Dmitry Zlotnitsky
1 226
Блоги

«Улыбки благодарных покупателей подкрепляют уверенность в том, что ты делаешь что-то нужное»

Интервью с основателем издательства «Комильфо» Михаилом Богдановым

Поделиться

В избранное

В избранном

Михаил Богданов основал издательство комиксов «Комильфо» в 2006 году. За двенадцать лет работы оно выпустило на русском более шестисот комиксов. В портфель издательства входят серии о самых известных супергероях во главе с Дэдпулом, Железным человеком и Человеком-пауком, а также комиксы по мотивам «Звездных войн» и мультсериалов «Время приключений» и «Рик и Морти». Кроме того, «Комильфо» издает такие авторские комиксы, как «Мэгг, Могг и Сова» и «Лунная Девочка и ДиноДьявол».

В 2010 году Михаил открыл магазин «Двадцать восьмой», а в 2016 году организовал конвент «Большой фестиваль комиксов». В начале 2018 года «Комильфо» на правах импринта вошло в состав Редакции №1 издательства «Эксмо».

Ты всегда подчеркивал, что для тебя издание комиксов не просто бизнес, но и увлечение. Да и вряд ли комиксами в России можно заниматься, будучи к ним равнодушным. Как и с чего у тебя началось увлечение ими?

Михаил: Это увлечение, это радость, это восторг. Каждый раз, когда в руки попадает комикс в интересной раскадровкой, нестандартным юмором, задумкой, графикой или нетривиальной концепцией построения сюжета, то я беру его в свою коллекцию, а если есть хоть малейший шанс, что российский читатель сможет оценить этот комикс по достоинству, то мы издаем его на русском. Знакомство с комиксами началось с вкладышей от жвачки Donald Duck, кстати, коллекция сохранилась до наших дней, иногда выставляю её на фестивалях комиксов, затем были комиксы «Голиаф», «Бамси», «Утиные истории», но покорили моё детское сердечко прежде всего советские комиксы про Матроса Кошкина. Это всё были яркие, веселые, хулиганские и непредсказуемые рисованные истории. Таким стало и само издательство )

«Комильфо» появилось в 2006 году, когда в России комиксы практически не выпускались. У тебя, когда ты начинал, была уверенность, что это вскоре измениться или просто решил взяться за то, что тебе интересно?

Михаил: В студенческие годы я наткнулся на книгу комиксов «Несмешно» немецкого автора Йоши Зауера, которая на тот момент была бестселлером в Германии. Безумные и глупые персонажи комикса сразу привлекли моё внимание, со словарем я кое-как перевел книгу и смеялся до слёз. Наверное, уже тогда в голову закрался вопрос, почему ничего подобного не издается в России? Но тогда у меня не было четкого понимания, что это абсолютно новая ниша для русского рынка. И лишь какое-то время спустя желание поделиться этой находкой с широким кругом читателей, которая по моим соображениям должна была ярко выделяться на фоне ассортимента любого книжного магазина, придали мне уверенность и заставили рискнуть. Не имея никаких предварительных договоренностей с дистрибьюторами и малейшего представления, как продвигать комиксы в массы, я взял кредит, купил права сразу на две книги автора. С друзьями их перевёл, сам сделал шрифт, идентичный почерку автора, сверстал книгу, нашёл типографию и напечатал тираж в 3000 экземпляров, который, кстати, хранил у себя в комнате, выстроив огромную башню из книг вдоль стенки. Взяв в руках первый напечатанный комикс, я был преисполнен надеждами и оптимизмом, и нисколько не сомневался, что все магазины страны встретят меня с распростертыми объятьями со словами «это как раз то, чего нам не хватало, Михаил, вы такой молодец, издавайте больше комиксов на русском, они всем нужны». Но этого не произошло. Комиксы на тот момент никому были не нужны и пришлось потратить несколько лет и проделать огромную работу, чтобы поменять положение дел на рынке. Первые годы мне приходилось работать на двух работах, «бомбить» по ночам, чтобы погасить кредит, а развитием издательства я занимался по ночам, не теряя надежды, что всё изменится. Когда есть положительный отклик от немногочисленных читателей, нет желания бросать начатое. Положительные отзывы и улыбки благодарных покупателей подкрепляют уверенность в том, что ты делаешь что-то нужное, а силы и энергия появляются из ниоткуда, главное продолжать реализовывать мечты и ставить достижимые цели.

Поначалу ты всем — от перевода и верстки до договоров и распространения — занимался сам. Когда появилась возможность нанять первых сотрудников и где ты находил людей для сферы, которая на тот момент в России была практически не развита?

Михаил: Всё так. Отсутствие времени на сон заставило меня пересмотреть подход к делу — перестать выполнять все задачи самостоятельно и начать поиски дизайнеров и переводчиков. Находил я их среди друзей, для которых работа над комиксами была бы в радость, а финансовый вопрос уже стоял бы на втором месте. Первое время бизнес не приносил прибыли и серьезных гонораров никому я предложить не мог, да и постоянную занятость тоже не мог обеспечить. Специалистов в сфере комиксов тогда не было, но хорошие художники, дизайнеры и переводчики нашлись и работа закипела.

У тебя всегда была очень небольшая команда, но при этом в последние годы «Комильфо» выпускает зачастую больше десяти новинок в месяц. В чём секрет поддержания такого впечатляющего темпа?

Михаил: Секрет только в том, что мы не берем на работу лентяев и халявщиков, если вся команда готова впахивать на все 100%, то и результат будет впечатляющий. Но всё же штат фрилансеров мы заметно расширили, отобрав по опыту сотрудничества последних лет самых лучших и надежных ребят.

В то время, когда «Комильфо» ещё только делало первые шаги, оно не было известно, а из инвестиций, насколько я знаю, состояли исключительно из твоих сбережений, как удалось приобрести первые лицензии на переводные книги?

Михаил: Первые книги я покупал в Европе, а это требовало не очень больших вложений, потому что европейские издательства знакомы с русским рынком и понимают, что цены на книги у нас низкие, а тиражи небольшие. На покупку прав я пустил свои сбережения, а на печать первого тиража пришлось просить взаймы и даже брать кредит.

Несколько последних лет «Комильфо» выступает одним из основных российских издателей комиксов Marvel, выпуская серии о таких популярных героях как Дэдпул, а также «Звездные войны». Сложно ли было наладить отношения с одним из двух ведущих американских издательств комиксов?

Михаил: Сложнее всего было приобрести права на серию книг «Время приключений», для нас это был переломный момент, а когда у тебя за плечами уже есть успешные проекты, хорошая репутация и контракты с зарубежными компаниями, то наладить сотрудничество с новыми крупными партнерами становится значительно проще. В момент, когда мы начинали переговоры по поводу издания комиксов Marvel, нас проверяли, приходилось подтверждать свою состоятельность и профессионализм. Отчасти благодаря нам крупные американские издатели, убедившись в том, что в России комиксы издают хорошо, стали более лояльно относится к маленьким русским издателям, предлагая им небольшие контракты с хорошими условиями. Когда мы всё это начинали, такого ещё не было, нам с главным редактором пришлось пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы доказать правообладателям, что мы достойны Marvel.

Расскажи, как в «Комильфо» принимается решение, какие комиксы выпускать?

Михаил: Основную подборку книг формирует главный редактор, а уже потом мы вместе обсуждаем ассортимент, немного урезая список, либо дополняя другими крутыми лицензиями. Много хороших идей для издательского портфеля приходят во время посещения зарубежных книжных выставок.

Ты выпускаешь не только комиксы про известных героев, но и относительно малоизвестные серии, которые нравятся тебе и твоим коллегам. А случалось ли так, что ты брался за комикс вроде бы для души, не рассчитывая на особую прибыль, а он становился хитом?

Михаил: Да. Ради шутки мы в своё время сделали книги «Приключения какашки» и «Тык-дык», вот они совершенно неожиданно стали бестселлерами. Превзошли ожидания комиксы серии «Время приключений», очень тепло публика приняла графический роман «Прибытие» Шона Тана, тираж которого разошелся в два раза быстрей, чем мы рассчитывали. На самом деле таких примеров много, для каких-то проходных комиксов мы порой делаем несколько допечаток, а иногда случается, что потенциальные бестселлеры, которые на западе бьют рекорды продаж, напротив пользуются низким спросом у русских поклонников комиксов.

Издаёшь ты и работы российских авторов. Это как раз такие проекты для души или ты видишь в российских комиксах потенциал со временем соперничать с зарубежными сериями?

Михаил: Пока что только для души, чтобы поддержать отечественных авторов, но всегда надеюсь, что какой-нибудь отечественный комикс по популярности приблизится к тому же Marvel.

Если в то время, когда ты начинал, российской индустрии комиксов фактически не существовало, то года с 2012 произошел настоящий бум комиксов. Сейчас их выпускают и специализированные издатели, и крупные игроки книжного рынка вроде «Эксмо» и «Азбуки». Что, на твой взгляд, послужило залогом такой внезапной для многих вспышки популярности комиксов?

Михаил: Пионеры вроде «Комильфо» подготовили почву для молодых издателей, нашли лучшие типографии, организовали свою сеть реализации, открывали точки продаж и простимулировали развитие специализированных комикс-шопов, разработали систему логистики, организовывали множество тематических фестивалей, сформировав отчасти даже их формат. Совокупность всех этих действий вывела комиксы на новый уровень, сделав их востребованным и доступным продуктом. Появилось много обзорщиков, порталов, посвященных данной теме. Информация о новинках стала распространяться молниеносно, а у комиксов появились не только поклонники, но и коллекционеры. Да, всё благодаря нам... но если говорить о буме комиксов, то это только благодаря популярности фильмов про супергероев. Ха )

Да, многие комиксы в России выходят под экранизации. Например, ты сейчас выпустил «Хана Соло» и омнибус «Дэдпул и Кейбл» как раз под выход фильмов об этих персонажах. Всегда ли наличие громкого фильма, сериала или игры, с которой связан комикс, служит залогом высоких продаж?

Михаил: Когда выходит фильм, становится проще донести информацию о комиксе до широкой публики, но залогом высоких продаж инфоповоды не служат. Не стоит забывать, что фильм может оказаться слабее комикса, тогда придется приложить усилия, чтобы убедить публику купить отличный комикс, который лёг в основу неудачного фильма. Всегда есть риск, но громкие премьеры и инфоповоды, безусловно, способствуют продвижению и узнаваемости героев и серий комиксов.

Очевидно, в связи с появлением новых и больших игроков на рынке обострилась конкуренция за лицензии. Бывали ли случаи, что права на какую-то серию очень хотелось приобрести, но не удавалось это сделать?

Михаил: Бывали. Вот DC Comics не готовы с нами сотрудничать из-за политики компании. А так обычно мы получаем всё, на что положили глаз, даже если торги растягиваются на пол-года. И я не могу сказать, что мы платим больше других, скорее мы делаем интересное для правообладателя предложение с перспективой получения большей прибыли при сотрудничестве с нами, нежели с конкурентами. Наверное, в этом наш секрет — наличие стратегии ведения торгов, издания серии и её продвижения.

Как считаешь, есть еще на отечественном рынке комиксов место для новых игроков или они не смогут конкурировать с издателями, работающими уже несколько лет?

Михаил: Место есть. Есть ребята с блеском в глазах, вот только большая часть из них являются клонами друг друга, мало ярких новичков, которые делают что-то совсем новое и будоражащее сознание. Но такие всё-таки есть, и, надеюсь, будут появляться в будущем. Но и мы не стоим на месте, развивая новые для нас направления, так что новичками конкурировать с нами всё же придется.

Основная масса комиксов «Комильфо» это — недорогие, рублей по 300-400 сборники в мягком переплете. Но время от времени вы выпускаете и солидные омнибусы в твердом переплете стоимостью больше 1000 рублей вроде «Мираклмена» или того же «Дэдпула и Кейбла» объемом более 1200 страниц. Такие издания рассчитаны исключительно на ценителей-коллекционеров или на них тоже есть массовый спрос?

