Петр Субботин
100
Блоги

Готовы ли россияне впустить телемедицину в свою жизнь? Результаты опроса

Об исследовании

Поделиться

В избранное

В избранном

Исследование «Телемедицина в Вашей жизни?» было подготовлено командой сайта Телемедицина.

Экскурс

Цифровая медицина (в том числе телемедицина) является одним из главных приоритетов правительства РФ в реализации программы цифровой экономики. Государство уже потратило на внедрение ЕГИСЗ более 40 млрд. рублей. Сколько сверх этой суммы потратили частные инвесторы подсчитать весьма проблематично.

В нашем исследовании мы постараемся ответить на 2 главных вопроса: «На сколько востребована телемедицина у населения?» и «Какие проблемы она встречает у себя на пути?».

Когда и как шел сбор данных?

С 1 марта по 15 апреля 2018 года информационный портал «Телемедицина» провел опрос среди пользователей социальных сетей под названием: «Телемедицина в Вашей жизни?». В качестве инструмента для сбора социологических данных использовались сервисы Google. Участие в опросе было добровольных, анкета распространялась сарафанным радио при поддержке медицинских сообществ социальных сетей Vkontakte, Facebook и медицинского канала Telegram (Намочи Манту). Каждый участник имел возможность отвечать только 1 раз. Опрос состоял из 12 вопросов.

Кто участвовал?

Всего удалось получить 417 ответов из 85 городов и регионов. Из них половина (55,7%) пришлись на Москву и Московскую область, 14,7% на Санкт-Петербург. Треть респондентов (29,6%), мелкими группами по одному проценту и менее, проживают в остальных городах. Подавляющее большинство ответивших заявили о женском гендере (73,6%), четверть (26,4%) о мужском. Чуть больше половины ответивших (57,8%) находятся в возрасте от 25 до 34 лет. По 16% у двух возрастных групп - от 19 до 24 и от 35 до 44. Менее десятой доли опрошенных старше 45 (5,8% - от 45 до 54, 2,9% от 55 до 64, один старше 65). Три респондента младше 18. Половина респондентов (50,4%) являются родителями с одним (28,1%) или более (21,3%) детьми, а другая половина пока потомством не обзавелась.

О чем?

У частников опроса мы спросили: о том, для кого они бы были готовы воспользоваться телемедицинскими услугами; об устройствах, которые участники используют для связи с врачами; о наиболее привлекательных возможностях телемедицины; о параметрах, влияющих на выбор врача в интернете; о стоимости и частоте использования телемедицинских услуг.

Устройства для консультации с доктором

Как основное устройство телемедицинской коммуникации 53% опрошенных выбрали смартфоны, 31% ноутбуки, 9% стационарные компьютеры и моноблоки, 6% планшеты и менее 1% умные часы.

Если рассматривать гендерные различия, то у женщин более популярны смартфоны (56%). У мужчин так же лидирует смартфон (43%), но его результат немного слабее. Они чаще отдают предпочтение ПК и моноблокам (14% против 8%) и планшетам (10% против 5%).

Картина для людей младше 24 лет практически идентична женщинам. Небольшие отклонения от них имеют опрошенные от 25 до 44 лет. Ответы респондентов старше 45 лет распределились между 4-мя вариантами ответов – 3 по 27% (ПК, Ноутбук и смартфон), наименьшие результаты показал планшет – 19%. Можно сделать вывод, что старшее поколение более безразлично к устройству, через которое происходит телекоммуникация, главенствующую роль они отдают консультирующему специалисту.

Подавляющее большинство респондентов (91%) отдает предпочтение переносным устройствам, которые можно взять в дорогу и только небольшая часть (9%) выбрали бы для проведения телемедицинской консультации стационарное устройство.

