Александръ Вашкевичъ
661
Блоги

Чему должна научить бизнес война с Telegram?

Telegram пал. 16 апреля Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса мессенджера, попутно заморозив работу еще половины сервисов Рунета. Несмотря на то, что полностью остановить работу децентрализованной системы обмена сообщениями в принципе практически нереально, удар все же был нанесен.

Поделиться

В избранное

В избранном

Прежде всего, детище Павла Дурова может лишиться притока новых пользователей из России – Telegram, скорее всего, будет удален из AppStore и Google Play. Да, запрет может быть обойден с помощью VPN, но какой рядовой пользователь захочет возиться с его настройкой ради установки не самого популярного мессенджера?

Но больше всего от блокировки системы обмена сообщениями пострадал бизнес. А точнее, боты, которые были надежным, эффективным и достаточно необычным и новомодным способом поддержания контактов с аудиторией. Всего компании могут не досчитаться 2 млрд. долларов прибыли - такие цифры приводят в своем исследовании последствий запрета Telegram аналитики из Flexbby.

Почему так произошло?

Обычному пользователю Telegram обойти блокировку достаточно легко – мессенджер поддерживает использование proxy-серверов. Настройка занимает считанные минуты, после чего снова можно читать любые каналы и чатиться с нужными людьми.

А вот с Telegram Bot API, с помощью которого и создаются виртуальные помощники, все сложнее. Каждый бот синхронизирует свои действия с сервером api.telegram.org и не может без него работать. Этот адрес, само собой, Роскомнадзор заблокировал в первую очередь. И запрет обойти в два клика не удастся.

Можно, конечно, использовать решения вроде OpenVPN или поднимать собственный proxy-сервер. Но для этого, во-первых, необходим грамотный технический специалист в штате, а во-вторых, не каждая компания захочет тратить ресурсы на поддержание мессенджера, который оказался вне закона.

И многие действительно отказались от поддержки ботов для Telegram.

Кто пострадал?

Все. Блокировка api.telegram.org сказалась на работоспособности абсолютно всех российских ботов. Заинтересованным в поддержании своих телеграм-чатов пришлось озадачиться созданием собственных proxy-серверов, а всем остальным – попрощаться со своими виртуальными помощниками.

О каких жертвах известно наверняка?

  • РЖД. Бот в Telegram информировал клиентов и оперативно отвечал на их вопросы.
  • Сбербанк. Один из крупнейших банков России не стал дожидаться начала официальной блокировки и отключил своего бота сразу же после оглашения решения суда 13 апреля.
  • Портал госуслуг РФ. Еще одна государственная организация выключила виртуального помощника. До запрета он консультировал пользователей и ускорял получение необходимой информации.
  • ВкусВилл. Пострадал от блокировки Telegram и частный бизнес. Чат-бот «ВкусВилл», магазина здорового питания, реализовывал свою программу лояльности через запрещенный мессенджер для 190 тыс. клиентов. Больше он не работает.

Это далеко не все пострадавшие. Среди малого и среднего бизнеса найдется достаточно компаний, которые отключили своих ботов из-за необходимости нанимать технических специалистов и поддерживать собственные VPN и proxy.

Что делать?

Блокировка Telegram показала, как хрупки чат-боты, использующие инструменты популярных мессенджеров. Одна блокировка системы обмена сообщениями – и вся тщательно налаженная коммуникация с клиентом прекращается.

Выход из положения – использовать собственного бота. Именно так и планирует поступить компания ВкусВилл: выпустить отдельное мобильное приложение, которое заменит виртуального помощника в Telegram. Благо, сейчас достаточно стартапов, предлагающих платформы для создания ботов.

  • Digital Ruka. Не совсем платформа. Скорее, аутсорс-компания, которая предлагает услуги по разработке виртуальных ассистентов, как для мессенджеров, так и установки на сайт. Будет интересна тем, кого не устраивает функционал готовых ботов. Остальным лучше обратить внимание на «коробочные» решения – дешевле выйдет.
  • YamiChat. Поддерживает гибкую кастомизацию чат-ботов в симбиозе с онлайн-чатом, что позволяет настроить стратегию, при которой виртуальный ассистент оптимизирует работу оператора. Можно рандомизировать и разнообразить ответы бота на одни и те же вопросы. Главный недостаток - отсутствие расширенного списка интеграций с другими сервисами.
  • SiteHeart. Также можно использовать в качестве чат-бота, но пользователь должен выбрать вопрос из готового списка. В бесплатном и базовом тарифе довольно жесткие ограничения по количеству диалогов бота, так что для серьезного использования понадобится как минимум план «Standart». Зато есть мобильные приложения и возможность генерации собственных форм в окне диалога.
  • Nanotech42. Стоит еще дороже SiteHeart. Тарифы ограничивают прежде всего количество учетных записей, что также не сильно приятно. При этом бесплатный и базовый план в принципе не поддерживают создание чат-ботов – с их помощью можно только организовать базу знаний. Странный сервис, если честно.

Блокировка Telegram, несмотря на все свои очевидные негативные последствия, все же имеет и одно позитивное. Она вскрыла массу проблем в существующем подходе к работе с чат-ботами, показала, как губительна может быть привязка коммуникации с клиентами к одной популярной платформе. Что ж, у нас, по крайней мере, сейчас есть время усвоить этот урок.

{ "author_name": "Александръ Вашкевичъ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 14, "likes": 8, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37430", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "create", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]