Сказачное Бали: несколько советов, если планируете выходить на индонезийский рынок технологий

Советы от индонезийского digital-эксперта

ВСЕ НАДОЕЛО

Помните, году так в 2013-м каждый второй столичный smm-щик уезжал куда-нибудь в Таиланд, работал на удаленке, а если повезет, еще и квартиру сдавал. Эти люди были подобны супергероям, казалось, они не боятся жить, как хотят, следуют своей мечте и т.д. Сейчас этим никого не удивишь, в Тай за это время съездили почти все, а половина фрилансеров давно вернулась в Россию: может, кризис, может, еще что-то, во всяком случае теперь они такие же простые смертные, как и мы с вами. Хотя статистика не становится хуже: в прошлом году количество самозанятых людей выросло с 11 до 18%. Проведя небольшой ресерч, мы выяснили, что одним из перспективных направлений сейчас, как ни странно, сейчас становится Индонезия (в прошлом году из России туда съездило аж 110 529 туристов). Рассказываем, что там вообще можно делать и какие перспективы есть у сказочного острова Бали.

ПОЧЕМУ АЗИЯ?

Исследователи глобальных процессов твердят о том, что большинство европейских держав уже достигло своего экономического благополучия, и их дальнейшее развитие пока затруднительно. Удержание стабильности – на сегодня это основная задача европейский гигантов, поэтому аналитики делают большую ставку на государства в Азии. К сотрудничеству с “третьим миром” теперь стремятся даже самые влиятельные страны ЕС. Показатели Китайской Народной Республики или Республики Сингапур – хороший пример для той части Азии, которая только начинает выбираться из экономического болота. Крупные технологические компании поняли это и теперь стараются успеть выгодно выйти на азиатский рынок в самое ближайшее время.

остров Самалона, Южный Сулавеси, Индонезия

ПРЕДЫСТОРИЯ

Почти у каждого взрослого человека в Индонезии есть мобильный телефон. Для нас это может звучать диковато, но на самом деле как страна “третьего мира” Индонезийская республика довольно прогрессивна, особенно в сравнении со своими “коллегами” по альянсу. Правда, телефоны есть, а Интернета нет: повсеместным соединением страна похвастаться не может, по данным Международного союза электросвязи, только 18% всего населения имели доступ к Сети в 2011 году.

Индонезийцы так же, как и все мы, любят позалипать в соцсетях. Facebook – один из самых посещаемых сайтов в Индонезии. Twitter тоже старается не уступать: в 2012 году французская группа мониторинга Semiocast назвала Джакарту самой “чирикающей” столицей, то есть жители республики отправляют твиты чаще всего остального мира. Из-за безумного увлечения соцсетями медиа Индонезии тоже сильно изменились. Пользователи перешли на примитивный метод потребления информации: они просто подписываются на страницы интересных изданий в Facebook.

долина Рамманг-Рамманг, Южный Сулавеси, Индонезия

В целом довольно закрытая страна (конечно, за исключением острова Бали) характеризуется обилием ангажированных государством СМИ, кучей запретов и ограничений почти во всех сферах жизни. “ILAB”, индонезийская неправительственная организация, которая способствует открытости и прозрачности медиа-опросов, сообщила, что в 2014 году более 10 миллионов веб-сайтов было заблокировано из-за негативного или даже неприемлемого содержания. Подобные запреты коснулись даже известного видеосервиса Vimeo. Но с другой стороны, жаловаться как-то глупо, даже в такой закрытой Индонезии избавиться от Telegram не пытались...

КАК ОБСТАНОВКА?

По данным Всемирного банка, только 36% жителей республики имеют банковские счета. То есть у 114 миллионов людей вообще нет доступа к банковским услугам, ниша еще свободна, так что советуем присмотреться. На развитие этого сектора сейчас выделяют большие бюджеты. В 2014-м году похожая ситуация была в eCommerce-сегменте, теперь интерес переходит к финансовым технологиям: в Индонезии появилось огромное количество стартапов в области кредитования, краудсорсинга и даже криптовалюты.

Аналитики говорят, что индонезийские финтек-стартапы малы, но очень амбициозны. Пока их маркетинговые активности еще крайне примитивны, поэтому нужно брать ситуацию в свои руки. Мы попросили Anthony Loekita, эксперта из компании AppsFlyer, которая как раз занимается мобильной атрибуцией, дать несколько советов на случай, если кто-то из вас все же решится начать бизнес в стране розовых пляжей.

СОВЕТЫ

  • Измеряйте активности с каждого канала, что у вас есть (электронная почта, сайт, соцсети и др.).

Отслеживайте все, что можете. Любую кнопку и любую ссылку, которую добавляете на сайт или в почтовые рассылки. Вшивайте пиксели, чтобы трекать каждое действие пользователей. Так вы узнаете, какие каналы и медиа-источники приводят вам качественную аудиторию, и сможете сосредоточиться именно на ней.

  • Измеряйте rich in-app события приложений на back-end

Если не следить за показателями, оптимизация маркетинговой кампании становится почти невозможна, особенно если нужно проанализировать события, приносящие реальный доход. Для более эффективной сегментации и удержания пользователей нужно отслеживать rich in-app события, которые дают подробные данные о каждом событии. И еще одна важная особенность аналитики на back-end – это всегда безопасно, вас не смогут обмануть, показать не те цифры, потому что подделать их будет невозможно.

  • Применяйте атрибуцию Omni-Channel

Многие компании финтека могут похвастаться уверенным присутствием в Интернете, значит, им нужно находить свою аудиторию и в мобильных приложениях, и в Сети. Пользователи изучают информацию о товарах на сайте, а потом покупают их уже в приложении, поэтому маркетологу нужно отслеживать все точки касания пользователя с продуктом, чтобы потом получить полную картину обо всех его перемещениях.

И еще одна подсказка: в Indonesia Perfomance Index можно получить информацию о различных медиа-источниках, оценить качество и количество их трафика и только после этого решать, какие порталы будут релевантны, а какие – нет.

А ЧТО В ИТОГЕ?

Индустрия финансовых технологий в Индонезии совсем молодая, но несмотря на высокую конкуренцию на рынке она очень быстро развивается. И судя по прогнозам аналитиков, 2018 год станет годом, когда большинство стартапов будут значительно увеличивать свои масштабы. Важно поймать эту тенденцию и выйти на азиатский рынок с максимальной эффективностью, потому что для этого есть все возможности. Открывать русскоязычные серф-школы уже не так модно, сейчас время “умного” бизнеса.

деревня в Тана Тораджа, Южный Сулавеси, Индонезия
0
1 комментарий
Константин Панфилов

Кликбейт.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда