{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Первый костюм сшил себе, второй — брату»: путь от хобби к авторскому ателье Радика Хайрулина

Черные глазки малолетнего мальчугана с любопытством следили за тем, как его мама подбирает ткани и фасон будущего изделия, снимает мерки с клиента, на бумаге прорисовывает эскиз и, изготовив лекала, раскраивает материю. Тогда-то маленькому Радику открылось таинство рождения костюма, за которым он наблюдал, затаив дыхание. Мальчишку не с кем было оставлять дома, и его маме приходилось брать ребенка с собой на работу в ателье. Тогда-то он и научился держать иголку в руках. До открытия собственного ателье будущего мастера отделяли десятки лет.

Радик Хайрулин

Так семейное дело, передаваемое через несколько поколений — пошивом одежды занимались еще его прабабушка и бабушка — возродилось и приобрело новый смысл. Среди клиентов Радика Хайрулина — российский актер Марат Башаров, известные политики, бизнесмены и даже спортсмены. Сейчас подрастает новая смена: за раскройным столом копошится сын Радика. И кто сказал, что шитье — это женское дело?

О Радике Хайрулине я прежде неоднократно слышала в разговорах с уфимскими предпринимателями. Самородок. Бизнесмен, сумевший за каких-то пять лет сделать себе имя. Прежде неизвестный мастер по пошиву одежды стал востребованным. Теперь к нему очередь из клиентов на несколько месяцев вперед. Ателье Радика Хайрулина находится в самом сердце Уфы. Это не шумные центральные улицы, ежедневно обиваемые сотнями спешащих по своим делам горожан.

Зелёный двор, напоминающий спальный район. Обычная многоэтажка. Ателье, находящееся на цокольном этаже, его можно обнаружить по вывеске снаружи. Прежде, чем попасть внутрь, нужно пройти фейсконтроль, то есть позвонить по видеодомофону. После четвертого звонка дверь открывается с привычным писком, и я попадаю внутрь. Меня встречает одна из сотрудниц ателье, которая предупреждает меня о том, что мастер еще не закончил работу, и необходимо его подождать.

Холл ателье просторен: диван, кресло и стол для гостей, стеллажи, на полках которых в ассортименте расставлены кожаные ботинки. На стенах — телевизор, включенный на одном из познавательных каналов, и помещенная в рамки информация, которая может заинтересовать посетителя: об ателье и его известных клиентах. Ждать приходится недолго: скоро на пороге одной из соседних комнат появляется хозяин ателье. Просит прощения за ожидание и признается, что ему физически тяжело со мной общаться: Рамадан, и мусульманам необходимо в течение месяца соблюдать пост. Но он человек слова: пообещал дать интервью — сделал.

Некоторые предприниматели чуть ли не с детства знают, чем хотят заниматься, и работают над осуществлением своей мечты. Другие — попадают в какую-то из сфер бизнеса случайно и добиваются успеха. Что можете сказать о себе?

Всегда хотел иметь собственную мастерскую по пошиву одежды. Помню, мама на закройщика училась, я тогда был еще совсем маленьким. Из четырех сыновей только я пошел по ее стопам. Если маме не с кем было меня оставлять, она брала меня с собой на работу. На уроках труда в начальных классах школы я вместе с девочками шил фартуки. Тогда моя первая учительница сказала маме: «Этот парень не будет футболистом, шить будет». Что интересно, я и в армии с автоматом не бегал. Все два года отработал в военторге, шил одежду для солдат.

Весь армейский альбом — из фотографий в ателье. Попросил сделать пару из них с автоматом в руках.

Радик Хайрулин, создатель авторского ателье

А в училище уже принимал экзамены у своих однокурсников. У меня было небольшое опережение. Воплотить желание удалось лишь девять лет назад. До этого работал в одном из городских ателье. Ведь чтобы прийти к собственному бизнесу в этой сфере, сначала нужно было не только набрать опыт, но и морально подготовиться. Мне это удалось. Училище я окончил в 1995 году. Раньше как, на закройщика ведь не обучали. Пришлось выучиться сначала на портного.

С какими трудностями пришлось столкнуться на этапе организации собственного бизнеса? Были ли какие-то моменты, когда хотелось все бросить, периоды уныния?

— Такое иногда бывает. Это же творческая работа. Бывало, пытался уйти, но не получилось. Понятия не имею, чем я бы другим мог заниматься в таком случае. Я в этом деле с маленького возраста. Сейчас младший сын приходит ко мне на работу, вместе со мной рисует эскизы. У старшего такой тяги к этому нет. Хотелось бы, чтобы мое дело продолжало жить. Иначе кому все эти знания? Я всегда знал, что мне нужно будет пройти этап, связанный с финансовыми трудностями, потому что этого требует профессия. Сначала ты обучаешься, приобретаешь какой-то опыт, и только потом пожинаешь плоды. На это уходит немало времени. Временами ко мне в ателье приходят новички, которые говорят: «Возьмите меня, пожалуйста, на работу, я хочу хорошо зарабатывать». Но стоит понимать, что из этого ничего не выйдет.

