Редакция vc.ru
4 395

Китайские IT-предприниматели: визионеры, серийные предприниматели и стратеги

На Западе руководители и основатели технологических компаний становятся популярными, а их имена постоянно появляются в топовых СМИ. В Азии все немного иначе из-за разницы в менталитете и азиатской системы менеджмента. Однако наступила новая эра, когда технологические предприниматели становятся «рок-звездами» по мере того, как их компании растут, превращаясь в корпорации, а продукты завоёвывают один рынок за другим. ЦП подготовил подборку самых знаменитых китайских руководителей.

Джек Ма (Jack Ma), Alibaba Group 

Состояние: $12,1 миллиардов.

Джека Ма называют отцом-основателем китайской электронной коммерции. Глава Alibaba известен своей способностью привлечь внимание аудитории и делать качественные выступления. По словам Дункана Кларка, давнего друга Джека и интернет-консультанта, «никто не может играть такой же роли в компании, как Джек Ма».

Портер Эрисман, бывший сотрудник китайского холдинга и автор документального фильма о Ма «Крокодил в Янцзы», утверждает, что Джек имел амбиции рок-звезды еще в 1999 году на заре становления компании. Эрисман приехал в Пекин в 2000 году в качестве специалиста по маркетингу и рассматривал возможность работы в перспективном стартапе. Он услышал от своего друга о Джеке Ма и его сайте, который уже работал в течение месяца с момента запуска. Эрик попал на презентацию Alibaba и отметил, что несмотря на недостаток профессионального опыта, у Джека уже было несколько сторонников. 

После выступления глава Alibaba подошел к Эрисману и сказал: «Это было не лучшее мое выступление, потому что свет бил мне прямо в глаза, так что я не мог ничего увидеть». После пятиминутного диалога Джек предложил Портеру работу. Впоследствии они вместе отправились на конференцию в Берлин, где Ма должен был выступить с речью в зале, рассчитанном на 500 мест. Оказалось, что его выступлением заинтересовались лишь пара человек, для которых он ее провел. После неудачного выступления Джек сказал Эрику: «В следующий раз, когда мы сюда приедем, зал будет полон».

Именно это отличает китайского бизнесмена от других — он очень близко к сердцу принимает неудачи. С другой стороны, он известен за свою талант к вирусному маркетингу. Ма считает, что компания должна отличаться от своих конкурентов, а этого можно достичь только сумасшедшими вещами. Он поощряет своих менеджеров делать рискованные поступки: «Я прощу вам, если вы допустите ошибки, но я не прощу, если вы не будете ничего делать». В обычной жизни Эрисман описывает Джека как очаровательного и веселого человека: «Джек любит дразнить людей. Если он тебя дразнит, значит, любит».

Несколько фактов о Джеке Ма:

1) Ма ушел в отставку. Глава компании поразил всех заявлением об уходе со своего поста в мае 2013 года. Он объяснил это тем, что хочет заняться социальными вопросами: «В Китае из-за плохого качества воды, еды и воздуха в ближайшие 10-20 лет мы столкнемся с такими проблемами, как возросшее количество заболеваний раком. Моя вторая задача — образование и культурный уровень людей. Если мы не будем об этом думать, то молодое поколение вырастет ни на что не способным».

2) Ма славится своими выступлениями и цитатами. Джека часто сравнивают со Стивом Джобсом за его яркие представления и харизму, не свойственную другим китайским бизнесменам. Такое поведение он унаследовал от родителей, которые были актерами традиционного китайского музыкального представления «ping tan». «Мы символизируем крокодила в Янцзы, а eBay — акулу в океане. Если мы будем сражаться в океане, то проиграем, а если в Янцзы — то одержим победу». Таким образом Джек обозначил победу в конкурентной борьбе с американской корпорацией, которая закрыла свое китайское подразделение в 2006 году. «Вы должны учиться у своего конкурента, но не копировать. Если будете копировать, то проиграете». 

3) Ма был учителем и не планировал становиться бизнесменом. «Я не технический парень. Я смотрю на технологии глазами рядового потребителя», — заявил он The New York Times. Джек мечтал стать солдатом или ученым. 

