Вера Сойбанова
77
Блоги

Профессиональная реинкарнация – путь к собственному делу

Александра Федоренко почти двадцать лет работала в сфере продаж и интернет-маркетинга. Несколько лет назад она покинула пост в крупной федеральной компании и открыла «RMCompany», сфера деятельности которой — репутационный менеджмент.

Поделиться

В избранное

В избранном

О том, как сменить направление деятельности после 20 лет работы руководителем в крупной компании, пройти профессиональную реинкарнацию и создать любимое дело поговорили с Александрой. А также о ценностях и о том, что не позволяет опускать руки в сложных ситуациях.

Александра Федоренко

Александра, Вы почти 20 лет занимались интернет-маркетингом, развитием продаж в крупных компаниях. Наращивали клиентскую базу и репутацию эксперта. И вдруг резкая смена направления? Как это произошло, расскажите, пожалуйста.

На самом деле история имеет давние корни. Еще в 90-ых, когда я училась на филологическом факультете, и у нас не было ни денег, ни еды, я поняла, что надо как-то зарабатывать и пошла в продажи. Меня взяли в компанию, которая продавала китайские бады для похудения. Я размещала рекламу, занималась продажами, и мне неплохо платили. Тогда я думала, что это временно. Я училась на лингвиста, хотела развиваться в языках, уж какие тут продажи?

После университета я отправилась работать в американский информационный центр. Все было хорошо, пока он относился к американскому консульству. Но судьба решила надо мной похихикать. Через некоторое время центр присоединили к муниципальной библиотечной системе, и нас перевели на ставки библиотекарей. Я поняла, что нужно снова идти в продажи, тогда только там и можно было заработать. Получается, у меня продажи все время были в параллельном потоке. Но если честно, в них я любила только деньги.

Рождение ребенка совпало с кризисом 98-го года. Зарплаты мужа хватало на 2 сосиски и литр молока в день. И снова здравствуйте - сказала я продажам. И здесь мне крупно повезло! Я попала на крупнейшую региональную площадку. Там я тоже занималась рекламой, но только в интернете. Здесь я нарастила дополнительные компетенции по интернет-маркетингу, продажам в интернете. Но внутреннее желание бросить продажи было всегда.

Я несколько лет ходила с внутренним разговором: не нравится - встаешь и все меняешь, либо сиди на попе ровно и не нуди. Но, как говорят, страх вперед меня родился. Помогла мне ситуация...И вот - ура! - я на вольных хлебах. Я думала, что со своими знаниями, умениями и компетенциями я быстро все организую и буду получать прибыль, лежа в гамаке на Гавайях. Оказалось, что развиваться в крупных компаниях с известными брендами, достаточно легко. А вот в своем бизнесе, открыть компанию и двигать ее, - это задачка не для всех. Этап профессиональной реинкарнации, то есть смены деятельности, проходил у меня почти 3 года. Я искала то, чем хочу заниматься, бросалась в разные проекты, пробовала все, что могла. За это время были соблазны вернуться в найм. Я получала приглашения из крупных компаний, мне предлагали очень достойные деньги. Я старалась мысленно вернуться в ту точку, где приняла решение, что буду заниматься своим делом, тем, которым хочу, которое мне нравится, и легко отклоняла предложения.

Когда произошла смена деятельности, мир будто потерял тебя. Было очень тяжело. Ты еще не здесь, но уже и не там. Выйти из тусовки легко, а вот зайти в новую и создать экспертность с нуля – это много времени и усилий. Нужно иметь определенную стойкость каждому, кто решается на смену деятельности, кто проходит этап профессиональной реинкарнации.

Получается, прошлый опыт не помог в своем деле?

Не сказать, что вообще не помог. Я была очень хорошим продажником, показывала хороший результат, а вот в своей компании мне достаточно сложно выстраивать продажи. Ощущение - сапожник без сапог. Я чаще обращаюсь к советам других людей для того, чтобы двигать свою компанию.

Как искали свою нишу, почему именно репутация?

Когда я вышла из федерального бренда, то по инерции стала заниматься тем, что знала: проводила обучение по интернет-маркетингу, интернет - продажам, выстраиванию системы продаж. Много смотрела по сторонам - искала свою идею. И тут мне помог случай. Меня пригласили на одну из профессиональных конференций в качестве модератора секции. Один из докладов был про репутацию. Я слушала и кайфовала. А потом поняла - мое! Последние 4 года я развиваю тему репутации. Первый год мы занимались исключительно ORM (онлайн репутация). В какой-то момент стало ясно, что эта тема мне не откликается, потому что там много, так скажем, не чистоты что ли. Например, отзывы, которые пишут агентства или выдавливание негатива. Не всегда это правдиво. Компания заказывает такие услуги, со стороны, внешнее поле красивое, а внутри бизнес-процессы не отстроены. В этом есть некоторый разрыв. Клиент-то видит компанию белой и пушистой, обращается в компанию - и не получает того, чего хочет. Получает разочарование. В результате, я себя чувствовала обманщицей: обманывала потребителей и при этом не делала ничего полезного для компаний. Удовлетворения не было. Мои поиски идеи продолжились. И тут мне опять помог случай. Я вышла на сайт Reputation institute of New York, почитала их блог, посмотрела их исследования, почитала про их подход - ну, дак вот оно! И это как раз настоящее! После этого приняла решение, что мы будем развиваться не в области ORM, а в области репутационного менеджмента.