Делитесь ли своими знаниями с начинающими мастерами?

Одна из наших нынешних сотрудниц после окончания училища в течение трех лет упорно приходила к нам и обучалась практическим азам шитья. Сейчас она прекрасный мастер. Училища раньше готовили достойные кадры, но этого недостаточно, чтобы твоя продукция была конкурентоспособной. Мы же несем огромную ответственность. Должны придумать какую-то вещь, сшить ее, а потом еще и успешно продать. Да так, чтобы клиенту она понравилась, что немаловажно.

Был ли кризис идей? Чем вдохновляетесь?

Вот кризис в стране нам всегда на руку (улыбается). Чаще мы не придумываем что-то, а перенимаем готовый опыт. Придумывают одежду дизайнеры. В нашем случае вещи создаются на основе какого-то приобретенного опыта. Ты уже прекрасно знаешь, где и что, работая над предметами гардероба на что-то непременно полагаешься или от чего-то отталкиваешься. Сейчас вот смотрю два канала о моде, очень интересно. Периодически листаю журналы. Хорошее вдохновение — это когда ты сдаешь удачную работу, которая тебе по-настоящему нравится. После этого вдохновение открывается сродни второму дыханию. И с новыми силами начинаешь работать над новой вещью.

Классика или кэжуал?

В основном, классика. Мне всегда нравился классический мужской костюм, хотелось знать основы его пошива. А так, по желанию клиента, — любое направление. Наше ателье ориентировано на пошив одежды для мужчин. Мы выбрали одно направление, в котором работаем. Не рвемся срубить денег. Над женской одеждой работаем только по заказам, когда, например, мужчина просит сшить что-нибудь не только для него, но и для его супруги. Нужно понимать, что у мужской, что у женской одежды своя специфика и сложность исполнения. Уже давно всё придумано. Мода циклична. Через какой-то промежуток времени тенденции возвращаются, и начинаешь вспоминать, что-то такое было 20 лет тому назад. Один такой «цикл» — порядка 20 лет, не меньше.

Как можете оценить рынок ателье в Уфе? Насколько такие услуги востребованы среди горожан?

Если были бы невостребованными, мы бы этим не занимались. Но востребованность, она когда приходит? Когда ты чувствуешь, что знаешь эту работу настолько хорошо, что можешь назвать себя профессионалом. Если это не так, то нечего тебе ловить в этом бизнесе. Многие ателье закрылись, не выдержав конкуренции. Чтобы на плаву удержаться, нужно постоянно расти, совершенствоваться, жить этим.

Свой первый костюм помните?

Конечно, шил его для себя. Второй — старшему брату. Помню, в училище проводился конкурс на лучшее изделие. Выбирали лучшего в каждом направлении обучения: портного, повара. Что-то наподобие осеннего бала. Я сшил себе пиджак. Дошивал его на последних минутах. Для него мне удалось достать французскую ткань. В те времена само слово «французская» могло вскружить голову любому. Необычный был пиджак. И я победил в конкурсе. Брату шил костюм, когда он поступал в университет. Мы из простой семьи. Родители не могли себе позволить что-то купить нам. Вот решил помочь брату. Семью всегда обшивал, и сейчас ничего не изменилось (улыбается). Для мамы шью какие-то вещи, она сейчас уже этим не занимается, для братьев. Только стоит себе что-то сшить, так через неделю приезжают братья, забирают (смеется). Мне не жалко, я отдаю. Если человек с удовольствием носит то, что я сделал, почему бы нет? Одеваю практически с головы до ног и всех своих друзей. И что интересно, они этим очень довольны. Некоторые вещи я даже дарю. При нынешнем раскладе, когда, казалось бы, в магазинах представлен широкий ассортимент вещей, они носят мои. Это же приятно.

Где заказываете ткани? Наблюдается ли дефицит? Много ли денег на них уходит?

В наше время дефицита нет. Нам удалось найти поставщика, который снабжает нас качественными тканями. К сожалению, наши (отечественные производители. — прим. редакции) давно ничего не производят. Не то, что в республике, в России ничего. В том же Иванове, максимум, производят ситец, который никто не носит. На ткань приходится тратить до 30% стоимости изделия.

Сколько времени уходит на один костюм? С каким объемом работ удается справиться такому небольшому ателье?

На пошив одного костюма уходит две–три недели. Объем работ бывает разным. У нас хороший, слаженный коллектив, что дорогого стоит. Я горжусь им. Если нужно, наши сотрудники могут работать и ночью, и в выходные, когда угодно. Коллектив — это 50% успеха.

Раз бизнес налажен, вы теперь меньше принимаете участие в работе ателье?

