[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u043d\u0433_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b_\u0434\u043b\u044f_\u043c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u043d\u0433\u0430","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441_\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 17, "likes": 22, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "3967", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
12 505

Владислав Шаруда, Ostrovok.ru: Как построить аналитическую систему для своего бизнеса

Менеджер по бизнес-оптимизации и корпоративному развитию Ostrovok.ru Владислав Шаруда написал для ЦП колонку, в которой рассказал об инструментах для прогнозирования и аналитики бизнеса, а также о том, почему без удобной системы мониторинга бизнеса стартап может и не выжить.

Считать в стартапе так же важно, как и, к примеру, собирать фидбек от пользователей. Каждую минуту необходимо отслеживать метрики и представлять, куда все движется. Также необходимо помнить, что каждое действие, которое не зафиксировалось в аналитических системах, пропадает втуне, и вы отказываете самому себе в возможности учиться на собственном опыте в будущем.

Владислав Шаруда, менеджер по бизнес-оптимизации и корпоративному развитию Ostrovok.ru

Мы используем несколько инструментов для прогнозирования и аналитики бизнеса. В этом материале речь пойдет о модели для долгосрочного планирования и системе дэшбордов для текущего наблюдения за бизнесом.

Моделирование бизнеса

Бизнес на любой стадии развития уже чересчур объемен и сложен, чтобы удерживать все его аспекты только лишь в голове. Модель должна стать продолжением мыслей о том, как вы видите будущее своей компании. С помощью этого инструмента можно воедино связать и структурировать множество показателей: выручку, расходы, ROI, капитальные затраты и многое другое. Это дает возможность взглянуть на всю получившуюся картину (т.н. «helicopter view») со стратегической, операционной и финансовой точек зрения. Это поможет определиться с тем, на чем фокусироваться в разные моменты жизни компании.

Классическая модель строится на ряде ключевых предположений, так называемых «драйверов» бизнеса. Например, предполагаемая конверсия, средний чек и прочее. В процессе построения модели лучше протестировать множество драйверов и итеративно подобрать те, что имеют наибольшее влияние на бизнес. В дальнейшем стоит фокусироваться на них — они станут KPIs (key performance indicators). Помимо использования модели для целей внутренней аналитики, ее можно показывать инвесторам как иллюстрацию своего видения развития компании. Строить хорошие модели очень сложно — большая часть моделей, с которыми люди ходят по рынку, чудовищна. И, если вы ее сделаете качественно, это выставит вас в глазах инвестора человеком, умеющим хорошо работать с цифрами, что немаловажно.

Как и со многими другими вещами, в моделировании критичней не совершать ошибок, чем стараться чрезмерно проработать какие-то отдельные его элементы.

Не стоит делать модель «одноразовой». Этот инструмент должен быть изначально спроектирован с учетом регулярных обновлений фактическими данными, будущих расширений дополнительными блоками и включением дополнительных сценариев. Иначе, по мере усложнения бизнеса, модель легко превращается из ручного и полезного существа в непонятно как функционирующего монстра Франкенштейна (во множестве версий).

Нельзя чрезмерно упрощать, завязывая все на пару драйверов, или моделировать лишь один ее фрагмент, например, только отчет о прибылях и убытках. Многие пренебрегают моделированием оборотного капитала и затем удивляются внезапным кассовым разрывам.

Не стоит создавать только один сценарий развития. Человеческий мозг очень плохо оценивает вероятности и, вследствие этого, часто упускает из виду важные моменты. Принимать решения, рассчитывая на самый вероятный сценарий, математически неправильно, необходимо учитывать все исходы с соответствующими вероятностями, их очень сложно оценивать, но это не означает, что их можно игнорировать.

Не нужно давать редактировать модель нескольким людям, слабо коммуницирующим друг с другом. По возможности, следует выделять «владельца» модели, который был бы в курсе всех внесенных изменений. Моделировать, учась только на собственных ошибках. Вы не знаете того, чего вы не знаете, к тому же это очень долго и не гарантирует успеха. Лучше обратиться за помощью к приятелю-инвестбанкиру или аналитику из инвестиционного фонда, у них это не должно занять больше пары часов. Кроме того, в сети много материалов на эту тему.

Дэшборды

Если модель используется как инструмент долгосрочного планирования, то для мониторинга текущей ситуации лучше всего использовать систему KPIs, объединенных в так называемые дэшборды (от английского слова dashboard).

Дэшборды призваны показывать бизнес с множества углов обзора и на более детальном уровне, чем это показано в модели. Поддерживать подобную детализацию в модели непрактично, и целесообразней вынести ее в отдельный инструмент, который тем не менее должен оставаться взаимосвязанным с основной моделью. В Ostrovok.ru мы используем технологию OLAP-кубов, на базе которых построены и модель, и дэшборды. Дэшборды обновляются намного чаще, чем модель, и более оперативно отражают то, как развивается ситуация, это позволяет быстрее реагировать на внезапные изменения. В Ostrovok.ru, к примеру, они работают в режиме реального времени.

Дэшборды должны показывать, насколько вы отклоняетесь от плана и почему именно, в деталях. Также они должны позволять анализировать изменения внешней среды и по необходимости корректировать прогнозы. Дизайн дэшбордов может быть, в общем, любым, но при этом должен быть продиктован бизнес-логикой и здравым смыслом. Показатели в дэшборде стоит подбирать по принципу MECE (mutually exclusive and collectively exhaustive), т.е. они должны быть взаимно непересекающимися (не дублировать информацию) и коллективно исчерпывающими предмет вопроса (показывать полную картину происходящего). Также очень полезно встраивать в дэшборды исследовательский интерфейс, с помощью которого можно анализировать различные аномалии, не вписывающиеся в предполагаемую картину мира, что часто приводит к неожиданным выводам, пересмотру предпосылок и обнаружению новых точек роста.

Фрагменты дэшбордов Ostrovok.ru (на симулированных данных)

В рамках этой задачи мы нацеливались на «демократизацию» данных, делая их доступными для каждого сотрудника компании, а не только для руководства и «гиков». Мы старались уйти от депрессивных «простыней» в Excel в сторону графического отображения данных, т.к. большинство людей – визуалы, и это наиболее естественный механизм восприятия информации.

Помимо визуализации, мы создавали систему дэшбордов, которые были бы объединены в иерархию с возможностью быстрого (в один клик) перехода на нижний уровень (или другой дэшборд) без долгого копания в почте в поисках нужного Excel файла.

Выбор конкретных показателей, которые следует отображать, зависит от ситуации и индустрии, но важно чтобы был поэтапно понятен cash cycle, н.р. потратили на рекламу, привлекли визит, визит сконвертировался в бронирование, с бронирования получили комиссию, далее новый виток.

Не стоит перегружать дэшборд верхнего уровня большим числом (более ~10) метрик, их динамику будет сложно удерживать в памяти. Но при этом важно проектировать систему дэшбордов так, чтобы при желании можно было дойти до сколь угодно мелких деталей в течение нескольких секунд. К примеру, если мы видим, что бронирования какого-то канала чересчур резко упали без видимой причины, мы очень быстро можем спуститься на уровень конверсий и визитов в разрезе различных геосегментов, подканалов и найти эту причину.

Помимо top down анализа, дэшборды позволяют увидеть неочевидные вещи. К примеру, еще в самом начале мы рассматривали деятельность колл-центра в основном как статью расходов, необходимых для ведения бизнеса. Однако когда мы создали дэшборд и разделили сервисные и коммерческие (связанные с продажами) расходы в их деятельности, мы поняли, что продавать через колл-центр можно и в плюс. Это послужило толчком к активному развитию отдела продаж нашего колл-центра.

Бизнес-аналитика напоминает навигационную систему самолетов, без нее можно как-то обходиться, когда ваш бизнес больше напоминает биплан, и все вокруг видно невооруженным взглядом. Однако по мере того, как вы превращаетесь во всепогодный истребитель, летаете на сверх-звуковых скоростях, ночью, в горах – без быстрой, точной и надежной навигации вам будет сложно выжить.

#Колонка #Колонка #Мониторинг_бизнеса #инструменты_для_мониторинга #бизнес_аналитика

Статьи по теме
Сооснователь Ostrovok.ru Кирилл Махаринский уходит из компании
«Островок» увольняет треть сотрудников
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления