{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Aviation Week Awards и стартапы в области авиации

Большинство стартапов, которые возникают в последнее время – в области информационных технологий. Это совершенно неудивительно, учитывая снижение порога входа в ИТ-проекты, как с точки зрения необходимых инвестиций, так и возраста самих фаундеров. Иногда для старта проекта достаточно всего нескольких тысяч долларов, на которые можно купить пару-тройку ноутбуков. Несколько по-другому обстоят дела со стартапами в материалоёмких областях. Здесь разброс стартовых инвестиций (seed-капитал) может быть от сотен тысяч до сотен миллионов долларов, если речь идет о фармакологических проектах.

В этой заметке пойдет речь о стартапах в области авиации. В марте 2018 года были определены очередные лауреаты Aviation Week Awards. Это крупнейший американский конкурс разработок в области авиации, который проводится уже более 60-ти лет. Он касается как гражданских, так и военных (иногда – особо секретных) аспектов. Конкурс не заточен непосредственно на стартапы, но среди его победителей, как правило, либо как раз те самые стартапы, либо отдельные независимые группы в рамках крупных ведомств или корпораций, то есть, почти «корпоративные стартапы».

Мой интерес к этому конкурсу был вызван тем, что одним из основных победителей этого года в области коммерческой авиации стал проект, которым я занимаюсь в рамках венчурного фонда, в котором работаю. Несмотря на наличие санкций, американцев не испугала русская толика (ученые и инвесторы) этого проекта.

Ниже – перечень лауреатов этого года с краткими комментариями по сути решений.

Церемониальный зал

Главные ЛАУРЕАТЫ

· Оборона: Агентство противоракетной обороны США (U.S. Missile Defense Agency) и Боинг.

После десятилетий разработок, наконец-то была проведена демонстрация наземной противоракетной системы, которая перехватила цель, имитирующую полет межконтинентальной баллистической ракеты.

· Космос: SpaceX

За демонстрацию потенциального повторного использования орбитального космического корабля, впервые после программы «Шаттлов».

· Бизнес-авиация: Pilatus PC-24 Jet

PC-24 – самолет с двумя турбовентиляторными двигателями, способный взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной менее километра. Самолет оснащен встроенной авионикой, удобной кабиной, креслами с быстрой заменой и большим грузовым люком.

· Коммерческая авиация: Spirit AeroSystems

За успешное проведение антикризисной программы и за долгосрочный контракт с Боинг в области аддитивных и других прорывных технологий

ОБОРОНА (военные применения)

· Лучший новый продукт: Logos Technologies Redkite

За основу был взят тяжелый датчик, который раньше мог транспортироваться только крупными самолетами. Датчик был уменьшен в размерах и теперь его можно ставить даже на беспилотники. Датчик предназначен для визуального online контроля за движущимся транспортом и конкретными людьми в пределах города. Человек даже не узнает о том, что за ним постоянно следят.

· Двойное назначение: беспилотник Raytheon Coyote

Позволит Национальному управлению океанических и атмосферных исследований США лучше прогнозировать интенсивность бурь и штормов (в том числе, размер волн) в прибрежной зоне.

· Электроника и Авионика: ВМС США / Rockwell Collins Increment II

Система боевой подготовки, фактически – первая воздушно-десантная система обучения с сертифицированной многоуровневой защитой. Позволяет отрабатывать взаимодействие истребителей 5-ого поколения с истребителями 4-го поколения.

· Эксплуатация: Агентство противоракетной обороны США (U.S. Missile Defense Agency) и Боинг.

См. выше.

· «Инновации поставщика»: Metro Aerospace C-130

Продукт представляет собой микроволокна для снижения сопротивления фюзеляжа военно-транспортного самолета C-130 «Геркулес». В результате, расход топлива удается сократить примерно на 3%. Продукт стал результатом коммерциализации разработок Lockheed Martin.

· Технология: конвертоплан Bell Helicopter V-280 Valor

Конвертоплан сочетает преимущества самолёта и вертолёта – его двигатели могут быть направлены вперед, как у самолета, или вверх, как у вертолета. Компания-разработчик смогла создать новый тип летательного средства всего за три года. Прототип успешно прошел испытания.

· Беспилотные системы: Kratos UTAP-22

Высокоманевренный беспилотник, нагруженный различными сенсорами и вооружением. Планируется применять в крупномасштабных конфликтах.

· Оружие: GBU-69/B

Снаряд с увеличенной летальностью и уменьшенным уровнем шума. Был разработан всего за три года.

КОСМОС

· Пусковые установки: SpaceX

См. выше

· Эксплуатация: Индийская организация космических исследований (Лаборатория планет)

Эта организация запустила рекордные 104 спутника за один пуск, в том числе 88 микроспутников, которые должны делать ежедневные общедоступные изображения Земли. Цель – анализировать изменения с течением времени.