Нет, что вы. Все изделия крою сам. Принимаю непосредственное участие в работе ателье, бываю здесь каждый день. Весь бизнес заключен на мне, я не могу, к примеру, как предприниматели в других сферах бизнеса, завести помощника. Вот, жду, когда у меня сыновья подрастут, чтобы передать им свои знания. В моем случае речь идет о бизнесе, который зациклен на руководителе.

Почему многие ателье закрываются? Главная причина — некомпетентный руководитель. Некоторые даже понятия не имеют, как шить. Вот, нанял специалистов, и все. При таком подходе дело развалится. В нашем ремесле важно, чтобы руководитель в этой каше варился. Через все это прошел, знал технологии.

Радик Хайрулин, создатель авторского ателье

Многие мастера, получив мало-мальское образование, пытаются научить чему-то других. Как относитесь к такой тенденции?

Он начал этим заниматься, и через два месяца сдулся. В нашем деле одними курсами не обойдешься. Нужно долго и усердно учиться. Не зря в советское время отправляли на застройщика мастера, достигшего 6 разряда. Да, в истории был промежуток, когда профтехобразование было непопулярным среди молодежи. Тогда образовался своего рода пробел. Все учились на юристов и экономистов. Сейчас это понемногу возрождается. — Есть ли достойные конкуренты в Уфе? — Может быть, один такой найдется. Периодически присматриваемся к тем, кто работает в нашей сфере. Когда есть нормальные конкуренты в любом бизнесе, это хорошо. Без этого ты не растешь. Можешь сколь угодно сидеть на одном месте, клиент есть — и ладно. А так, например, принес клиент готовые костюмы на перешив. Мы же подгонкой тоже занимаемся. Мы этот костюм развернули, посмотрели, как что сшито.

Среди современных дизайнеров на кого равняетесь?

Активно перенимаю опыт коллег. В Интернете просматриваю те же способы обработки. Некоторые подмастерья выкладывают в сети свои работы. Есть в Москве хорошие знакомые — отец и сын Игорь и Егор Пронины. Владеют превосходным ателье в центре города. Всегда стараюсь учиться. Техника работы постоянно меняется. Претерпевают изменения и технология производства ткани, материаловедение. Какая-то ткань появилась новая, так для нее разработали новую технологию кроя и пошива. Важно знать, можно ли шить вдоль и поперек, какая у нее усадка и прибавка. Мне интересны итальянские подмастерья, которые выкладывают на сайты свои истории. Их небольшим ателье по 100-200 лет. Некоторые готовые работы они размещают в Интернете, удивительные вещи!

Пошив костюма — удовольствие не из дешевых. Не падает ли спрос на ваши услуги?

Пошив костюма не может быть дешевым. Люди всегда одеваться хотели. Даже во времена мамонтов кожу надо было кому-то раскроить и сшить (смеется). Люди настолько разнообразны: одни довольствуются готовыми вещами, другие — одеждой индивидуального пошива. Знаете, какие люди хотят иметь эксклюзивную одежду? Те, которые имеют хотя бы небольшой достаток. Пробуют для себя что-то необычное, хотят выделиться. Это другой уровень жизни. Для них мы существуем. В Уфе таких людей достаточно. Есть много заказов и из других городов. К нам приезжают москвичи, и мы сами туда летаем, снимаем мерки. Сарафанное радио в действии. Если из миллиона человек будет хотя бы 100 таких, нам этого достаточно.

Некоторые клиенты могут копить деньги в течение двух-трех лет, а потом прийти и заказать костюм.

Радик Хайрулин, создатель авторского ателье

Приходят даже студенты, чаще летом. Либо молодые люди, планирующие свадьбу. Костюмы заказывают молодые люди, желающие выделиться и выглядеть хорошо. Они тратят деньги, и делают это с удовольствием.

Что такое для вас костюм?

Это образ жизни. Для меня умение шить костюм дорогого стоит. Это для меня все. И мой хлеб, и мой смысл жизни. Что интересно, сам я редко ношу костюмы. В моем гардеробе один-два костюма.

Какой самый эффективный канал распространения рекламы?

Для мастера — это сарафанное радио. И здесь вовсе не важно, кто ты: повар, кондитер или парикмахер. Лучшая реклама — твоя работа. Если сделаешь для человека что-то качественно, он всем тебя расхвалит. Я считаю, бесполезно вкладывать деньги в рекламу. Вижу, некоторые в Инстаграме выкладывают фотографии своих работ. Наверное, здесь я старомоден.

Кто из современников носит стильные костюмы?

Фёдор Бондарчук интересно может преподнести. Костюмы Нагиева мне нравятся. Стильно!

С кем из известных людей вам хотелось бы поработать?

С тем же Нагиевым, наверное. Симпатия какая-то к нему есть, как к актеру и личности. И этот костюм был бы классным. У меня есть в Уфе пара-тройка клиентов, с которыми мне нравится работать. И они с удовольствием носят вещи. В их гардеробах очень много наших костюмов.

Фото из личного архива Радика Хайрулина.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда