Наталья Лаврентьева
799
Блоги

Арсений Косенко: «Онлайн-кассы и 54-ФЗ — это большой тренд»

Основатель сервиса для онлайн-касс LIFE PAY рассказал про свой бизнес и про то, как небольшой компании выжить, конкурируя с гигантами и корпорациями.

Поделиться

В избранное

В избранном

Арсений Косенко — директор и один из учредителей сервиса для онлайн-касс LIFE PAY. Когда я решила участвовать в конкурсе — сомнений, с кем пообщаться, не возникло.

Арсений презентовал свой продукт в Олимпийском перед двумя десятками тысяч предпринимателей. Не каждый сможет этого достичь, не каждого просто позовут. Чтобы тебя пригласили выступить в Олимпийском, нужно действительно #навсюголову болеть своим бизнесом.

За полтора часа мы поговорили обо всем: о сервисе LIFE PAY, о плюсах и минусах 54-ФЗ для предпринимателей, о выступлении в Олимпийском и о культуре предпринимательства в России. Что получилось — читайте. Надеюсь, будет интересно.

— Чем ты занимался до открытия LIFE PAY и почему в итоге выбрал именно этот бизнес?

— Я работал в банковском сегменте, руководил продажами и создавал первый бизнес, которым сейчас управляет жена — это школа художественной гимнастики. А занялся разработкой сервиса для онлайн-касс потому что финтех мне наиболее интересен из всех инновационных направлений.

Заниматься хотелось именно инновационными направлениями. Работать в сфере, где постоянно происходят какие-то изменения, где можно придумывать новые продукты, новые фичи, осваивать новые рынки.

LIFE PAY имел свою предысторию: я решил, что на точке продажи происходит пересечение основных бизнес-процессов, это дает уникальные возможности с точки зрения развития и продуктовой, и маркетинговой стратегии. На этом основана стратегия развития нашей системы.

— В чем была основная сложность при открытии?

— Основная сложность при открытии бизнеса была в мотивации и вовлечении людей. Поиск правильных людей для бизнеса, сама идея вовлечения в команду — одна из основных для руководителя. С правильной командой можно заниматься любым бизнесом, любыми направлениями.

Идея бизнеса на бумаге бывает очень простая, очень красивая, очень правильная, а когда дело доходит до организации, ты всегда сталкиваешься с человеческим фактором. Очень важно найти людей, которые смотрят с тобой в одном направлении, которые готовы с тобой меняться и учиться. Учиться на ошибках. Потому что без ошибок бизнес построить невозможно.

— Когда бизнес начал окупаться?

— Впервые мы показали операционную прибыль спустя 14 месяцев работы над проектом. После этого мы еще несколько раз увеличивали бюджет компании и снова пробивали планку операционной прибыли.

Всегда очень важно правильно считать: можно считать со всеми затратами, в том числе и с затратами на развитие проекта, а можно считать только расходы на работу текущего бизнеса, исключить расходы на будущее, на маркетинг, на разработку. Я говорю именно о полной окупаемости.

— В чем особенность ведения такого бизнеса?

— Основная сложность ведения нашего бизнеса в том, что мы играем на рынке очень крупных компаний. Все конкуренты, как правило, хорошо профинансированы. По сути, многие из них на данный момент еще убыточные и сейчас активно инвестируют в развитие своей клиентской базы.

Онлайн-кассы и 54-ФЗ — это большой тренд. Предприниматели — лакомый кусочек для многих игроков, причем не только из кассового, а и из смежных рынков. Все хотят получить этих клиентов и вваливают кучу денег.

Конкуренция — это всегда хорошо, но не когда люди приходят и демпингуют, а антимонопольное законодательство работает плохо. Конечно, можно попробовать судиться, но, мне кажется, в России лучше вкладываться в развитие себя, а не в борьбу с гигантами. С гигантами лучше дружить и работать в одном направлении.

В России лучше вкладываться в развитие себя, а не в борьбу с гигантами.

— Но чтобы конкурировать с гигантами — надо от них отличаться. Чем вы отличаетесь от конкурентов?

— Наше принципиальное отличие от конкурентов в нашей комплексности. У нас есть несколько очень крутых продуктов под разные аудитории: мы закрываем вопросы, связанные не только с офлайн-точкой продаж, но и онлайн, и доставку. В общем, у нас малый бизнес получает удобное решение для любого формата точки продаж. Причем, получает не только кассу и кассовое ПО, которое управляет его кассой, но и эквайринг — прием банковских карт, а также услуги по подключению и регистрации.

Еще у нас есть уникальные сервисы, позволяющие анализировать обратную связь от покупателей, на базе которых можно улучшать свой бизнес и предложение, за счет этого отстраиваться от конкурентов. Мы постоянно разрабатываем и дополняем наш сервис инструментами, которые помогают улучшить продажи и прибыль.

— А как ты считаешь, 54-ФЗ для предпринимателей — это больше плюс или минус?

— Безусловно, в краткосрочной перспективе — минус. Это траты на различные устройства, на программное обеспечение. Траты исключительно на регуляторную обязанность. А предпринимателям деваться некуда — надо ставить.

Рынок онлайн-касс и 54-ФЗ отягощается тем, что фискальные накопители непомерно дорогие. Об этом было уже много разговоров, тем не менее, это так. Контрагенты нормально так наваривают денег на фискальных накопителях, которые, по сути, ничего не стоят. Их себестоимость, на самом деле, очень низкая. И вообще, они очень сильно усложняют разработку онлайн-касс с точки зрения оборудования и софта. В других странах есть примеры того, что онлайн-фискализация устроена удобнее и изящнее, чем вот эти фискальные накопители, которые необходимо покупать за кучу денег.

Еще один минус — когда есть рынок и всех игроков заставляют обуваться в одинаковые условия, маленьких и больших, при этом плохо работает антимонопольное законодательство, то выигрывают крупные игроки. Если всех поставить в равные условия — и крупняк, и малый бизнес, то малый бизнес загнется, потому что в равных условиях он не сможет предложить аналогичные условия для покупателей.

А малый бизнес должен быть в стране, это основная экономическая прослойка. Поэтому нужно очень тонко играть с регуляторикой: не переборщить и дать возможность малому бизнесу существовать. Но уже в правовом поле.

Для рынка в долгосрочной перспективе 54-ФЗ — это хорошо. Хорошо, что рынок обеляется, «в черную» работать становится все сложнее, это порождает добросовестную конкуренцию.

Онлайн-кассы и система расчетов онлайн позволяют использовать кучу инструментов, которые помогают анализировать продажи, вести товароучет, эффективнее разрабатывать маркетинговую стратегию, привлекать покупателей к повторным сделкам. А в современном мире выигрывает тот, кто умеет пользоваться новыми технологиями, новыми возможностями.

— Из-за 54-ФЗ многие мелкие фирмы закрываются. Как считаешь, это единственный выход? Действительно ли малому бизнесу настолько невыгодно устанавливать контрольно-кассовую технику нового образца?

— Вообще, главной задачей предпринимателей не является уплата налогов. Главная цель предпринимателей — получение прибыли. Для государства выгоднее, чтобы бизнесмены начали зарабатывать, а потом с них можно будет собирать налоги. А у нас начинается: сначала заплати кучу взносов, поставь онлайн-кассы, и естественно, это напрягает предпринимателей, они ищут варианты, как оптимизировать свои расходы.

Главная цель предпринимателей — получение прибыли.

Но если не получается кассу не ставить — нужно ставить. Если не получается смухлевать, а чего греха таить, кто-то же работает «в черную», то нужно ставить. А если весь бизнес строится на уклонении от налогов, значит бизнес-модель кривая и предприниматель работает неправильно.

Предприниматели — это живые, предприимчивые люди. От того они и зовутся предпринимателями. Если бизнес у них не пойдет — ну откроют другой. Безусловно, жаль, когда бизнесы рушатся, когда приходится менять сферу деятельности, увольнять людей. Но через это все проходят, это такая драма жизни.

Нужно ли закрывать фирму? Ну, если корабль дырявый и шансов на спасение нет — лучше его сразу утопить. А если шансы есть — нужно бороться. Бороться, бороться, и учиться на ошибках — это главное. А когда что-то получается — нужно не закрывать на это глаза, а приумножать и учиться не только на ошибках, но и на успехах.

— Вы — партнеры amoCRM. Расскажи про ваше сотрудничество?

— Надо понимать, что пользователи все больше вовлекаются в рынок CRM. Очень важно и наш продукт, и все фичи, связанные с кассой, с финансовыми сервисами по оплате, интегрировать в юзерстори клиента. То есть, если клиенты работают в CRM и им удобно выставлять счета из программы, то надо сделать им такой сервис, такой функционал, чтобы они могли это делать.

Наше сотрудничество с amoCRM началось с того, что мы познакомились с Мишей Токовининым в Фэйсбуке. Я тогда хотел мобильный эквайринг через них попродавать, искал точки соприкосновения. Миша сказал, чтобы мы показали что-нибудь стоящее, какую-нибудь интересную интеграцию.

На сцене Олимпийского во время АМОКОНФ

Я всегда за любую движуху, кроме голодовки. А к тому времени у нас были уже конкретные запросы от бизнеса по интеграции кассы и CRM системы, и мы сделали очень простую интеграцию: из CRM на определенном этапе заказ автоматически проваливается в кассу, там его можно найти и оплатить. При оплате заказ уходит обратно в CRM систему, сделка автоматически закрывается или переходит на другой этап. Это все настраивается, очень удобно.

Потом Миша предложил идею покруче: чтобы amoCRM стала базовой CRM для розничной точки продаж. То есть, у нас есть касса, через которую проходят продажи, через которую мы фиксируем покупателей, а все эти покупки и покупатели фиксируются в CRM. Это очень удобно для предпринимателей.

Главное — через такую систему можно настраивать автоматические действия, которые совершаются с данными клиента. Можно автоматически напоминать ему о себе, о спецпредложениях, отлавливать его упоминания в социальных сетях. В общем, идея клевая, ее нужно двигать и развивать.

Все эти истории — это часть нашей стратегии по развитию интеграционной базы. Мы прекрасно понимаем, что сейчас только узкозаточенные на определенную нишу игроки будут рулить рынком: они будут выигрывать в качестве, в скорости, в сервисе. Нам очень важно иметь топовых партнеров в смежных облачных сервисах, например, в CRM или в учетных системах, в товароучетке, в онлайн-бухгалтерии, с которыми мы можем иметь очень полезные и качественные интеграции.

Видео презентации с АМОКОНФ

— Ты выступал на сцене Олимпийского на АМОКОНФ. Каково это — стоять на сцене Олимпийского и рассказывать про свой проект десяткам тысяч людей?

— Для меня это был незабываемый опыт: Олимпийский — это очень большая ответственность, это очень много людей. Я провел вечера ни одной недели на репетициях в amoCRM, ребята очень скрупулезно подходят к прогонам, к тому, чтобы все работало без сучка и задоринки. А я очень рад, что мне удалось своими ногами оставить след на такой большой бизнес-конференции, выступить на сцене. Да и кейс мы классный показали. Я уверен, что за этим кейсом, за такими интеграциями будущее.

На сцене Олимпийского

В любом ИТ продукте очень важна упаковка. Самая лучшая и понятная упаковка — это, конечно, визуализация. Нет смысла рассказывать или писать, нужно показать, как это работает.

Один из самых лучших вариантов упаковки продукта — лайфдемо. Он самый простой и понятный. А как это делает amoCRM — на большом экране и собирая огромную аудиторию, то это, наверное, самый лучший вариант визуализации. Такой способ сразу вовлекает пользователя, он начинает проецировать эти кейсы на свой бизнес и у него выявляется потребность прямо во время просмотра презентации.

Жалко, конечно, что Олимпийский закрывают на следующий год. Видимо, такой большой АМОКОНФ будет не скоро.

— Ты много общаешься с предпринимателями. Что скажешь: культура предпринимательства в России развивается?

— В России становится модным быть предпринимателем, и это здорово. Люди начинают это уважать. Безусловно, у нас есть своя специфика, но путь созидания начинает приживаться.

Сказать, что предпринимательство в России сильно развито, нельзя. Мы еще отходим от пережитков социалистического режима, когда предпринимателей старались выжигать как класс, хотя они все равно были.

Я считаю, что у нас сильные и творческие люди. Конечно, многие из них уезжают строить бизнес в другие страны, потому что в России еще есть проблемы, но и у нас все хорошо движется. Культура белого и творческого предпринимательства развивается.

— Какие планы у LIFE PAY на будущее? В какую сторону планируете развиваться? Какие разработки и фичи планируете внедрить?

— LIFE PAY будет развиваться в сторону универсальной платформы, которая позволит закрывать вопросы с товароучетом, с интеграциями с товароучетными системами, давать больше возможностей для приема платежей, потому что методы приема платежей постоянно развиваются.

Самое главное — будем развивать нашу платформу для привлечения клиентов. Платформу, которая позволяет работать с покупателями очень простым, недорогим методом. Мы будем идти в сторону именно CRM и ремаркетинга.

— И напоследок. Ты развил свой бизнес. У тебя есть опыт и понимание, как это работает. Какой бы ты дал совет своему ребенку, если он захочет стать предпринимателем?

Чтобы стать предпринимателем и уметь грамотно построить свой бизнес, нужно созреть. Если когда-нибудь мой будущий сын подойдет ко мне и скажет, что он в 19 лет хочет стать предпринимателем, взять на себя обязательства, работать с людьми, я скажу: «Сынок, иди-ка ты поработай, дружище! В корпорацию. Получи опыт, связи, научись работать с людьми, пойми, как все устроено, а потом уже можно пытаться».

Хотя… Чем безбашенней человек, чем больше он пробует и обламывается, тем, в итоге, круче у него стреляет какая-нибудь идея. Так что надо пытаться в любом случае, делать и учиться на ошибках.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка»

#навсюголову

{ "author_name": "Наталья Лаврентьева", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 2, "likes": 18, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39341", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]