{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0430\u0432\u0442\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0438","\u0430\u0432\u0442\u043e","\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f_\u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u043e\u0432"], "comments": 5, "likes": 26, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "3989", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
18 191

Колумнист техноблога Fusion: как устроена экономическая модель Uber

Феликс Сэлмон, старший редактор Fusion, в своем блоге на Medium рассказал, как работает экономическая составляющая автомобильного стартапа Uber и почему выгодно делать водителей такси не наемными сотрудниками, а независимыми предпринимателями.

Uber изначально запускался под слоганом «частный водитель для каждого», а позиционирование бренда строилось вокруг привилегированности и особенного статуса клиентов. В связи с этим появились и различные точки зрения касательно того, сколько зарабатывают водители, сотрудничающие с модным автомобильным стартапом. Одни говорили о $90 тысячах в год, другие же опровергали эту информацию.

Нелюбовь отдельных журналистов к СЕО Uber и стартапу в целом контрастирует с обожанием со стороны других. Реальное положение дел — где-то посредине. Феликс Сэлмон предлагает поговорить не об эмоциях, а о конкретных цифрах.

Когда представители Uber говорят, что средний доход для водителя, работающего по программе uberX, превышает $90 тысяч в год на одного в Нью-Йорке, то они открывают не всю правду об озвученной сумме. Имеется в виду общий, а не чистый доход, и в эту сумму не включены расходы, которые покрывают сами водители uberX. Но стартап поделился с журналистом своими данными касательно затрат и доходов водителей, которые работают 40 часов в неделю и за год проезжают 6437 км. Выглядит это примерно так:

Цифры эти, как говорит Феликс Сэлмон, приблизительные и не дают общей картины: всё-таки каждая машина и каждый водитель работают по-разному. В Сан-Франциско, к примеру, Uber отмечает потери до $7763 в год с одного авто из-за снижения стоимости машин и двигателей.

Если опираться на данные, представленные стартапом, то чистый доход для водителей из Нью-Йорка в uberX составит $75686 в год, а для Сан-Франциско — $60014. Это — существенно выше, чем зарабатывают таксисты муниципальных служб в каждом из этих городов.

Феликс Сэлмон делает вывод, что хотя заявления Uber немного выше, чем реальные заработки водителей, сотрудничающих со стартапом, в целом тезис о финансовой привлекательности такой программы и для водителей, и для пассажиров соответствует действительности.

Но что тогда делать с утверждениями некоторых таксистов Uber о том, что они зарабатывают даже меньше, чем минимальная зарплата за год, спрашивает Сэлмон. Здесь тоже пригодится выполнение математических расчетов.

Например, участник uberX, который работает в Нью-Йорке и вместо 40 часов в неделю занимается извозом для Uber всего пять часов в неделю, зарабатывает 5/40 от ориентировочной суммы в $90766, что равно $11346. Если вычесть из этой суммы затраты, получим:

  • $5774 — затраты на амортизацию автомобиля;
  • $744 — на бензин;
  • $679 — на обслуживание машины;
  • $2676 — на страховку.

В итоге чистый доход составляет всего $1473. Разделив на 260 часов в год, получаем $5,67 в час, что меньше, чем минимальная зарплата.

Но есть другой немаловажный факт: у водителя не просто ставка в $5,67, но и по сути бесплатная машина. Феликс Сэлмон предлагает пример: житель Нью-Йорка, недавно купивший новую Toyota Camry, который ищет способ свести концы с концами с этим новым авто, и для этого он нанимается по пять часов подвозить людей в рамках партнерской программы uberX. Доход такого водителя составляет $11346, а маржинальная стоимость извоза сводится к затратам на бензин в размере $744. При таком подходе к расчетам получается чистый доход в $10602 за 260 часов работы в год, что составляет $40,77 за час.

Редактор Fusion отмечает, что стартапы наподобие Uber и Airbnb превратили товары в услуги: они используют ресурсы (такие, как машины и квартиры), простаивающие без дела, и помогают их монетизировать.

Большинство машин простаивают в гаражах или на парковках, не неся никакой экономической ценности и лишь морально и физически устаревая. Уменьшив число машин на дорогах, но увеличив их экономически полезную нагрузку, все бы только выиграли.

Именно к этой цели и стремятся такие автомобильные сервис-стартапы, как Uber, Lyft и даже Zipcar. Они освобождают улицы от «лишних» авто, чтобы те, у кого нет машин, не покупали себе их для редких поездок по городу; а те, у кого уже есть автомобили, могли бы монетизировать их, превращая пассивы в активы.

Uber построен на использовании частных лиц в качестве водителей. У человека есть свой личный автомобиль, который он может превратить в поток привлеченного дохода. Если взяться за дело как за полноценную работу (40 часов в неделю) и при этом жить в крупном городе вроде Сан-Франциско или Нью-Йорка, то можно зарабатывать неплохие деньги, считает редактор Fusion.

Наиболее интересным аспектом программы uberX является возможность работать неполный день. Да, в лизинг машину никто не станет брать ради того, чтобы пару часов в день ездить в качестве таксиста. Но если у человека уже есть современное авто, uberX помогает ему окупаться и даже зарабатывать определенную сумму денег. Фактически любая из выбранных форм сотрудничества с Uber (частичная или полная занятость, на существующем авто в хорошей форме или на только купленном новеньком автомобиле) мотивирует водителя держать машину в чистоте, в исправности и при этом зарабатывать деньги.

Журналист отмечает, что такой механизм индивидуальной занятости, когда собственник автомобиля выступает в роли индивидуального предпринимателя, подойдет далеко не для каждого. Есть масса причин, по которым роль наемного сотрудника предпочтительнее роли того, кто сам устанавливает себе рамки, график и правила. Но для тех, кто не прочь рискнуть и самостоятельно планировать уровень своей загруженности за рулем авто, Uber может стать интересным источником дохода.

#стартапы #автомобили #предпринимательство #мнения_экспертов

Статьи по теме
Uber заменит машины с водителями на самоуправляемые автомобили
Uber ведет переговоры об инвестициях при оценке в $12 млрд
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]