Александра Васильева
980
Блоги

«Дать свободу своим действиям»

Самарский стартапер рассказал, почему он стал предпринимателем.

Поделиться

В избранное

В избранном

Дольше всего по найму Александр работал в компании IKEA

Александру Скокову 25 лет. Последние 6 лет он занимается бизнесом. Разными видами: бросает себе вызов и преодолевает сложности. У него стартаперское мышление, серьезный подход к любому делу, далеко идущие планы и благородные цели. Александр рассказал, какие проекты он больше всего любит, какова должна быть команда мечты и что такое «бизнесовость» головного мозга.

Багаж профессий

На кого ты учился?

Мое образование одновременно профильное и не очень. Я окончил Самарский аэрокосмический университет (ныне Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П.Королева - прим.авт.). Поступал на программиста, отучился 2 года. Потом ушел на факультет экономики - изучать бизнес-информатику. Кто такие бизнес-информатики не знал в аэрокосе никто, включая преподавателей выпускающей кафедры. На выходе я должен был стать продакт-менеджером или руководителем проектов. Но слепили, что слепили, и доучивался я на бегу сам.

На своей странице «ВКонтакте» ты пишешь о разочаровании в работе по найму в России. Каков твой опыт работы по найму?

У меня все вперемешку. В первый раз в предпринимательстве я попробовал себя после первого курса. В 2012 году мы открыли студию звукозаписи в Самаре. У нас была команда из трех человек - все неопытные. Нам нравилось этим заниматься: мы были и звукарями, и продавцами, и менеджерами, и маркетологами. Команда, к сожалению, развалилась: один ушел, другой переехал. И студия закрылась.

В промежутке после студии и до окончания университета (и чуть-чуть после) я работал по найму. Много где. Как у иногороднего студента, у меня был полный багаж всевозможных профессий: от бармена до грузчика на стройке. Дольше всего удалось поработать в IKEA, тоже на разных позициях: начал продавцом, закончил специалистом отдела маркетинга.

А почему разочаровался?

Четкого ответа не дам, могу описать чувства. Каждый предприниматель, наверное, изначально хочет самореализоваться. Дать максимальную свободу своим действиям. Это старт всего, а уже потом начинаются деньги, развитие и все остальные штуки. У организаций (особенно этим «грешат» крупные) все процессы настолько отточены и вылизаны, что в итоге ты оказываешься скованным со всех сторон бюрократизмом.

Твоя даже самая маленькая идея сталкивается с таким количеством преград, что в определённый момент хочется сказать: «Да я же для вас стараюсь!» Любая оптимизация бизнес-процессов в конечном итоге увеличивает прибыль компании, а не мою собственную зарплату сотрудника по найму. Пытаешься решить несколько задач: продвинуться по карьерной лестнице, сделать полезное для бизнеса. В итоге не получается ни то, ни то.

Даже в IKEA?

Определенная свобода там есть: тебя выслушают. В один период мы с товарищем (он не работал в IKEA) хотели внедрить туда один проект. Это был полноценный технологический стартап, который, как нам казалось, идеально вписывался в компанию.

Сначала мы провели презентацию менеджеру, потом - руководителю подразделения, директору магазина. Дошли до заместителя генерального директора магазинов по всей России. Его ответ я запомню на всю жизнь: «Очень круто, что у нас работают такие ребята, но, к сожалению, у нас пятилетний контракт с IBM. За это время они должны сделать то же самое». Удивляться нечему: огромным гигантам проще взаимодействовать друг с другом, чем с неизвестными стартаперами.

Что это был за проект?

Мы разрабатывали навигатор для помещений. Мобильное приложение, которое определяет твое местоположение в огромном здании (например, в торговом центре) и помогает пройти из точки А в точку Б. Назвали его WIRINE.

Что означает название?

В основе метода навигации лежит триангуляция сигналов Wi-fi сетей. WI-RI-NE - три слога, WI - отсылка к Wi-fi, RINE переводится как руна. Замысел был сделать отсылку к путеводной руне норвежских народов.Три грани руны, три точки для триангуляции, три слога в названии.

Логотип первого стартапа

Красиво. Проект не запустился из-за отказа руководства IKEA?

Нет, IKEA была первым этапом. Мы получили финансирование в 2015 году от Фонда содействия инновациям в рамках программы «Умник» – 400 тысяч рублей (программа до сих пор существует, сейчас там дают 500 тысяч). Я тогда работал в IKEA, поэтому было проще выйти на топ-менеджмент. Также мы обращались к местным девелоперам: в Самаре большинство торговых центров построила одна организация «Виктор и Ко». Мы почти (почти – ключевое) дошли до Виктора Суркова (президент компании- прим.авт.).

Что помешало?

Тогда Самара активно готовилась к Чемпионату мира по футболу 2018 года: город перекапывали, у торговых центров было все очень плохо с оборотом. Дальше мы показывали проект в Москве и Казани. В итоге у нас закончились деньги, а продукт не был готов. Чтобы привлечь инвестиции, нужно показать какой-то, пусть и полусырой, результат. А результата нет, потому что нет площадки.

Мы уперлись в порочный круг, из которого к текущему моменту не нашли выхода. По этому кругу мы ходили около года. В ноябре 2017 мы участвовали в еще одном раунде на привлечение инвестиций от того же Фонда (на кону было 2 млн), и его не выиграли. Проект решили пока заморозить.

Архитектура системы, разбитая на модули

Как ты оцениваешь этот исход?

Мне сейчас сильно помогает один опытный предприниматель, мой ментор. В подобных ситуациях вспоминаю его присказку. Во время интервью у человека спрашивают: «Как вы достигли успеха?» Он отвечает: «Правильные действия» . «Как вы поняли, какие действия правильные?» «Опыт!» «Как вы достигли опыта?» «Неправильные действия» . Опыт, пусть даже негативный - составная часть конечного успеха.

Что бы ты сейчас, оглядываясь назад, в этом проекте изменил?

Инвестиции, которые ты привлекаешь, должны быть в нужное время и в нужном количестве. Мы получили деньги, работая над стартапом всего три недели. Если бы мы работали над ним полгода, а еще лучше - год, результат был бы иным. Нам на счет когда упали эти 400 штук, мы, конечно, обрадовались. Но что с ними делать, было совершенно неясно. И мы абсолютно неэффективно большую часть этой суммы потратили.

Прежде чем что-то начинать, нужно сначала понять - так ли этот проект необходим? Эта теория имеет две стороны. Одни говорят: «Плевать на текущий рынок, будем создавать новый». Так сделал, например, Стив Джобс в свое время. А Джефф Безос пошел и спросил: «Чуваки, вам не надоело в магазины ходить, может, будете покупать через Интернет?» И создал Amazon. И то, и другое имеет право на существование. Но к сожалению, очень мало рождается Стивов Джобсов новых. Поэтому нужно идти на рынок и спрашивать. Если отзыв положительный, задуматься - нужны ли инвестиции, а уже потом идти их привлекать в проект.

Точка отсчета

Какую цель ты преследовал, открывая свое дело?

Я никогда не отождествлял себя с предпринимателем, не думал, что буду строить бизнес. При этом у меня всегда была чрезмерно завышенная социальная активность (и ЧСВ тоже). В 8 классе подрабатывал местным диджеем, в университете был профоргом - занимался организацией выездов и всякой движухи. Как правило, денег я за это не получал, но меня все равно тянуло.

В какой-то момент друг спросил: «Слушай, а как у тебя дела с бабками вообще?» «Я иногородний студент, очень плохо!»-отвечаю. Тогда я нигде не работал. Он предложил идею со студией звукозаписи. Тут я в первый раз подумал, что на этой социальной активности можно заработать денег. И мы заработали - немного, но факт был. 2012 год - точка отсчета и трансформации меня.

Вторая цель - сделать этот мир лучше. Такая неосязаемая и нефизическая, которую можно так никогда и не достичь, но к ней нужно постоянно стремиться. Оставить след в истории, сделать так, чтобы семья была счастлива и ни в чем не нуждалась - все это вписывается в мою цель. Да, теперь я считаю себя предпринимателем. Я точно знаю, куда двигаться дальше.

И куда?

Вперед. Мы наработали определенные компетенции, которые говорят о том, что мы можем вести бизнес. В этом смысле нравится выражение Олега Тинькова: «Мне все равно, какой бизнес вести, я справлюсь с любым». Я по-прежнему без ума от технологий - за ними будущее. Стараюсь делать IT-продукты. Не пошел один, мы придумали второй. Он не пережил и 10% того, что выпало первому - закрылся сразу.

Потом было затишье: я ушел в традиционный бизнес - управлял бойцовским клубом (продолжаю и сейчас). Вот это для меня был реальный челлендж. Предложил его ментор, сказав, что предприниматель должен постоянно развиваться. Если ты осмелился (подчеркну) назвать себя предпринимателем, соответствуй. Я взял этот проект, два месяца результата не было. Потом я понял, как работать с таким бизнесом, за следующие четыре месяца повысил выручку в шесть раз, а прибыль в восемь.

О каких цифрах идет речь?

О нескольких сотнях тысяч рублей в месяц. Это был перерыв, потом мы с новыми силами вернулись в к IT- проектам и готовимся запускать новый стартап.

Какой?

Когда я начинал работать с бойцовским клубом, у нас не было никакого маркетинга вообще. Мне нужны были SMM-специалисты. Два месяца активных поисков не привели ни к чему. Были люди, которые просили заоблачные цифры и не готовы были гарантировать результат, другие исчезали после того, как мы договаривались об условиях работы.

В этот момент я познакомился с Марком Басисом, владельцем самарского бренда одежды. У него была точно такая же проблема. Мы решили продумать систему мотивации для SMM-щиков. Когда Марк предложил варианты, во мне проснулся стартапер, и я подумал, что это идея для отличного сервиса.

Решили узнать у других владельцев бизнеса - актуален ли для них этот вопрос. 100% опрошенных нами бизнесменов имели такую проблему. Худо-бедно ее решали: брали SMM-щиков в штат, отдавали эту сферу на откуп digital агентствам. Но всем не нравилось.

Как проект будет работать?

Мы создаем маркетплейс, где с одной стороны находятся предприниматели, с другой - SMM-щики . Наш сервис будет помогать владельцам малого и среднего бизнеса с минимальными рисками внедрить SMM в бизнес. SMM-щикам мы даем открытую базу клиентов: заходи, бери, работай. Он может вести несколько проектов или один большой, выбрать любую сферу - от барбершопов до производственных компаний.

Сервис еще не работает, но у нас уже есть предварительные соглашения с десятком бизнесов и полусотней SMM-специалистов. Две стороны заполняют бриф и работают по нему. У одних клиенты, у других - SMM без головной боли. Решили назвать сервис очень смешно (правда, название пока не утвердили) - BDSMM. Расшифровываем как Business development and social media marketing - развитие бизнеса через маркетинг в социальных сетях.

На каком этапе проект сейчас?

-Бизнес-план составлен, есть сайт. До конца лета хотим привлечь инвестиции через краундфандинг. Думаем, что тема наболевшая и многие ребята и с той и с другой стороны будут заинтересованы в скорейшем появлении этой платформы. Не знаю, почему этого до сих пор никто не сделал. Мы мониторили рынок. На текущий момент подобных проектов больше нет.

А как же digital агентства?

Да, они предлагают взять SMM под свое крыло. Но там все сложно: заключение договора, ежемесячная оплата вне зависимости от результата и многое другое.

Мы у них клиентов не забираем. Их клиенты - крупный бизнес, серьезные ритейлеры, которые могут позволить огромные бюджеты на рекламу и выживут, если реклама будет неудачной. Наша целевая аудитория, мелкий и средний бизнес, огромные затраты в пустоту вряд ли переживет.

Во что стартап будет «упакован»?

Веб-сервис. Если упростить до безобразия - Avito, скрещенное с Head hunter. Одни размещают услуги, другие их заказывают - это Авито. Но внутри лежит система подбора с рекомендациями, серьезным отбором SMM-щиков, рейтингами - это Head hunter.

Команда мечты

Между управлением бойцовским клубом и BDSMM было что-то еще?

Сейчас я занят роли продакт-менеджера в корпоративном проекте крупной компании, которая внедряет банковский софт. Там биг дата, искусственный интеллект - все очень круто. У руководства есть видение того, что должно быть в итоге. Мне нужно взять это видение, разрезать на кусочки, раздать всей команде и сказать: «Ребят, делайте!» К сожалению, не могу назвать ни компанию, ни проект.

Еще есть один действующий проект - производственная компания «МистерБобер», которая занимается тюнингом автомобилей. Я не прямой основатель, являюсь директором по развитию. В начале занимался разработкой оптовых продаж, помогал ребятам обкатывать бизнес-процессы, потому что у них не было предпринимательского опыта на тот момент.

У нас сообщество «ВКонтакте» в 11 тысяч человек при маркетинговых затратах равных нулю. Мы работаем с лета 2016 года, продали больше 10000 единиц пластика по России и ближнему зарубежью. Есть клиенты в США, Канаде, Франции, Германии. Производим сами - есть мастерская, станок, который построили на свои деньги. Такой стоит 700 тысяч рублей, мы собрали его, потратив меньше 100 благодаря замечательному физику-механику-технологу, которого позвали в команду.

Ты говорил, что наработал определенные компетенции, помогающие вести бизнес. О чем идет речь?

Я разделяю весь бизнес на 4 основные сферы, куда ложатся все компетенции. Продукт и все, что с ним связано, маркетинг, администрирование бизнес-процессов, продажи. Я думаю, что мы обладаем 100% навыками разработки продукта, начиная с планирования до ввода в эксплуатацию и последующего обслуживания.

Мы точно поняли, как правильно надо в России продавать. Но это тема отдельного разговора.

Если коротко?

В России "втюхивание" больше не работает. Но при том, что все так не любят холодные звонки и вот это все, стараются от этой истории отходить, живое общение - до сих пор наиболее эффективный способ продавать. Переписки безжизненны. И надо сделать так, чтобы твой покупатель ушёл в твердой уверенности, что он совершил очень выгодную сделку. Тогда он скорее всего еще вернется.

Мы пока не очень хорошо разбираемся в маркетинге. Специально для этого купили курс на Нетологии. Постигаем маркетинговую кухню, потому что она будет лежать в ядре сервиса BDSMM. Мы стали хорошими управленцами. Моя команда постоянно менялась: с 2015 года уже третий состав. И сейчас мне кажется, что он наконец идеален.

Какой должна быть в твоем понимании команда мечты?

Команда мечты для стартапа - самое больное место. Когда у тебя есть голая идея, тебе нужно найти необходимое количество человек и убедить их работать бесплатно какое-то время. Это очень сложная задача, особенно с технарями. Им после универа сразу предлагают зарплату в 50 тысяч, а это для Самарской области выше среднего. Они садятся в креслице и все, выдернуть их нереально.

Команда мечты - это максимум 5 человек, каждый из которых имеет экспертизу, которая не перекликается с остальными. Человек должен обладать качеством, которое мы внутри команды называем «бизнесовостью головного мозга». Например, Марк может в два часа ночи позвонить со словами: «Санек, я такое придумал, ты сейчас офигеешь!» И начинает рассказывать. Я говорю: «Да, идея прикольная, давай еще технарю позвоним». Звоним Роме, он материт нас за то, что разбудили, а потом мы начинаем обсуждение.

Почему именно столько человек?

Если людей будет больше, то задачи придется дробить внутри группы, например, два человека начнут заниматься одной сферой и будут друг другу мешать. А на начальных этапах все должно быть максимально быстро. Сейчас в команде у нас четыре человека: Марк, я, технический директор и операционный директор на стыке с дизайнером (на нем вся «упаковка»,лендинги, фирменный стиль, интерфейсы).

По-хорошему, нам сейчас нужен серьезный маркетолог. Мы поставили себе цель на первом этапе развития проекта поехать в декабре в Финляндию на конференцию Slush с уже готовым продуктом и презентовать его.

