Mihail Topchin
388
Блоги

«Человек этим жить должен. А если этим не жить, то лучше и не начинать заниматься»

Инга Экзархо рассказывает, как она развивает в Сочи фермерское хозяйство и агротуризм.

Поделиться

В избранное

В избранном

За последние годы сложился портрет типичного «нового сочинца» - это энергичный, деятельный человек, который переехал в наш город после Олимпиады, открыл здесь своё дело или работает в крупной компании. Инга Экзархо немного отличается от этого портрета, она переехала в Сочи ещё задолго до того, как он стал одним из главных городов нашей страны, и не просто переехала, а стала здесь активно работать. Пару лет назад Инга открыла в Сочи свою ферму, и, не смотря на огромные трудности, занимается производством экологически чистых продуктов. А главное, развивает абсолютно новый вид отдыха в нашем городе - агротуризм.

— Вы переехали в Сочи из Москвы 16 лет назад.

— Считайте, уже 18 лет назад.

— Это был 2000-ый год: тогда Сочи ещё трудно было назвать развитым и как курорт, и как место для ведения бизнеса. Почему вы решили перебраться сюда?

— Если сравнивать Сочи ещё времен СССР, то это был уникальный курорт, в который приезжало много российских и иностранных гостей. Многому надо поучиться у того, что было тогда, что было (после распада СССР) потеряно и уничтожено. Но вопрос не об этом.

Москва утомляет. Это энергетически тяжёлый город. Огромный, безразмерный, с безумной энергетикой. Не только я, но и многие люди, которые это понимают, сбежали из этого города.

— Каким вам запомнился Сочи в 2000-ом году?

— Красивый город, но грязновато было, особенно в горах. Это, конечно, расстраивало. Кучи мусора лежали, несанкционированные сбросы повсеместно. Но природа всё равно брала своё.

Сейчас, безусловно, это другой город. Многие местные жители с сожалением говорят, что прошлого не вернуть, такой, знаете, «кулуарности», уникальности. Жизнь — она идёт вперед, и всё меняется.

— Вы тоже с сожалением смотрите на перемены, которые произошли с городом?

— Мне трудно оценивать, потому что я не родилась здесь. Но то, что я вижу — город, безусловно, меняется, идёт развитие, изменение жизни. Сейчас же невозможно спорить, нужен нам интернет или нет. Также и здесь, это нормальное течение жизни. Появляются новые здания, новые дороги, появляется другая инфраструктура.

— Чем вы занимались в Москве до переезда в Сочи?

— Я много лет занималась общепитом: руководила предприятиями общественного питания, сферы услуг.

— После переезда вы с мужем открыли в Сочи ресторан. Как вы пришли к тому, что хотите заниматься ещё и фермерским хозяйством?

— Это поиск качественного продукта. Мы сами хотели питаться экологически чистой едой и своё окружение ей кормить. В последнее время это особенно актуально, если посмотреть на то, что продаётся в магазинах. Идею долго вынашивали, и вот она воплотилась. Ещё не до конца, правда, — ферма продолжает строиться. Конечный вариант можно будет увидеть только года через два-три.

— На мой дилетантский взгляд, открывать фермерское хозяйство в Сочи — это необычный поступок. У нас сложный рельеф, непростой климат, дорогая земля.

— Это не дилетантский взгляд, это правильно понимание. Здесь действительно всё очень сложно: нет своих кормов, нет заливных лугов с богатой сочной травой. Есть очень много сложностей связанных с тем, что мы находимся в горах, но есть, безусловно, и свои плюсы: чистейший воздух, горная артезианская вода, много солнца, мягкий субтропический климат. Если мы будем сравнивать Сочи со средней полосой России, то, конечно, выбор будет в сторону Сочи. Также здесь растут уникальные субтропические растения.

Такая, знаете, уникальная ситуация: с одной стороны всё хорошо, с другой стороны очень много сложностей.

— Вы развиваете и животноводство, и растениеводство?

— На нашей ферме несколько отделений. Первое – это садоводство – более 1000 фруктовых деревьев, второе – овощеводство, а дальше – козоводческое отделение, где живут козы и коровы. Мы производим молоко, из которого делаем свои сыры и кисломолочные продукты. Также у нас есть конноспортивное отделение, где мы содержим не только спортивных, но и любительских лошадок.

— Ферма приносит прибыль?

— Вы хотите сказать, насколько она рентабельна?

— Да.

— Дело в том, что о рентабельности рано говорить. О ней можно говорить, когда предприятие уже полностью закончено, а когда строительство превышает ещё некий заработок, то трудно говорить (о рентабельности). По каким-то отделениям да, можно сказать, но говорить в целом – нет.

— На что вы делаете ставку в плане прибыли: на производство или на туризм?

— А тут всё взаимосвязано, понимаете. Людям интересно то, что мы делаем. Приезжают они сюда именно за нашим продуктом и за нашей красотой. Поэтому чем больше будет туристов, тем больше продукта мы сможем продать. Вот и всё. Тут прямая закономерность: надо развивать и производство сельскохозяйственной продукции, плюс наши точки общественного питания, и туризм. Как я всегда говорю на своих выступлениях: «Мы не только производим сельскохозяйственную продукцию, но и показываем гостям, как мы это делаем».

— За последние годы спрос на вашу продукцию вырос?

— Конечно, вырос. Если бы у меня было больше возможностей, я бы уже свой сыр продавала не только здесь. Периодически кто-то приезжает или на выставках подходит с предложением, что готовы покупать, скажем, 500 килограмм сыра в месяц.

— Если экологически чистые продукты так востребованы, почему тогда это не развивается у нас? В чем главная проблема? Это же огромные перспективы.

— Огромные перспективы не здесь — перспективы там, где это удобно делать. Здесь это делать неудобно, на Кубани это гораздо выгоднее.

— В Сочи же уникальные условия, в том плане, что только у нас в России растут субтропические культуры, инжир, например. Тогда почему бы не сделать упор на этот вид хозяйства и не развивать его ещё как туризм?

— Это большой труд, это очень сложно. Как вам сказать… человек этим жить должен. А если этим не жить, то лучше и не начинать заниматься. Садоводство здесь в своё время было очень неплохо развито. Тут рос великолепный чернослив – уникальный по своим вкусовым качествам; инжир, персик тоже очень вкусный, фейхоа, хурма, бесподобная алыча.

Да, это вопрос правильный, у нас тоже был такой же вопрос: «Почему в таком благодатном месте нет садов?».

— Как я понимаю, в советское время это всё было на государственном уровне, но потом страна разрушилась, и государство перестало заниматься развитием садоводства. Почему бизнес не встал на его место, если это перспективная отрасль?

— Ну как перспективная, я же вам и объясняю, здесь она не может быть особо перспективной. Здесь всё должно быть на дотациях, на государственной помощи. То есть, прежде всего, государство должно быть в этом заинтересовано. Но, на самом деле, я не хочу затрагивать эту тему. Это вообще больная тема.

Я знаю людей, у которых есть свои сады, но не более того. И как сказать этому человеку: «Возьми 10 гектар и засади это всё садом»? У тебя вода должна быть, у тебя дороги должны быть — иначе как ты этот сад будешь обслуживать? Как ты будешь урожай собирать, как ты его будешь вывозить? Сколько элементарно будет стоить первая высадка, пол гектара? Сколько человек должны за этим ухаживать? А кто будет охранять этот сад? У нас тоже был момент, когда воровали саженцы. Просто тупо приходили и выкапывали. Это сейчас мы уже завоевали определённую популярность у местных жителей. Люди видят, сколько труда и любви в это всё вкладывается, и другое отношение к нам стало. Вы не можете посадить дерево и не загородить его забором, потому что банально эти вот везде пасущиеся коровы зайдут и ваш сад уничтожат за полчаса. Ничего не останется.

Вот человек и начинает считать: а поставить забор, а сделать дорогу, а провести воду. А где воду брать? Скважина или хотя бы элементарно колодец — это тоже стоит денег. А из колодца воду натаскать сад полить – это физический труд, колоссальный труд, понимаете.

— То есть, даже несмотря на наше географическое положение и уникальные субтропические культуры, садоводство в Сочи не рентабельно?

— Нет, конечно. Это можно делать ради своего удовольствия, это больше имиджевое мероприятие, а не коммерческое. В своём саду вы получаете урожай один раз в год. Более того, при какой-то ошибке в уходе урожай теряется.

— Есть мнение, что Сочи сейчас курорт для массового туриста, к нам приезжают люди, которым надо только лежать на пляже, есть за пластиковыми столиками непонятный шашлык и всё. Вы с этим согласны?

— В основном, к нам едет турист определённого сегмента – это люди среднего возраста, с семьями, образованные, живущие в крупных городах и имеющие хороший стабильный доход. Они интересующиеся, познающие, уже достаточно много всего видели и достаточно требовательные. Это люди, которые хотят получать качественные услуги на хорошем уровне. Если вы сможете ему соответствовать, то сможете заполучить этих людей.

То, о чем вы говорили, люди, которые лежат и кушают где-то на пляже и больше ничем не интересуются – они тоже есть. Более того, каким-то случайным путём приезжая к нам, они не видят ничего для себя интересного. Сразу видно — это не те люди. Бывает, приезжает группа туристов, и некоторые стоят на парковке и говорят: «Ну что тут смотреть, ферма как ферма, мы что, ферму не видели?».

— По вашим ощущениям, каких туристов сейчас в Сочи больше? Нужен ли вообще сегодня нашим отдыхающим агротурзим?

— Интерес, безусловно, есть. Уникальность нашего предприятия и заключается в том, что мы предлагаем нечто другое, мы расширяем сферу туристического показа.

Человек, приехав отдыхать на море, через какое-то время устаёт от него, и ему надо увидеть что-то ещё. Если раньше предлагались водопады, башня «Ахун», ещё несколько мест, то сейчас мы предлагаем ту же красоту, природу, но ещё и некое действо. У нас такое сложное предприятие, которое не просто производит продукцию, а и ещё перерабатывает, упаковывает, продаёт, плюс предоставляет туристические услуги. Тут даже уже и не знаешь, кем ты на самом деле являешься больше. Это действительно тесно связано: производство и туризм. Нам, конечно, есть куда это всё продавать, но люди сюда приезжают именно за этим. Плюс наслаждение природой. Мы не перестаём говорить всем насколько прекрасен наш город, насколько он уникален, и что здесь действительно есть всё для отличного отдыха.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Mihail Topchin", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 7, "likes": 11, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37686", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]