Редакция vc.ru
2 922

Колумнист WSJ: Платная подписка крадет наши возможности и деньги

Аналитик, автор книг и колумнист изданий ReadWrite, Wall Street Journal, Business Insider Брайан С. Холл рассуждает о том, как растущая популярность сервисов с подпиской делает нас беднее материально и крадет наши потенциальные возможности. Редакция ЦП сравнила мнение Холла о платной подписке с реалиями Рунета.

Брайан Холл отмечает, что технологии изначально должны были улучшить нашу жизнь. К сожалению, основные инновации сосредоточились сейчас не на параметрах или удобстве технологий, а на цене. По мнению колумниста WSJ, именно цена определяет сейчас популярность и удобство (или неудобство) использования конкретных интернет-сервисов и стартапов.

Пользователи покупают практически всё по подписке (по крайней мере, так происходит в США). Подписные сервисы продаются целевой аудитории как новый формат «взаимоотношений» с пользователями. Другое дело, что мало кто хочет дружить в соцсетях с туалетной бумагой, сервисом телесериалов или сайтом, который доставляет коробку с пиццей или пакет витаминов к двери подписчика каждый день. Но это не так уж и важно — лишь бы платили вовремя, отмечает Холл.

Среднестатистический американец сегодня подписан на сервис доставки книг Oyster, телевизионный сервис Netflix, музыкальный потоковый сервис Pandora, издание New York Times, облачный хостинг файлов OneDrive. А еще есть доставка питания для собак, отправка мультивитаминов, косметика, доставка кофе или пива и много других стартапов. Всех их объединяет наличие платной подписки.

Число подписок и счетов, к ним привязанным, по мнению Холла, растет с такой скоростью, что расчетливые и экономные американцы должны отказаться от подписки, чтобы не выкинуть на ветер весь семейный бюджет. Экономика подписных сервисов была призвана сделать жизнь комфортнее, но вместо этого сделала ее беднее. Беднее не только в плане финансовых затрат, но и в плане дефицита реальной коммуникации, получения обратной связи и персонального общения. Не с кем общаться, если даже корм для кошки в запланированное время прибывает с курьером к двери, пока подписчик соответствующего стартапа находится на работе.

Деньги пользователей «горят» в корзине потребления. Подписчики не потребляют даже половины предлагаемого ассортимента или объема данных, но исправно платят полную стоимость. Видимых «плюсов» от такой модели потребления нет ни для кого, кроме самих организаторов и команд стартапов.

Гигант онлайн-ритейла Amazon на полном серьезе утверждает, что чем на большее число предлагаемых товаров подписывается пользователь, тем больше он экономит. В доказательство предлагается получение скидки в 15% при пяти или более подписках. Чтобы скидка была реально существенной, придется подписаться и скупить весомый пакет товаров с доставкой. Где же здесь экономия, спрашивает Холл.

Обратная сторона «удобных» подписок — невозможность от них так же быстро и удобно отказаться, как это было при оформлении. Звучит дико, но даже в 2014 году большинство платных подписок в США можно отменить, лишь позвонив на специальную телефонную линию. Холл отмечает, что таким анахронизмом отличаются даже издания New York Times и Wall Street Journal.

Технологии должны были нас освободить и дать нам больше возможностей для выбора; но по мнению Брайана Холла, вместо свободы наблюдается всеобщее порабощение. В обмен на премиум-карточку, пожизненное членство и призрачные проценты скидок стартапы от пользователя требуют сделку на долгие годы и готовность платить в полном объеме за всё то, что потребляется даже не на половину.

Холл считает, что в Кремниевой Долине пора прекратить создание интернет-проектов, которые напоминают, что в холодильнике закончились яйца, а собаке надо купить месячный запас корма. Подписка на доставку свежих яиц, корма, косметики, свежих 10 серий 10 новых сериалов — скоро планета окажется в «интернете подписок». Не останется никаких сайтов, кроме тех, которые предлагают очередную платную подписку в обмен на адрес дома, электроную почту и телефон вместе с кредитной картой.

Сейчас, по данным Холла, до 15 млн компаний в США и Европе внедряют модель платной подписки или уже работают по такой модели предоставления услуг. Стартап Zuora, который помогает налаживать конверсию потенциальных потребителей в платных подписчиков, получил $128 млн венчурных инвестиций. Холл уверен, что если так и дальше пойдет, то весь потенциал облачных технологий и «big data» будет направлен совсем не на какие-то знаковые свершения вроде колонизации Луны или полетов к новым планетам. Наоборот: все деньги и кадры будут работать над очередным сервисом автоматизации доставки шоколада на дом или свежих кремов от морщин.

Холл уверен: если у современного потребителя и есть настоящий друг, то такой друг должен сунуть его кредитную карточку в шредер при желании подписаться на следующий сервис с платной регулярной доставкой чего бы то ни было. Платная подписка, по мнению аналитика и колумниста ведущих изданий о бизнесе, — самое большое из современных зол.

С Брайаном Холлом согласятся не все. Даже в сфере корпоративного ПО стартаперы уверены, что старые подходы к учету и оплате услуг больше не работают. Именно здесь и появляется шанс «вклиниться» стартапам, которые предлагают внедрение подписки и гибкого клиентского биллинга (что и делает Zuora).

В России пока чаще экспериментируют с платным контентом, чем с реальными товарами. Хотя как минимум пример стартапа, доставляющего кофе по подписке, уже есть: Максим Васильев и Даниил Соколов из проекта «Жарим кофе» рассылают его своим подписчикам каждый месяц, домой или в офис. А вот в сфере платного контента не всё так однозначно. Телеканал «Дождь» уже год практикует платную подписку на свой эфир и телепередачи. Вслед за Синдеевой и Винокуровым холдинг РБК планирует перевести свои издания на платную модель распространения. Летом 2011 года издание «Ведомости» ограничило бесплатный доступ к своему контенту. Мнения российских экспертов контент-рынка насчет платных подписок не всегда однозначны, но все склоняются к тому, что от платного доступа никуда не деться. 

#прогнозы #стартапы #тренды #платная_подписка #мнения_аналитиков #платный_контент #платные_сми #мнения_экспертов #платные_сервисы

Статьи по теме
Готовы ли российские читатели платить за контент
Социальный будильник «Будист» изменил бизнес-модель и стал платным
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0433\u043d\u043e\u0437\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b","\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f_\u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0430","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f_\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432","\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u044b\u0439_\u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442","\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0441\u043c\u0438","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f_\u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u043e\u0432","\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b"], "comments": 4, "likes": 11, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "3910", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]