Привлекательность возможностей телемедицины

Расшифровка анализов

90% прошедших опрос считают расшифровку анализов наиболее привлекательной возможностью телемедицины. (69% с радостью воспользуются и 22% - довольно привлекательно). 5% негативно относятся к дистанционной расшифровке (2% - только в крайнем случае и 3% - не востребовано). 5% воспринимают такую возможность нейтрально. Существенного различия по гендерной структуре не наблюдается - женщины чуть более позитивно относятся к этой возможности, а мужчины чуть более нейтрально. Чем старше человек, тем более нейтрально (20%) он воспринимает расшифровку анализов. Младшая выборка до 24 демонстрирует 95% позитивного восприятия.

Предварительное построение плана приема

54% респондентов считают предварительное планирование приема весьма привлекательной возможностью телемедицины. (21% с радостью воспользуются и 33% - довольно привлекательно). 18% негативно относятся к предварительному построению плана приема (3% - только в крайнем случае и 15% - не востребовано). 28% воспринимают такую возможность нейтрально. Возможно, надо сделать вывод, что часть опрошенных стесняется или боится говорить о своих проблемах или хочет более тесного общения с врачом, индивидуального приема взамен прохождения диспансерных процедур.

Выявлено, что мужчины более позитивно относятся к планированию приема (66% против 49% у женщин) и менее нейтральны к этой возможности (20% против 32%). По возрастным группам сильных расхождений не определенно.

Видео консультация с врачом

84% опрошенных считают видео консультацию второй возможностью телемедицины. (56% с радостью воспользуются и 28% - довольно привлекательно). 7% негативно относятся к дистанционной расшифровке (4% - «только в крайнем случае», 3% - «не востребовано»). 9% воспринимают такую возможность нейтрально.

Различия по гендерному признаку незначительны и находятся в рамках 1%. Чем моложе респонденты, тем более позитивно они относятся к возможности видео связи с доктором.

Дистанционное назначение лекарственных средств

75% респондентов положительно относятся к возможности удаленного назначения и заказа лекарственных средств (41% - с радостью воспользуются и 34% - довольно привлекательно). 12% скептически (10% - «только в крайнем случае», 2% - «не востребовано»). 13% воспринимают такую возможность нейтрально.

Различия по гендерному признаку незначительны и находятся в рамках 1%. Чем старше опрошенные, тем более позитивно они относятся к данной возможности. Старше 55 лет – 91% дали позитивную оценку, 9% нейтральную, негативной негатива нет вовсе. Данные респондентов от 18 до 54 лет коррелируют с общей совокупностью.

Переписка с врачом в чате

88% ответивших позитивно характеризуют возможность чата с доктором (64% - с радостью воспользуются и 24% - довольно привлекательно). 5% проявили насторожённость (3% - «только в крайнем случае», 2% - «не востребовано»). 7% безразличны к переписке с врачом в чате.

Мужчины более прохладны к данной возможности – 12% нейтральны, 7% негативны. Чем старше опрошенные, тем более негативно они относятся к перепискам. Лица от 55 лет дали всего 67% положительных оценок, 17% нейтральных и 16% негативных оценок.

Что в итоге?

По результатам опроса можно говорить о принятии участниками опроса персональной телемедицины, но в то же время отсутствие мотивации к ее осуществлению. Стоимость онлайн консультации порой не отличается от очного приема в региональной коммерческой клинике, а страховые пакеты ОМС и ДМС только начинают работать телемедицинскими проектами. Так же нельзя не упомянуть про жесткие ограничения, которые накладывает законодательство Российской Федерации на осуществление телемедицинских услуг.

Кроме финансовых причин, существуют социальные. Не смотря на сложность получения качественной медицинской помощи, люди предпочитают опираться на опыт родственников и знакомых, нежели доверится рейтингам агрегаторов и маркетлейсов.

Рынок дистанционной медицины в РФ будет развиваться, но для его созревания (внедрения телемедицинских технологий, обучения врачей, подготовки законодательной базы) пройдет не менее 2-3 лет.

{ "author_name": "Петр Субботин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": -2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38761", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]