4) Несмотря на то, что Ма официально не возглавляет Alibaba, он имеет огромную власть в компании. Ма всегда будет соучредителем компании. Это дает ему возможность совершать сделки перед IPO для укрепления позиций Alibaba на постоянно меняющемся китайском рынке. В марте компания заявила о приобретении контрольного пакета акций ChinaVision Media, компании, которая владеет правами на мобильную трансляцию матчей английской премьер-лиги. Также холдинг выпустил свой мессенджер Laiwang для конкуренции с WeChat. 

5) Ма — филантроп, заботящийся об окружающей среде. На собрании акционеров в 2010 году Джек Ма объявил о том, что 0,3% от доходов компании будут направляться на защиту окружающей среды Китая, в частности, на улучшение качества воды и воздуха. 

Лей Дюн (Lei Jun), Xiaomi 

Состояние: $3,9 миллиарда.   

Китайский производитель смартфонов Xiaomi олицетворяет сказочную историю успеха. За несколько лет своего существования компания принесла своему основателю почти 4 миллиарда долларов, а толпы восторженных фанатов готовы прогуливать работу, чтобы первыми купить новый продукт в день начала продаж. Основатель компании, Лей Дюн, одевается как поздний Стив Джобс — в джинсы и черную водолазку. Он смог собрать армию пылких фанатов вокруг своего бренда, позаимствовав у Apple тактику придания эксклюзивности своим продуктам. 

До работы в Xiaomi Лей был инвестором, который сразу понял перспективы молодого китайского интернет-рынка и стал одни из основателей Joyo.cn, стартапа, проданного впоследствии Yahoo. 

Лей Дюн родился в Сянтао, маленьком городке провинции Хубей в Центральном Китае, который знаменит своими олимпийскими чемпионами и уж точно не технологическими предпринимателями. Бизнесмен отмахивается от сравнений с Джобсом, однако отмечает, что визионерство Apple его вдохновило. «Китайские СМИ говорят, что я новый Стив Джобс», — сказал Лей в интервью Reuters, — «Я приму это как комплимент, но такие заявления налагают большую ответственность. Xiaomi и Apple — две абсолютно разные компании. Мы ориентированы на интернет и не делаем таких вещей, какие делает Apple». 

Лей, у которого насчитывается около 4 миллионов фолловеров в Weibo, китайском аналоге твиттера, подогревает интерес, выкладывая тизеры новых продуктов и даты релиза. «Нашей задачей является на увеличение продаж, а удовлетворенность клиентов» Так же, как и Ма, Лей — отличный продажник. Он довольно знаменит, но в узких кругах. 

До основания Xiaomi Лей поднялся по служебной лестнице и стал CEO Kingsoft, производителя программного обеспечения. Примечательно, что его коммерческий успех пришел к нему ближе к 40 годам, когда он основал Xiaomi. Те, кто знают его ближе, утверждают, что Лей — один из лучших бизнес-ангелов в стране. Многие сравнивают его с Джобсом, но он не просто инноватор, но еще и реформатор. Поклонники называют его гением, а противники критикуют за бесстыдство.

Пони Ма (Pony Ma), Tencent 

Состояние: $10,2 миллиардов.

Многие знают про Tencent, но мало кто — про его руководителя. Пони Ма предпочитает избегать публичности, и его не волнует то, что о нем думают другие. Вместо этого он сосредоточен на продуктах компании и позиционирует себя как стратега. Он не ведет агрессивную политику, позволяя конкурентам первыми выйти на рынок с передовой технологией. После чего его корпорация улучшает существующее решение и становится лидером отрасли. За такую тактику он приобрел славу создателя копикэтов (копий успешных сервисов). 

Пони родился в 1971 году в провинции Гуандун. Получив степень бакалавра в области компьютерных наук, он устроился работать в China Motion Telecom Development Limited, телекоммуникационного провайдера. Проработав там 5 лет, Ма покинул компанию и стал сооснователем Tencent. Первым продуктом компании был QICQ (Open ICQ), который через год после релиза набрал 1 миллион зарегистрированных пользователей и стал самым крупным мессенджером Китая. После покупки ICQ компанией AOL в 1998 году, против Tencent был подан иск за кражу интеллектуальной собственности. Китайская компания проиграла судебное разбирательство и была вынуждена переключиться с QICQ на QQ. Несмотря на огромную пользовательскую базу, мессенджер не приносил выручки, и Ма начал задумываться о привлечении инвестиций. 

В 2000 году Tencent привлек $2,2 миллиона в обмен на 40% акций компании. Средства послужили тем толчком, в котором нуждался Tencent. Через год мессенджер начал приносить прибыль, а аудитория выросла до 500 миллионов пользователей. В то же время, Ма начал диверсифицировать свой бизнес, занявшись онлайн-играми и запустив портал QQ.com. В 2004 году Tencent успешно разместился на Гонконгской фондовой бирже. 

Пони Ма играл ключевую роль в компании с момента ее основания и считается одним из самых успешных китайских бизнесменов, не получавших образование за рубежом. Он не стремится к публичности, а благодаря техническому бэкграунду ещё и получает удовольствие, занимаясь тестированием новых продуктов. Несмотря на отсутствие опыта работы за границей, Ма любит отслеживать технологические новинки по всему миру. К концу 2011 года аудитория QQ достигла отметки в 1 миллиард пользователей, а рыночная капитализация компании на сентябрь 2013 года оценивалась в $100 миллиардов. 

В том же году корпорация выпустила знаменитый мессенджер WeChat, аудитория которого уже превышает 600 миллионов пользователей. Внутри компании Пони Ма выполняет множество обязанностей: он не только глава Tencent, но еще и менеджер продукта. Предприниматель утверждает, что каждый новый сервис тестируется им лично, прежде чем выйти на рынок. Он любит оценивать новинки с точки зрения рядового пользователя и высказывать суждения относительно удобства дизайна и функциональности. «В Китае каждый день появляются новые бизнес-идеи. Но я считаю, что за каждой такой идеей стоит наша настойчивость, увлечение и мечта».

Робин Ли (Robin Li), Baidu 

Состояние: $12,2 миллиардов.   

Робин Ли известен тем, что смог создать китайский аналог Google — Baidu, сделав его одним из самых успешных проектов Поднебесной. Еще в детстве мать сказала ему: «Если ты хочешь получить хорошую работу, то должен усердно учиться». В 1987 году Робин поступил в Пекинский университет, где изучал информационный менеджмент. Завершив первое образование, Ли устроился на временную работу и одновременно подал заявки на обучение в несколько университетов США. По его словам, учеба за границей была мечтой, которую подогревала депрессивная жизнь в Китае. 

Его приняли на магистерскую программу в Государственный Университет Нью-Йорка в Буффало, где он получил степень магистра в 1994 году. Первым местом работы юного выпускника стало онлайн-издание The Wall Street Journal, для которого ему предстояло разработать компьютерную программу. Именно тогда Робин увлекся поисковыми механизмами. 

В 1996 году он изобрел поисковый механизм «анализа ссылок», который определял популярность веб-сайтов на основе количества других сайтов, которые имели ссылки на него. Его разработкой заинтересовались в Кремниевой Долине и предложили работу в одном из первых поисковиков — Infoseek. Ли стал главой отдела разработки в 1997 году и, проработав два года, ушел из компании. После увольнения Ли со своим другом Эриком Сю (Eric Xu) вернулись в Китай и решили основать свой поисковик — Baidu, в котором Робин занимал пост председателя совета директоров, а Эрик — CEO компании. 

Название компании в переводе с китайского означает «100 раз», что отсылает к древней китайской поэме о поиске возвышенного. Их первый офис находился в номере отеля недалеко от Пекинского университета. В 2004 году Эрик покинул пост главы компании, так как после реструктуризации у него осталось мало полномочий, и решил заняться биотехнологиями. Робин занял пост CEO, а через год компания успешно вышла на IPO, а в настоящее время доминирует на китайском рынке. 

Baidu не раз подвергался критике со стороны медиа. Музыкальные компании заявляли, что на сайте поисковика можно найти ссылки на скачивание треков. Западные издания критиковали Baidu за поощрение интернет-цензуры в стране. В ноябре 2008 года китайское телевидение заявило, что в список премиальных клиентов компании, которые платят взносы, входят не лицензированные фармацевтические компании, и что поисковик исключает из поиска тех, кто не платит. Baidu все отрицал, а Робин заявил, что «с приходом влияния, появляется ответственность». 

Несколько фактов о Робине Ли: 

1) Робин — второй человек в списке самых богатых китайцев. Его состояние оценивается в $12,2 миллиарда. 

2) Однажды Ли лично появился на бирже NASDAQ, в результате чего цена акций поднялась с $27 до $151 за один день. Такого никогда прежде не было в истории США. 

3) Ли написал книгу «Бизнес-войны в Кремниевой Долине», где описал свой опыт работы. 

4) Благотворительный фонд «The Baidu Foundation» совместно с фондом Билла и Мелиссы Гейтс работает над программой по борьбе с курением. 

5) Робин встретил свою жену Мелиссу во время учебы в США, и после 6 лет отношений они поженились. Сейчас у семейной пары есть три дочери и сын. 

Чарльз Чжан (Charles Zhang), Sohu 

Состояние: $270 миллионов. 

Чарльз Чжан является, пожалуй, самым необычным китайским руководителем, а его жизнь напоминает историю из бульварной прессы. Он начал карьеру в индустрии развлечений в качестве модели и стал одной из первых интернет-знаменитостей. Он завоевал репутацию плейбоя из богатого сословия с тесными связями с кинозвездами, и до сих пор не женат, что является редкостью в китайском обществе. 

В какой-то момент он прошел через приступ депрессии и передал руководство своей интернет-компании Sohu другому руководителю. Сейчас Чарльз вернулся и снова возглавляет корпорацию, а люди, знакомые с ним, называют его «ярким подражателем Ричарда Брэнсона».

Несмотря на неоднозначную светскую жизнь, Чарльз был студентом-отличником и остается талантливым бизнесменом. Он закончил престижный китайский университет Цинхуа в 1986 году, где изучал физику. Благодаря успехам в учебе, он смог получить стипендию Tsung-Dao Lee, благодаря которой отправился на учебу в США. Получив докторскую степень в Массачусетском технологическом университете, он вернулся в Китай, где с двумя профессорами из MIT основал ITC — первую китайскую интернет-компанию, привлекшую венчурные инвестиции. 

В 1998 году Чарльз возглавил работу над Sohu.com, которая предоставляла услуги по онлайн-рекламе, дизайну сайтов и технической поддержке. Также сервис позволял пользователям совершать покупки онлайн и посылать сообщения с мобильных телефонов. Sohu вышла на IPO в 2000 году. 

Чарльз получал множество наград: в 1998 году Time Weekly внес его в список Time Digital Cyber Elite Top 50; Youth Daily назвал его одной из 10 ИТ-персон года, а в 2001 году Fortune Magazine внес в список 25 корпоративных звезд.

Он любит совершать экстраординарные поступки. Команда альпинистов, спонсируемая Sohu, поднялась на пик Эвереста и послала фотографии на Sohu.com. Чарльз прокомментировал это словами: «Мы достигли того, чего люди раньше никогда не делали». Для китайского миллиардера это был лишь трюк для популяризации интернета в Китае, где только 15% городского населения имеют доступ к сети. «Люди воспринимают интернет как нечто техническое. Те, кто ничего не знает о компьютерах, теперь осознали, что могут сделать свою жизнь более интересной». 

#IPO #китай #джек_ма #Alibaba #Tencent #Xiaomi #Лей_Дюн #Пони_Ма #Робин_Ли #Baidu #Чарльз_Чжан #Sohu

Статьи по теме
Китайский Элон Маск планирует соперничать с Tesla Motors
Три гиганта китайского интернета, которые намерены захватить мир
Самые странные вещи, которые продаёт Alibaba
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["ipo","\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0434\u0436\u0435\u043a_\u043c\u0430","alibaba","tencent","xiaomi","\u043b\u0435\u0439_\u0434\u044e\u043d","\u043f\u043e\u043d\u0438_\u043c\u0430","\u0440\u043e\u0431\u0438\u043d_\u043b\u0438","baidu","\u0447\u0430\u0440\u043b\u044c\u0437_\u0447\u0436\u0430\u043d","sohu"], "comments": 4, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "3995", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]