· Платформы: ViaSat / Boeing ViaSat-2

За ввод в эксплуатацию крупнейшего в мире коммерческого коммуникационного спутника ViaSat-2, позволяющего снизить стоимость космической связи до таких уровней, чтобы сделать её конкурентоспособной с наземной связью.

Потрясающая миссия, которая привела к открытию уникальных мест. Аппарат изучал Титан и Энцелад, спутники Юпитера. Энцелад примечателен тем, что на нем есть гейзеры, которые бьют на 250 км вверх, а подо льдом – океан глубиной в 45 километров. Толщина льда может достигать от двух до двадцати километров. Энцелад – место, где с наибольшей степенью вероятности может быть найдена жизнь за пределами Земли.

БИЗНЕС-АВИАЦИЯ

· Лучший новый продукт: Foreflight

Система электронного планирования для багажа, информации о полете и погоды. Интегрируется с Jeppesen, одним из мировых лидеров на рынке обеспечения аэронавигационной информацией. Работает как приложение на планшете.

· Обслуживание клиентов: MedAire

Проект предлагает содействие лицам с проблемами здоровья в любой точке, на земле и в воздухе. Предоставляются медицинские советы, аптечки, оборудование и т.д.

· Электроника и Авионика: Dassault / Elbit FalconEye

За разработку FalconEye – навигационной системы отображения «на уровне глаз», т.е. изображение отображается так, что глаза опускать не нужно, как правило, путем проецирования. Система впервые сочетает в себе несколько изображений – картинку высокого разрешения, картинку с инфракрасной камеры, картинку в условиях низкой освещенности. Система обеспечивает пилотам четкое видение в незнакомых аэропортах даже в условиях ухудшения видимости.

· Платформы: Pilatus PC-24 Jet

См. выше

За разработку системы «винглетов» («законцовок крыла»), которая снижает сопротивление крыла. Система позволяет производить активное ослабление нагрузки, т.е. устанавливать винглеты без необходимости усиления первоначальной конструкции крыла.

КОММЕРЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Гибкий оптический фильтр-пленка, которую можно наклеивать на внутреннюю поверхность окон кабины экипажа. Фильтр блокирует излучение лазерных указок, не мешая при этом видимости. Угроза от хулиганов существенно снижается, так как только в США каждый год раньше происходило несколько тысяч инцидентов с ослеплением самолетов. С ужесточением мер наказания число инцидентов снизилось на порядок, тем не менее, каждый такой инцидент может привести к катастрофе. Во многих странах проблема даже усугубляется. MTI сотрудничает с Airbus в разработке и коммерциализации этой технологии.

· Обслуживание, ремонт и эксплуатация: Delta TechOps

Инновационный подход к мониторингу оборудования и обработке индустриальных данных. Только за 2017 год было предотвращено более 1 тыс. поломок двигателей.

· Платформы: Boeing 737 Max

За успешное внедрение 737MAX (737-8) в эксплуатацию. Интересно, что при этом одновременно разрабатывалась и проходила испытания модификация 737-9, а также начиналась сборка модели 737-7.

За тесное взаимодействие между правительством и промышленностью в целях повышения безопасности полетов. CAST смогла досрочно выполнить цель на 10 лет и сократить смертность на коммерческой авиации в США более чем на 80%.

· «Инновации поставщиков»: Norsk Titanium / Boeing

За квалификацию первых частей для коммерческого воздушного транспорта, произведенных по принципам аддитивных технологий (грубо говоря, на 3D-принтерах) из титана. Производственный процесс основан на принципах плазменного осаждения, одобрен контролирующими органами и уже применяется при производстве Boeing 787.

· Технология: Airbus

Проект BLADE («Breakthrough Laminar Aircraft Demonstrator in Europe») нацелен на отработку возможностей применения ламинарного движения в коммерческой авиации. Ламинарность означает, что газ (воздух) перемещается слоями без перемешивания и пульсаций, то есть без беспорядочных быстрых изменений скорости и давления. Этого можно достичь, например, если делать гладкую поверхность и невысокий профиль крыла. Кроме того, можно использовать специальные краски, как делает британская GKN.Цель разработок – снизить сопротивление крыла на 50% и понизить выбросы парниковых газов не менее чем на 5%.

Вместо заключения

Конечно, попадает в число лауреатов какого-либо конкурса далеко не означает коммерческую успешность проекта. Стартап может и не взлететь, так как на его успех влияет гораздо очень большое количество факторов – рынок (размер, востребованность, рост, конкуренты), команда (слаженность работы, умение бежать быстро, наличие необходимых компетенций, мотивация), финансы (сходимость юнит-экономики, достаточность инвестиций), технологии (возможность промышленного производства, IP) и еще целый ряд факторов.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда