Рита Дробышева
193
Блоги

Как не быть обманутым франчайзером

Директор по франчайзингу компании Domino's Pizza Олег Юдин рассказывает о том, как выявить уловки недобросовестных франчайзеров.

Поделиться

В избранное

В избранном

На сегодняшний момент рынок российского франчайзинга насчитывает довольно большое количество франшиз-подделок, которые считаются таковыми по различным причинам, — у франчайзера недостаточно опыта для разработки качественной бизнес-модели, не хватает ресурсов для расширения и пр. Так, в России насчитывается порядка двух тысяч франшиз, из которых практически половина является недееспособной. Разработка некачественной франшизы выгодна франчайзеру по нескольким параметрам: во-первых, для повышения своего статуса на рынке — теперь компания будет позиционироваться как продающая франшизу, а во-вторых, — для получения выплат роялти и паушального взноса со стороны франчайзи.

Именно поэтому если вы думаете о том, чтобы открыть бизнес по франшизе и не знаете, как правильно выбирать франчайзера, с которым хотите сотрудничать еще долгие годы, обязательно обращайте внимание на пункты ниже.

1. Деньги вперед

Если потенциальный франчайзер выставляет вам счет еще до открытия самого заведения и более того, до выбора места открытия, то вам стоит присмотреться к нему получше. Прежде всего, обговариваются все детали с франчайзером, а уже только потом заключается договор и выставляется счет на оплату.

Открытию заведения всегда предшествуют несколько аналитических этапов, которые включают в себя в том числе выезд экспертов на потенциальную точку открытия для оценки территории. Таким образом, согласование договора и обсуждение всех деталей может занимать несколько месяцев, в заключении которых следует оплата.

2. Прибыль точно будет. Мы гарантируем!

Одна из часто встречающихся уловок недобросовестных франчайзеров — предоставление типовой бизнес-модели без учетов всех нюансов конкретного открытия, которая представляет собой P&L (Profits and Loses) план развития бизнеса на следующие 3-5 лет. Предложение необходимо корректировать исходя из всех особенностей заключаемого договора. К примеру, должна быть прописана фактическая сумма аренды, фонд оплаты труда, прогноз выручки, основанный на особенностях территории открытия и т.д. Если все эти условия соблюдаются, то это говорит о профессионализме управляющей компании, если же нет, то у вас появляется большой повод задуматься.

3. Отсутствие поддержки

Если франчайзер заявляет, что решение последующих вопросов после открытия, — исключительно ваши обязанности, то он с большой долей вероятности хочет вас обмануть. Поддержка франчайзи после открытия — одна из главных обязанностей управляющей компании. Франчайзер должен иметь подробное руководство по маркетингу, HR, IT и операционной деятельности, которое он в любой момент может предоставить своему франчайзи.

Помимо перечисленной «настольной книги», со стороны франчайзи выделяется сотрудник, который занимается поддержкой франчайзи и консультированием по всем затруднительным вопросам. Один раз в несколько месяцев обязательно должна быть организована выездная проверка ресторана центральным франчайзером.

4. Вы и так все умеете, зачем учиться?

Открытие заведения — это всегда большая ответственность. Всегда остается вероятность, что что-то может пойти не так пусть и по не зависящим от вас причинам, и к этому нужно быть готовым. Вне зависимости от вашего опыта в ведении бизнеса, франчайзер должен организовывать процесс обучения для своих потенциальных франчайзи. При этом, подготовка до открытия заведения должна быть организована заранее и по высшему разряду: с привлечением опытных тренеров, с наличием обучающих пособий и обязательно — с проведением экзаменов. К примеру, у нас в компании экзамены для потенциальных франчайзи проводятся довольно строго: его сдают все — от доставщика пиццы до управляющего — при этом не с первого раза.

5. Несбыточные обещания

Некоторые франчайзеры заявляют нереальные условия: рентабельность 40%, срок возврата инвестиций — полгода или 12 месяцев при вложении 10-15 млн рублей — этому верить категорически нельзя. Чтобы проверить достоверность слов франчайзера, попробуйте обратиться к уже действующим франчайзи — они расскажут вам обо всех подводных камнях сотрудничества с этой компанией и обратят ваше внимание на детали, о которых вы не думали раньше. При этом эффективнее всего обращаться к помощи франчайзи, который работает в сети уже не первый год и хорошо осведомлен о бизнес-процессе. Зачастую во время этой коммуникации оказывается, что компания говорит откровенную неправду.

6. Мы работаем недавно, но это не проблема

Как раз наоборот! Если у компании не было как такового опыта работы, а франшизы она начала продавать меньше года назад, то с большой долей вероятности вы приобретете сырой бизнес. Если мы говорим конкретно о ресторанном бизнесе, то за 12 месяцев бизнес-модель отработать просто невозможно — требуется как минимум два года, чтобы построить сильную франчайзинговую систему.

{ "author_name": "Рита Дробышева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39577", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]