Julia Kuzmina
343
Блоги

«Мой личный вызов — создать стандарт профессионального образования в области коммуникаций»

Интервью директора Московской школы коммуникаций MACS о ценности дополнительного образования в индустрии коммуникаций и перспективах образовательного бизнеса в России.

Поделиться

В избранное

В избранном

Надежда, вы руководите частной школой, которая предоставляет выпускникам диплом о дополнительном профессиональном образовании. Что даёт этот диплом?

Диплом MACS — это прежде всего сертификат качества полученного образования. Но я бы всё же говорила о том, что дает фундаментальное образование, а не сам по себе диплом. Сегодня в России нет института, где можно получить действительно актуальные навыки и передовые инструменты профессиональных коммуникаций. При этом именно коммуникации — одна из самых динамично развивающихся креативных индустрий, где постоянное обновление знаний — залог успешной карьеры. Профильное дополнительное образование — самый эффективный способ повысить свою профессиональную ценность.

Почему такой ракурс — коммуникации?

Потому что коммуникаторов не могут заменить роботы. Потому что значение коммуникаций в развитии любого бизнеса растет в геометрической прогрессии. Потому что в этой индустрии спрос на качественных специалистов превышает предложение. И в ближайшие пять лет этот тренд будет актуален для всех направлений профессиональных коммуникаций: между работодателем и сотрудниками, бизнесом и медиа, брендом и потребителями, посредством цифровых технологий и посредством живых событий.

Представим, что у человека есть выбор — поступить на бюджет в государственный вуз на программу «Связи с общественностью» или в негосударственную школу MACS на программу «Корпоративные коммуникации». Будет ли разница?

Смею предположить, что разница будет разительной. После государственного вуза с большой долей вероятности на первом же месте работы выпускник услышит: «Забудь всё, чему тебя учили». Ему потребуется много месяцев стажировки и практики, прежде чем его подпустят к серьезным проектам. После MACS — с огромной долей вероятности выпускник получит предложение возглавить направление коммуникаций в компании.

Откуда такая уверенность в успехе выпускников?

На основании проведенных исследований рынка и стандартов академического качества. Наше образование строится из проектных модулей. Мы выпускаем студентов с живым портфолио. Наши преподаватели — успешные практики. Студенты учатся на живых кейсах, осваивая инструменты, которые действительно эффективны прямо сейчас. Наши программы обновляются на основе обратной связи как от студентов, так и от работодателей. Такого скрупулезного и педантичного подхода к качеству обучения нет ни в одном государственном вузе.

Надежда Макова на Дне открытых дверей MACS

Стоимость образовательных программ в MACS достаточно высокая. Из чего складывается эта стоимость?

Из расходов на качество. Мы проводим исследования и постоянно улучшаем программы. Оплачиваем работу всех преподавателей, включая международных экспертов. Обучаем в просторных и красивых лекториях на территории кластера Artplay. Организуем бесплатные образовательные проекты. Снабжаем студентов реальными брифами от реальных клиентов. Даём возможность посещать знаковые отраслевые события на специальных условиях. Даём возможность пройти стажировку в ведущих компаниях и получить почти гарантированное трудоустройство. Стоимость годовой программы MACS равна двум месячным гонорарам выпускника MACS. Это очень эффективная инвестиция с доходом более 120% годовых.

То есть верен тезис о том, что качество образования упирается в ресурсы?

Безусловно. В ресурсную базу, экспертизу, аналитику. Маржинальность проекта минимальна. Образование — не та сфера, где можно заработать много миллионов. Здесь у инвесторов другие цели. Появление школы MACS стало логичным продолжением проектов Universal University (объединяет Британскую высшую школу дизайна, МАРШ, Scream School, Московскую школу кино, Московскую школу музыки, The Food Academy — ред.). Для всех управляющих партнеров школы образование — это прежде всего социально-ориентированная предпринимательская модель. Прибыль от бизнеса полностью реинвестируется в запуск новых проектов и развитие существующих. Никогда мы не сделаем выбор в пользу быстрого и легкого заработка в ущерб качеству образования. Компромисса быть не может. Если мы заявляем об обновлении программ по обратной связи, о реальных исследованиях с целью определения необходимых инструментов — мы это делаем.

Сколько времени и сил потребовалось, чтобы запустить школу MACS?

Если говорить про время, то очень мало. Мы встретились с партнерами в декабре и уже после январских каникул был план работ, бренд, позиционирование и дорожная карта. Я очень быстро принимаю решения, когда понимаю, что это абсолютно моё. Здесь именно тот случай. Я сразу же прониклась MACS, и вся моя жизнь стала подчинена запуску этого проекта.

Если говорить про ресурсы, то много. Это серьезные инвестиции от акционеров, оцененные в 30 млн рублей. Так как школа MACS создается уже на существующей ресурсной базе, то первичное финансирование требуется для аренды и обустройства новых площадей, для привлечения сотрудников. Самые большие инвестиции идут на разработку образовательных программ и привлечение ведущих практиков индустрии в преподавательский состав. Кроме того, необходимы максимальные вложения сил со стороны команды. Нельзя запустить такой проект на высоком уровне, работая с 10 до 18 в офисе. Образование — это образ жизни. Здесь требуется полное погружение без остатка. Те, кто не готов к такому темпу, уходят сами, принимая другие приоритеты. Моя команда знает, что необходима отдача 150%. Я лично убеждена в том, что без этого нельзя достигнуть успеха — не только в проекте, но и вообще в жизни.

Сколько человек создают MACS?

В администрации школы работают 11 человек. Также есть сотрудники бэк-офиса, общие для всех школ Universal University. Кроме того, у нас 5 кураторов и уже более 60 преподавателей. Все они создают MACS.

Надежда Макова и кураторы факультетов MACS

В чем состоят задачи директора Школы коммуникаций?

Моя главная задача в том, чтобы школа была успешна с точки зрения качества образовательных программ, требований индустрии, партнеров. Первое для меня измеряется в востребованности наших выпускников на рынке труда. Второе — в актуальности навыков и инструментов, которым мы обучаем. Третье — в объективном признании проекта всеми стейкхолдерами.

Мы знаем вас как мотиватора событийной индустрии (Надежда Макова — автор идеи Global Event Forum, владелец профессионального издания Live Communication Magazine, создатель премии Live.Venues Awards, создатель и продюсер фестиваля bema! — ред.). Теперь вы директор школы MACS. Почему вам это интересно?

Я вижу хаос в индустрии коммуникаций. Здесь нет никаких критериев оценки, никаких объективных знаков качества. Эта ключевая для экономики индустрия у нас является индустрией самоучек. Так больше продолжаться не должно. Я вижу хаос, который происходит в профильном образовании. Сейчас ведь какой-то невероятный бум на образовательный бизнес. Кажется, только ленивый не запустил какой-нибудь двухчасовой тренинг по мастерству SMM или экспресс-курс по искусству пиара. Я уже молчу про тренеров личностного роста. Количество предложений огромно, но вот качество и эффективность оставляют желать лучшего. Мягко говоря.

Как вы добиваетесь доверия ваших абитуриентов?

Мы просто их не обманываем. Даже в мелочах. Мы отвечаем за слова. Успех продвижения школы MACS — это в том числе показатель и наших коммуникативных компетенций, и нашего признания на рынке как специалистов коммуникаций. Наша стратегия направлена на то, чтобы донести до абитуриента реальную ценность программ. Обилие любительских мастер-классов и онлайн-курсов, конечно, мешает. Они размывают инфополе, и абитуриенту бывает сложно отделить зерна от плевел и увидеть качество. Поэтому мы максимально открыты всем вопросам и доступны семь дней в неделю. Мы организовываем дни открытых дверей и готовим бесплатный профессиональный летний лекторий MACS ON AIR. Мы заключили партнерство с огромным количеством знаковых отраслевых событий, где лично встречаемся и рассказываем о преимуществах школы будущим студентам. Среди наших партнеров, в том числе образовательных, — множество успешных компаний на рынке коммуникаций: «Вымпелком», Disney, Альфа-Банк, ВТБ, S7, Future Today, Possible Moscow, Departament New&Wow Marketing, Louder, Spn Communications. Список огромен и постоянно растет.

Кевин Джексон, основатель агентства The Experience is The Marketing, на презентации MACS

Эффективное образование в мире коммуникаций может быть только практическим?

Я в этом убеждена на 200%. Это и есть конкурентное преимущество MACS. По сути, мы сочетаем принципы корпоративного обучения и академической фундаментальности. Наши преподаватели заинтересованы в том, чтобы выпускники ушли работать к ним, по их критериям и гайдлайнам. Поэтому они выделяют время на подготовку программ, проходят тренинги нашего центра креативной педагогики. Для них, как и для меня причастность к школе MACS — это вызов непрофессионализму. Мой личный вызов — создать стандарт профессионального образования в области коммуникаций в России.

Что из предыдущего опыта вам помогает в работе, а что в новинку?