Какие Ваши личные ценности транслирует и реализует этот проект? Немного об этом уже говорили выше, но если резюмировать, то что это будут за ценности?

Где-то полгода назад, когда мы запускали группу по формированию и развитию личного бренда, самые первые занятия были посвящены выявлению личной миссии и выявлению ценностей. Здесь такая интересная штука - ценности могут быть истинными и транслируемыми. Истинные всегда подтверждаются моими действиями. Для меня это честность, искренность и открытость.

Есть ли у Вас собственный негативный опыт, связанный с репутацией? Если да, то как Вы справлялись и чему он Вас научил?

Да, был. Это было неожиданно и вызвало очень много переживаний. Сложно стоять в сторонке, когда тебя поливают грязью. Очень хотелось ответить. Но понимала, что битва не на моем поле, поэтому влезать туда не стала. Сделала скрины, заверила их у нотариуса и подала заявление в суд. Тогда по этому делу можно было получить 5000 руб. Я решила, что мое здоровье стоит дороже, чем эта сумма, и забрала заявление. Сейчас об этом не жалею.

Эта ситуация научила меня многому.

Во-первых, комментарии, которые мы оставляем под постами других людей, нужно тщательно обдумывать. Необдуманно не произносить. Самое главное - это безоценочность.

Во- вторых, эта ситуация научила меня видеть людей: кто есть кто. Увидела, кто какую сторону поддерживает и почему. Я удалила многих друзей из своих соцсетей. И сделала это с легким сердцем. Тогда ситуация сильно ударила по моему здоровью, я заболела так, что чуть концы не отдала. Я иногда думаю, что я забрала заявление потому, что тот человек занимал высокий пост. Уверенности у меня тогда мало было. Сейчас я понимаю, что в любом случае надо отстаивать и защищать себя. И если, не дай Бог, возникнет подобная ситуация, я уже буду идти до конца.

Есть ли какие-то способы защиты от таких ситуаций?

Конечно, есть. Здесь самое главное - не бросаться в битву одному. Нужно придерживаться правила, что один в поле не воин. Поддержка в этом деле ох как важна. Во-вторых, нужна холодная голова. Иначе такого можно наворотить! И в-третьих, не предпринимать ничего, не бросаться в выяснение отношений, комментарии. И четвертое, обратиться к юристу. Переживать такие ситуации всегда тяжело. Всем. От них никто не застрахован. Личного пространства в интернете, к сожалению, нет.

Какая фраза поддержала Вас в начале пути, и что дает поддержку сейчас?

Когда компания открылась, у меня в голове часто всплывала фраза из стихотворения Маршака “Во время пути собака могла подрасти”. В начале пути собачка маленькая, а пока едешь собачка растет. Так же и с компанией. В любом случае, компания будет расти. Главное, когда доходишь до “долины смерти”, не бросить все. Кажется, что все плохо, ничего не получается, сотрудников не хватает, задач много и т.д. Надо зажмурить глаза и топить дальше!

Что мотивирует Вас? Что заставляет не опускать руки?

Тема прикольная. Внутри отзывается. В сложные моменты мне помогает внутреннее упорство и внутренняя уверенность в том, что это хорошее дело, и что все равно будут те компании, которые будут создавать и развивать репутацию. Если смотреть на западный рынок, у них репутация уже очень давно оцифровывается. В России тоже есть такие компании, просто их пока мало. Но с каждым годом их будет больше. Я считаю, что еще немного - и между собой будут конкурировать не бренды, а репутации. У кого сильнее репутация, к тому и пойдут. И вообще, на мой взгляд, компании с хорошей репутацией делают этот мир лучше. Я стараюсь быть причастной к этому.

Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает свой бизнес?

Если кажется, что ты дошел до упора, это не тот упор. Впереди еще как минимум сто таких же, поэтому не расслабляйся - топи!

Помни, что самое темное время суток перед рассветом. (Мне даже жаль, что эту фразу сказала не я).

Держи два фокуса - внутреннее упорство и веру в себя.

Всегда бери обратную связь. Все время спрашивай людей, чтобы понимать, чего они хотят, что им интересно, что им важно. И у тебя всегда будет понимание, куда двигаться, и как улучшить свой продукт.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#Навсюголову

{ "author_name": "Вера Сойбанова", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": -3, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39664", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]