Qrator Press Centre
143
Блоги

Блокировка IP-адресов Amazon и Google. Что делать бизнесу, чтобы остаться на плаву

О том, какие шаги стоит предпринять бизнесу, чтобы не попасть под блокировку Роскомнадзора по делу Telegram, рассказывает технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков.

Поделиться

В избранное

В избранном

Артем Гавриченков, технический директор Qrator Labs

Последствия масштабных блокировок Роскомнадзором подсетей крупных провайдеров в стремлении ограничить доступ к Telegram оказались фатальными для многих компаний. На ухудшение качества доступа стали жаловаться пользователи различных интернет-ресурсов, не имеющих никакого отношения к мессенджеру, но попавших под волну блокировок. Проблемы в работе кассовых аппаратов, платежных систем, сбои в доступе к облачным хранилищам и, наконец, полная недоступность ресурсов – все это вылилось в серьезный урон для бизнеса: ущерб в миллионы рублей и значительные репутационные потери. На сегодняшний день главная задача для любой компании — сохранить бизнес и не потерять лояльность клиентов, поэтому расскажем о том, как бизнесу избежать блокировок своих сервисов и что делать, если ресурс все же оказался недоступен для пользователей.

Как «подстелить соломки»

1. Наладить регулярный мониторинг собственных ресурсов: обязательно настроить оперативные уведомления об инцидентах блокировки. Для этого есть 2 способа: запросить сервис проверки у своего оператора связи, если у него есть доступ к полной выгрузке из реестра запрещенных сайтов, или автоматизированно проверять все свои IP-адреса и домены на сайте Роскомнадзора http://blocklist.rkn.gov.ru/. Если своей системы мониторинга у бизнеса нет, ее придется строить с нуля самим или же можно заказать у подрядчика. Подобного рода услуги оцениваются аутсорсинговыми компаниями, вместе с поддержкой и администрированием, в сумму порядка 50-60 тысяч рублей в месяц.

2. Если бизнесу важно обеспечивать непрерывный (круглосуточный или же в течение рабочего дня) доступ пользователей к ресурсу, советуем заранее составить шаблон такого документа, как RCA (Root Cause Analysis), с описанием первопричин произошедшего отказа в обслуживании. В случае сбоев в работе сервиса этот документ необходимо разослать всем пользователям, поясняя, какого рода причинами вызваны проблемы и какое влияние они оказывают на работу ресурса. Это поможет хоть немного подстелить соломки на дно репутационного краха, показывая, что компания серьёзно относится к возникшей проблеме, и повышая прозрачность бизнеса для клиентов.

3. Помнить о необходимости доступа бэк-офиса и удалённых сотрудников к различным ресурсам – к онлайн-офису, системам документооборота, CMS (Content management system) и пр. Для этого следует подключить виртуальную частную сеть (VPN), что поможет сотрудникам продолжать онлайн-работу, даже если какие-то из важных ресурсов компании попадут под блокировку. VPN-сеть также следует включать в мониторинг, чтобы оперативно мигрировать на другой адрес, если ее заблокируют. Затраты на покупку и обслуживание VPN-сети совсем не велики: порядка 2000-5000 рублей в год. Более того, для ряда задач (но не всех) можно обойтись и простыми бесплатными решениями, такими, как Tor Browser.

4. Заранее позаботиться о запасном сервере. При возникновении любых проблем (и не только проблем с Роскомнадзором) с основным сервером обеспечить переключение ресурса на новый.

5. Обязательно отладить процедуру миграции на запасной сервер. Провести комплекс мероприятий (например, ночью на выходных), составленный так, как если бы инцидент с блокировкой уже произошел. Определить время на переключение на другой сервер и понять, где возникают затруднения. Это крайне необходимая процедура для всех, но в особенности для компаний, деятельность которых неразрывно связана с онлайн-бизнесом.

6. Завести собственную автономную систему (зарегистрированную систему IP-сетей, имеющих единую политику маршрутизации с интернетом) и собственный блок адресов. Это поможет свести к минимуму вероятность попадания компании под блокировку, однако такой вариант будет по карману далеко не всем, поскольку стоимость эксплуатации автономной системы может доходить до нескольких тысяч евро в год.

Что делать в случае блокировки

1. Убедиться, что ресурс попал под блокировку Роскомнадзора именно в связи с делом Telegram. Ресурсы могут оказываться в реестре запрещенных сайтов и по причинам, не связанным с мессенджером, например, из-за содержимого комментариев пользователей на сайте.

2. Оперативно сменить IP-адрес ресурса, если он оказался заблокирован. Для этого необходимо заранее установить невысокое значение времени жизни DNS-записи, например, 5 минут, и при обнаружении проблем быстро мигрировать на другие адреса.

3. Обратиться к своему провайдеру с просьбой оперативно сменить IP-адрес вашего сервера. Однако на внешний IP-адрес часто бывает завязано много процессов, и поменять его оперативно нет возможности – эти факторы обязательно следует учитывать. Кроме того, некоторые сети, провайдеры могут попадать в выгрузку целиком, и смена адреса, например, зарубежного провайдера ни к чему не приведет. Российское «гражданство» сервисов снижает вероятность попадания в выгрузку ввиду особенностей процесса блокировки, но абсолютных гарантий не дает.

Будьте во всеоружии

100%-го способа избежать блокировки сервиса не существует. По сути, сейчас вероятность наступления такого события может быть приравнена к отказу линии связи или оборудования – ситуациям, которые могут случиться с каждым. Риски современного бизнеса высоки, и блокировок можно ждать не только по делу Telegram. Поэтому самое главное для каждой компании – отладить все технические процессы, проработать функциональность системы и обязательно иметь в запасе план «Б».

#telegram #блокировки #роскомнадзор

{ "author_name": "Qrator Press Centre", "author_type": "self", "tags": ["telegram","\u0431\u043b\u043e\u043a\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438","\u0440\u043e\u0441\u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440"], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38056", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]