Мне очень помогает экспертиза в индустрии. Я понимаю, какие навыки необходимы рынку здесь и сейчас: коммуникация с лидерами мнений, построение стратегии, измеримые финансовые результаты, выстраивание долгосрочного партнерства со спонсорами, оптимизация ресурсной базы, эффективный креатив. Именно они становятся фундаментом наших образовательных программ. Мне также помогает авторитет в индустрии — не только мой, но и кураторов MACS. Нам удаётся уговорить действительно топовых практиков принять участие в проекте. Они нам доверяют, потому что знают, что наши проекты всегда качественные и осмысленные.

Всё, что связано с формированием учебных планов, расписанием, образовательным процессом, — для меня огромный новый мир. Здесь мне максимально помогают коллеги. Ну, и всё-таки невероятная удача, что школа MACS запущена на платформе Universal University, чей 15-летний опыт в образовании — бесценное подспорье.

Вопрос к вам как к представителю индустрии коммуникаций. В какие моменты карьеры вы сами понимали, что необходимо прокачать навыки?

Почти всегда. Я постоянно берусь за новое. Мне интересно, когда сложно. Я и в СПбГУ поступила на «Индийскую филологию», потому что это казалось самым сложным из всех опций. И студенткой решила пойти работать туда, где был челлендж, — в коммуникации. За 12 лет в индустрии у меня было много невероятно сложных проектов: создание журнала, премия Live.Venues Award, продюсирование European Best Event Awards, фестиваль bema! И, конечно же, были моменты, когда не хватало опыта, требовался совет, ментор, курс, хоть что-нибудь. Но мне безумно везло встречать на своём пути правильных и нужных людей, которые обладали знаниями и опытом, необходимыми для данного конкретного проекта. Я абсолютно точно могу сказать, что учусь каждый день. Выхватывать знания из жизни — это искусство. Смотреть на мир с широко открытыми глазами, находить идеи во время каждой встречи, просмотра интервью, прочтения каждой новой книги или статьи, — это сложный, но очень полезный навык.

Какую литературу вы читаете?

Я читаю много художественной и профильной литературы. Из профессиональной читаю прежде всего зарубежные издания, так как мировая индустрия коммуникаций намного более зрелая и структурная. В своё время большое влияние на меня оказали книга Дэвида Огилви «О рекламе», автобиография [основателя корпорации Virgin Group] Ричарда Брэнсона «Теряя невинность» и трехтомник Уолтера Айзексона «Стив Джобс».

По поводу мировой индустрии, не проще ли получить диплом по коммуникациям в профильном зарубежном вузе? Стоимость обучения сравнима.

С текущим курсом валюты нет, не сравнима. Здесь вы преувеличиваете. Плюс, не стоит забывать про затраты на проживание, которые увеличивают стоимость обучения в разы. Но ваш вопрос понятен. Мы, безусловно, проводили сравнительный анализ зарубежных программ и взяли оттуда лучшие практики. Но преимущество программ MACS — это в том числе коммуникация с российским потребителем: с нашим менталитетом, с нашими потребностями, с нашим государством. Можно сказать, что программы MACS — это всё лучшее, что есть в международных школах, плюс локальная практика и знакомство с лидерами российской индустрии, которые в очень конкретной перспективе могут стать партнерами, заказчиками и работодателями наших выпускников.

Влад Ситников, основатель Possible Group Moscow и куратор факультета MACS «Digital коммуникации», на Дне открытых дверей

Сколько студентов вы планируете набрать в этом году?

Максимально — 60 человек на каждую программу. На Дне открытых дверей к нам пришло 470 человек. За несколько недель рекламной кампании мы достигли несколько тысяч уникальных визитов на сайт школы. Это больше, чем мы ожидали, и лишь подтверждает наше убеждение в востребованности программ и этого типа обучения. Уже сейчас, на момент подготовки данного интервью треть мест на годовых программах предварительно забронирована. Поэтому мой совет будущим студентам MACS — успевайте! Конкурс уже сумасшедший!

Какие проблемы российского образования решает частный университет?

Мы предлагаем уникальную услугу — погружение в индустрию с первого дня студенчества: практическое обучение коммуникациям, стажировки, гибкие форматы учебного процесса, аналитику, трудоустройство, индивидуальный подход. Всё это, к сожалению, пока невозможно получить в государственной системе образования, но очень нужно для эффективной работы в индустрии коммуникаций.

Беседу вела Юлия Кузьмина

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Julia Kuzmina", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38793", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]