Конференция Kazan Startup Wekend-2016 в казанском IT-парке

Есть ли у самарского бизнеса своя специфика?

Однозначно и объективно не смогу ответить на этот вопрос. Мне не с чем сравнить. Конечно, мы ездим на конференции, в основном, в Казань и Москву (Казань - близко, а Москва - центр). Там бизнес настроения другие: сложно описать, но можно почувствовать - другая атмосфера, люди друг с другом по-другому общаются.

Я бы сказал, что в Самаре очень много толковых ребят и, к сожалению, очень мало организаций, которые бы этих ребят наводили на путь истинный. Мне, например, очень помогла площадка «YellowRockets». Я в нужное время попал к ним на трехдневное бесплатное обучение.

Кто из предпринимателей для тебя пример того, как нужно строить бизнес?

Павел Дуров. Надеюсь, Роскомнадзор меня за это не заблокирует, но это не точно. Если бы у российского бизнеса было хотя бы 50% его железности яиц, все было по-другому в стране. Михаил Фридман. Если мне удастся в его возрасте также смотреть на мир, то скажу себе, что я красавчик!

Каковы финансовые итоги твоей работы?

За последний год моей жизни оборот со всех компаний составил около 5 миллионов рублей. Хочу увеличить эту цифру в три раза в ближайшие два года. Свою текущую прибыль я не аккумулировал, потому что все эти бизнесы еще не настолько стабильны.

Денег мы заработали по моим меркам много - еще год назад 5 миллионов были невообразимой для меня суммой. Весь парадокс в том, что я их даже не почувствовал. Есть цифры, которые не дадут соврать, но 90% реинвестируется, а остальное не разово тебе падает, зато потихоньку уходит на бытовые вещи. Пока могу похвастаться только тем, что мы первый раз слетали с семьей в отпуск в Дубай на день рождения дочери.

Менять мир

Зачем тебе канал в Telegram?

Я всегда хотел вести блог. Создал канал, когда началась хайповая история с блокировкой, подумал, что это идеальная точка входа. Сначала я хотел делиться там своей экспертизой, как Федор Овчинников в своем блоге «Сила ума». Потом использовал площадку как личный дневник: рассказывал прикладные вещи в теории. Получил обратную связь из разряда: теория - это хорошо, но мы и без тебя ее прочитаем, давай практику. Я начал потихоньку внедрять свои кейсы. Сейчас стараюсь писать по схеме: ситуация, личное мнение, кейс. Моя конечная цель - не зарабатывать на этом, но рассказывать о своих проектах и пути.

Как ты воспринимаешь неудачи?

Конкретно неудачи первого проекта фрустрировали меня очень сильно, а состояние неопределенности - оно и сейчас есть, но предпринимателю надо научиться жить с этим состоянием. Тогда я уже был женат, мы ждали ребенка, и непонимание, чего ждать от будущего, сильно пугало.

Но когда мы его закрыли, я понял, что не расстроился. На текущий момент из него мы выжали максимум, а сейчас надо двигаться дальше. Неудачи меня сейчас подстегивают и мотивируют.

Какие у тебя планы?

Я в этом году поставил себе глобальные цели: и личные, и бизнесовые. В списке был пункт - собрать команду мечты - done! Определиться с пулом проектов - тоже. Отпуск - выполнено. А ведь и полгода не прошло. В этом году еще стояла цель заработать 1200 тысяч чистого дохода на руки (из расчета 100 тысяч в месяц). Пока я в нее не попадаю.

Глобальная бизнес-цель - собрать свои проекты в холдинг, в перспективе - создать персональный бренд.

В начале интервью ты говорил, что хочешь менять мир, делать его лучше. Как, по-твоему, это можно делать?

Менять мир нужно через людей: именно люди создают проекты, эволюционируют, рождаются гениями. Способности человека надо уметь развернуть в правильное русло. Более прагматично: создавать команды, помогать новичкам, показать, что может быть по-другому. Люди - это мост к идеальному миру. Мир нужно делать лучше в плане простоты жизни. Изменить мир - значит сделать его доступнее.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Александра Васильева", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": 16, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38809", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]