Риалвеб
501
Блоги

Набор сотрудников через обучение: ожидание и реальность

Может ли Школа молодых специалистов решить кадровый вопрос digital-агентства?

Поделиться

В избранное

В избранном

Digital рынок и рынок интернет-маркетинга ежегодно прирастают двузначными темпами. По мнению студентов ведущих вузов Google уже обогнал Газпром в качестве наиболее желанного работодателя. Спрос на сотрудников растет значительно быстрее предложения, что приводит к жесточайшей конкуренции за ценные кадры. IT-компании, рекламные агентства, крупные и средние рекламодатели постоянно ищут перспективных сотрудников. С другой стороны, в стране пока не сложилось системы качественного профильного образования в сфере интернет-технологий, что приводит к известному всем участникам рынка парадоксу. Желающих работать в digital много, но всех их надо учить, что долго и сложно, такие затраты под силу далеко не каждой компании. При этом специалист, прошедший даже базовое обучение и имеющий практический опыт работы, становится лакомым кусочком для всего рынка и это заметно бьет по unit-экономике с точки зрения зарплатной нагрузки. Резюмируя, мы поняли, что в долгосрочной перспективе без устойчивой и циклической программы подготовки молодых специалистов мы ставим себя в сложное положение и такую программу необходимо строить.

Вводные

Откровенно говоря, нам было с чего начинать и с чем работать. Риалвеб - это 340 человек в 3 офисах, одно из крупнейших интернет-агентств в рунете, занимающиее первые строчки в отраслевых рейтингах. Наши сотрудники выступают на конференциях, публикуют статьи в ведущих изданиях, мы проводим большое количество собственных активностей. Помимо этого, в наших рядах есть 3 партнера по обучению Яндекса, лекторы таких образовательных проектов как Нетология и практический опыт работы с крупнейшими рекламодателями.

Отдельно отмечу, что на момент старта работ по школе грейдовая система уже была полностью имплементирована, работала система “бадди” (старших менеджеров-коучей), дело оставалось за малым - перейти к конвейерному подходу, масштабировать прием ассистентов и сделать процесс цикличным.

Первый подход (неудачный)

Первый подход к теме мы предприняли летом 2016 года и сделали это дистанционным способом, в формате вебинаров. Контекстная реклама, видео реклама, email-маркетинг, веб-аналитика и programmatic, по каждому из блоков подготовили и записали цикл уроков в формате вебинаров, всего получился 21 урок. Мы создали подобие учебника для будущих стажеров и ассистентов, процесс подготовки программ обучения сильно помог структурировать наши подходы к грейдам и внутреннему тестированию.

С точки зрения прямых затрат проект обошелся в 4-5 чистых рабочих дней внутренних экспертов по каждому из направлений, плюс время организаторов и небольшие затраты на производство.

Не так и плохо на первый взгляд, мы вынесли много полезной информации и идей, но самая главная задача так и не была решена: поток младших сотрудников мы не сформировали. Каждый курс в среднем начинали слушать 50-100 человек в зависимости от темы, до итоговых тестов по завершению курса доходило не более десятка, а если учитывать географию, то результаты окажутся еще хуже.

Анна Соина
HR Директор Риалвеб Москва

Причин неудачи было несколько, но наиболее критическая - низкая вовлеченность слушателей. Если в случае с платными программами обучения для многих людей мотиватором является сам факт оплаты и этот этап отсеивает большинство случайных людей, то в нашем случае все шло хорошо ровно до того момента, когда надо было выполнять сложные домашние задания и готовиться к тестам. Мы решили, что нужно пробовать работать с кандидатами в оффлайне.

Оффлайн программа обучения

Подготовка к запуску началась за 3 месяца до формального старта, в этот раз мы сосредоточились на одном конкретном направлении - контекстной рекламе. Таким образом, задача была сформулирована следующим образом: получить 5-7 ассистентов по итогам стажировки с возможностью развертывания цикла обучения в течение 2 недель с момента принятия такого решения. Выбранный формат предполагает сочетание элементов лектория, онлайн-обучения и стажировки и требует заметного вовлечения текущих сотрудников.

Для начала, мы сформировали целевой портрет слушателя, в нашем случае это студент или недавний выпускник ВУЗа, имеющий возможность работать полный день, увлеченный миром digital и замотивированный на получение знаний в интернет-маркетинге. После этого наиболее опытные сотрудники отдела контекстной рекламы при поддержке hr-специалистов приступили к методологической работе - подготовке контента, оценочных материалов и тестов, дополнительных материалов для домашнего изучения, элементов викторин и интерактива. Мы прекрасно понимали, что, нанимая молодых людей, должны обучить их в привычной и удобной им интерактивной форме. На эту часть проекта ушло чуть более 3 недель и это не дешевое для компании удовольствие, привлекали мы самых опытных специалистов. Ряд на первый взгляд очевидных, но очень важных организационных моментов был решен силами hr отдела: онлайн расписание, общие чаты для коммуникации, рассылка домашних заданий и многое другое.

Следующим этапом стал подбор потенциальных участников, для этого мы использовали несколько каналов: сайт и группы в социальных сетях, основные кадровые порталы, собственных сотрудников в конце концов. Отбор кандидатов мы проводили в формате группового собеседования, собирали по 10-15 участников за раз, сфокусировались на определении мотивации и соответствии корпоративной культуре. Из 120 поданых заявок до этапа очного собеседования мы допустили 50 соискателей, среди которых выбрали 19 человек, составивших первый набор Школы Риалвеб. По итогам стажировки мы рассчитывали взять на работу ровно 6 соискателей и не скрывали эту информацию от ребят.

Разработанная программа длится 4 недели и состоит из трех теоретических и одного практического блока. Теория преподавалась нашими сотрудниками в формате очного лектория, прохождение каждой темы завершается тестом и практическим заданием. Каждый стажер имеет доступ к онлайн-журналу, где соискатель видит свои результаты и может сравнить их с результатами коллег по группе. Практический блок состоял в прикреплении каждого стажера к действующему сотруднику отдела, в течение рабочей недели ребята имели возможность понаблюдать за работой профессионалов, поучаствовать собственноручно в выполнении базовых задач. Финальной точкой стажировки стал “технический” экзамен и индивидуальное собеседование с потенциальным руководителем.

Затраты на школу Риалвеб в часах

Итого на реализацию проекта с нуля ушло: 226 часов

Результаты

Мы считаем проект вполне успешным, из 19 участников программы стажировки 12 дошли до итогового тестирования и индивидуального собеседования, 6 лучших мы трудоустроили в Риалвеб, все они прошли испытательный срок и успешно работают.

Проект потребовал значительных усилий и затрат, потраченное время и стоимость часов участвовавших специалистов примерно в 1,5 раза превысила аналогичные цифры при наборе ассистентов “стандартным” путем. С другой стороны, каждый следующий набор стажеров обходится примерно на 80 процентов дешевле за счет того, что учебная программа и материалы уже разработаны и требуют лишь косметических изменений в соответствии с ситуацией на рынке. Наконец, в процессе обучения и мы, и стажеры имеем максимальный уровень вовлеченности в процесс на протяжении месяца. У нас есть возможность посмотреть друг на друга. Стажеры знакомятся со всей “кухней” агентства, с коллегами, пробуют себя в работе с клиентом на базовых задачах. У нас же есть возможность оценить их обучаемость, выявить сильные и слабые стороны, мотивацию, найти подход. И это, пожалуй, одни из самых важных факторов, позволяющих нам и им сделать правильный выбор.

Первые выпускники Школы Риалвеб

Уровень приглашенных по итогам стажировки ребят оказался не в пример выше обычного, что позволило добиться высокого процента прохождения испытательного срока. Резюмируя, мы считаем проект хорошим подспорьем для компании в долгосрочной перспективе, очередной набор планируется как в Москве, так и в других городах нашего присутствия - Санкт-Петербурге и Риге.

{ "author_name": "Риалвеб ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 15, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37049", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]