Как не быть обманутым франчайзером
Директор по франчайзингу компании Domino's Pizza Олег Юдин рассказывает о том, как выявить уловки недобросовестных франчайзеров.
На сегодняшний момент рынок российского франчайзинга насчитывает довольно большое количество франшиз-подделок, которые считаются таковыми по различным причинам, — у франчайзера недостаточно опыта для разработки качественной бизнес-модели, не хватает ресурсов для расширения и пр. Так, в России насчитывается порядка двух тысяч франшиз, из которых практически половина является недееспособной. Разработка некачественной франшизы выгодна франчайзеру по нескольким параметрам: во-первых, для повышения своего статуса на рынке — теперь компания будет позиционироваться как продающая франшизу, а во-вторых, — для получения выплат роялти и паушального взноса со стороны франчайзи.
Именно поэтому если вы думаете о том, чтобы открыть бизнес по франшизе и не знаете, как правильно выбирать франчайзера, с которым хотите сотрудничать еще долгие годы, обязательно обращайте внимание на пункты ниже.
1. Деньги вперед
Если потенциальный франчайзер выставляет вам счет еще до открытия самого заведения и более того, до выбора места открытия, то вам стоит присмотреться к нему получше. Прежде всего, обговариваются все детали с франчайзером, а уже только потом заключается договор и выставляется счет на оплату.
Открытию заведения всегда предшествуют несколько аналитических этапов, которые включают в себя в том числе выезд экспертов на потенциальную точку открытия для оценки территории. Таким образом, согласование договора и обсуждение всех деталей может занимать несколько месяцев, в заключении которых следует оплата.
2. Прибыль точно будет. Мы гарантируем!
Одна из часто встречающихся уловок недобросовестных франчайзеров — предоставление типовой бизнес-модели без учетов всех нюансов конкретного открытия, которая представляет собой P&L (Profits and Loses) план развития бизнеса на следующие 3-5 лет. Предложение необходимо корректировать исходя из всех особенностей заключаемого договора. К примеру, должна быть прописана фактическая сумма аренды, фонд оплаты труда, прогноз выручки, основанный на особенностях территории открытия и т.д. Если все эти условия соблюдаются, то это говорит о профессионализме управляющей компании, если же нет, то у вас появляется большой повод задуматься.
3. Отсутствие поддержки
Если франчайзер заявляет, что решение последующих вопросов после открытия, — исключительно ваши обязанности, то он с большой долей вероятности хочет вас обмануть. Поддержка франчайзи после открытия — одна из главных обязанностей управляющей компании. Франчайзер должен иметь подробное руководство по маркетингу, HR, IT и операционной деятельности, которое он в любой момент может предоставить своему франчайзи.
Помимо перечисленной «настольной книги», со стороны франчайзи выделяется сотрудник, который занимается поддержкой франчайзи и консультированием по всем затруднительным вопросам. Один раз в несколько месяцев обязательно должна быть организована выездная проверка ресторана центральным франчайзером.
4. Вы и так все умеете, зачем учиться?
Открытие заведения — это всегда большая ответственность. Всегда остается вероятность, что что-то может пойти не так пусть и по не зависящим от вас причинам, и к этому нужно быть готовым. Вне зависимости от вашего опыта в ведении бизнеса, франчайзер должен организовывать процесс обучения для своих потенциальных франчайзи. При этом, подготовка до открытия заведения должна быть организована заранее и по высшему разряду: с привлечением опытных тренеров, с наличием обучающих пособий и обязательно — с проведением экзаменов. К примеру, у нас в компании экзамены для потенциальных франчайзи проводятся довольно строго: его сдают все — от доставщика пиццы до управляющего — при этом не с первого раза.
5. Несбыточные обещания
Некоторые франчайзеры заявляют нереальные условия: рентабельность 40%, срок возврата инвестиций — полгода или 12 месяцев при вложении 10-15 млн рублей — этому верить категорически нельзя. Чтобы проверить достоверность слов франчайзера, попробуйте обратиться к уже действующим франчайзи — они расскажут вам обо всех подводных камнях сотрудничества с этой компанией и обратят ваше внимание на детали, о которых вы не думали раньше. При этом эффективнее всего обращаться к помощи франчайзи, который работает в сети уже не первый год и хорошо осведомлен о бизнес-процессе. Зачастую во время этой коммуникации оказывается, что компания говорит откровенную неправду.
6. Мы работаем недавно, но это не проблема
Как раз наоборот! Если у компании не было как такового опыта работы, а франшизы она начала продавать меньше года назад, то с большой долей вероятности вы приобретете сырой бизнес. Если мы говорим конкретно о ресторанном бизнесе, то за 12 месяцев бизнес-модель отработать просто невозможно — требуется как минимум два года, чтобы построить сильную франчайзинговую систему.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором