для сотрудников.

Получение реального (физического) результата от выполнения задания — популярная практика в современном обучении. К примеру, компании Lingualeo или «Нетология» поощряют своих слушателей оценками-бонусами, которые трансформируются в виртуальные деньги, и в дальнейшем ими можно оплачивать обучение или дополнительную функциональность.

Пользовательский интерфейс

О формате микрообучения

В процессе «нарезания» блоков мы пришли к мысли, что все микроуроки должны быть идентичными по формату. Любое усложнение и изменение логики, формы подачи материала могло смутить слушателя, привыкшего к одной и той же подаче. К тому же, что очень важно для заказчика, — это значительно удорожало процесс и увеличивало время производства контента.

Кроме этого, единый тип обучения позволял быстро обновлять, изменять, адаптировать уроки исходя из полученной от сотрудников обратной связи. Её мы получали в виде выполненных тестов и отсылали оценку сотруднику через модератора, проверяющего задания. В итоге, выполнив задание, сотрудник получал короткий текстовый ответ: «Да, молодец, сделал все правильно» или «Нет, неправильно, постарайся еще».

Пример тестов

Длительность «ювелирного» курса составила пятнадцать дней, а прохождение одного микроурока (видео, тест и задание) в среднем заняло 10−15 минут.

Такой формат позволил сотрудникам учиться ежедневно, не отрываясь от работы, тратя на образование незначительную часть рабочего времени.

Он легко масштабируется под любые розничные бизнесы, цель которых — обучить большое число сотрудников общим навыкам или знаниям за ограниченное количество времени, будь то сеть по продаже одежды, обуви, мебели или бытовой техники, колл-центр или волонтерский проект. Короткие уроки подходят для обучения техникам общения с клиентами, приема звонков, приветствий и работы с возражениями.

Внутренняя админка курсов

В итоге мы подготовили к новогоднему сезону 3000 сотрудников из 103 розничных отделений и привлекли около 300 модераторов, проверяющих выполнение заданий, из числа сотрудников (предварительно обучив их).

Сегодня проект продолжается, вместе с партнером (IJA) мы запускаем новый обучающий модуль каждый месяц для 1000 человек из 40−50 ювелирных сетей по всей стране.

Стоимость обучения одного сотрудника обходится компании в 1000 рублей в месяц (один модуль). В планах — сделать обучение постоянным для 5000 специалистов и перевести курс на английский язык.

Соревновательность в основе мотивации и менторство руководителей

Мы запустили курс в форме «всеобщей мобилизации», не дав сотрудникам возможности отложить обучение на какой-либо период и тем самым достигли окончания курса в срок.

Общий старт, обсуждение с коллегами нового процесса в компании, сравнение результатов и рейтинги среди сотрудников побудили персонал серьезно воспринять учебу. Практика показала, что формат марафона значительно повышает вовлеченность в процесс.

На руку сыграло желание выглядеть хорошим студентом в глазах руководителя, на которого был возложен контроль выполнения заданий. Именно руководители оценивали прогресс обучающихся и ставили им оценки.

На одного модератора приходилось по 15−20 человек в крупной сети и по 2−3 человека в небольшой. Сейчас, внутри этого проекта, мы запускаем специальный курс для модераторов — факультатив по умению давать оперативную качественную обратную связь (на выполненное задание) в сжатом отрезке времени.

Конечно, в основе успешности нашего кейса лежит наличие сильного партнера, с которым нам удалось разработать структурированный контент, наложив на него правильную методику.

Технологии правильно «ограняют» программу обучения, делая ее удобной для обучающихся, и не тормозят рабочие процессы в компании. Сегодня мы думаем о внедрении ботов в наш микроформат, ищем новые технологические решения.

Какие выводы мы сделали

Почему удобно именно микрообучение? Оно дает возможность подавать информацию дозированно: в коротком отрезке времени люди лучше вовлекаются и лучше усваивают информацию. А если дополнить урок практическим заданием, то можно сразу контролировать, как сотрудник усвоил знания или навык.

Если есть много контента, который надо подать сотрудникам, делать это одним большим блоком неэффективно: люди теряются и не знают, с чего начать — им тяжело самостоятельно выстраивать образовательную траекторию и ставить приоритеты.

Проблема любого корпоративного центра обучения и самого процесса внутреннего обучения компаний в том, что сотруднику необходимо передать довольно большое количество знаний, а время на обучение ограничено.

Даже если в компании есть методисты, которые разрабатывают определенную траекторию, важно держать в голове мысль, что невозможно воспринять весь объем знаний одномоментно. Разделение образовательного контента на порции позволят обучать людей плавно и без отрыва от основных обязанностей.

Мотивация — двигатель успешного обучения. Участие в общем процессе, разговоры в коридорах о том, прошел сотрудник очередной урок и чьи оценки лучше — залог всеобщей вовлеченности.

Необходимы модераторы. Если обучить менеджмент быстро и эффективно оценивать персонал, результативность обучения повысится, а темпы сохранятся. К тому же подчиненным не хочется выглядеть «двоечниками» в глазах начальства.

{ "author_name": "Блог Нетологии", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 8, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "36146", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]