Михаил: Нет, изначально все комиксы мы делаем для массового читателя. К сожалению, цены на толстые сборники в твердом переплете значительно выше, но такие книги автоматически становятся отличным подарком. Поэтому их часто дарят тем, у кого нет возможности их приобрести самостоятельно. Я это к тому, что такие книги всё-равно находят своего читателя и это далеко не только коллекционеры.

Давай вернемся к разговору о первых годах издательства. Когда ты начинал, в России ещё не умели продавать комиксы. Не было специализированных магазинов, книжные сети не знали, как работать с таким товаром. Как в то время ты решал проблему распространения своих изданий? И как удалось пробиться в большие книжные магазины?

Михаил: Дабы решить эту проблемы я открыл свой магазин, где мы с коллегами приставали к каждому покупателю и рассказывали о прелести каждой отдельной книги, объясняя, что комиксы — это лишь форма подачи, а не чтиво для дебилов. Мы быстро обросли постоянными покупателями, нам стали писать из других городов даже и тогда я открыл интернет-магазин «Двадцать восьмой». Также мы участвовали в книжных выставках, организовывали презентации в крупных магазинах, приводя за собой толпы зрителей, давая понять админам магазинов, что они недооценивают значимость и перспективы комикс движения. Благо все издатели комиксов тех лет горели идеей развивать этот рынок, и каждый в меру своих возможностей и со своим подходом как-то менял отношение окружающих к комиксам. Медленно, но верно мы делали своё дело и в конечном итоге увидели результат.

Сейчас в России существует изрядное количество магазинов комиксов. Можешь рассказать, основные продажи приходятся на них или все же крупные книготорговые сети?

Михаил: Раньше на специализированные магазины приходилось до 60% продаж, сейчас, наверное, около 30-40%.

«Комильфо» всегда активно участвует в различных фестивалях вроде Comic Con, более того проводило организовывало свои собственные — «МикроКомикон», «Бигфест», и привезло на них известных западных авторов, скажем создателя черепашек-ниндзя Кевина Истмена. Это больше имиджевые активности или проведение конвентов и приглашение авторов конвертируется не только в создание шумихи вокруг комиксов, но и продажи?

Михаил: Это просто желание сделать фестиваль, посвященный только комиксам, веселый, познавательный, где посетители могут лично встретиться и поболтать со своими кумирами, авторами и художниками легендарных комикс-серий и мультфильмов, послушать лекции от профессионалов своего дела, познакомить с начинающими отечественными авторами, насладиться классным косплеем и чудно провести время, погрузившись в эту неповторимую атмосферу. Так появился «Большой Фестиваль комиксов», он же «БигФест».

Конечно, проведение презентаций, фестивалей и встреч с читателями формирует имидж компании, но это всё делается прежде всего ради идеи, а не ради денег. Подобного рода мероприятия редко уходят в ноль из-за дорогих билетов и гонораров звезд, но мне этих вложений не жалко, так как после наших фестивалей и мы и посетители получаем такой заряд эмоций, незабываемых впечатлений и воспоминаний на всю жизнь, что никаких денег на это не жалко.

Вы очень активно работает с социальными сетями. Официальная группа издательства в ВК может похвастаться потрясающей вовлеченностью пользователей — редкая запись собирает просмотров меньше, чем 50% от количества подписчиков. Вы завели канал в Telegram и за считанные недели набрали более 2 тысяч подписчиков. Как получается добиваться столь впечатляющих результатов в социальных сетях?

Михаил: Мы пишем только по делу, не постим веселые картинки и новости, не имеющие отношение к нашему издательству. Посты выходят только по мере появления новостей. Пропустив сообщение в группе, можно упустить какой-нибудь умопомрачительный анонс или информацию о приезде знаменитости, например. Именно в этом наш секрет.

В начале нынешнего года «Комильфо» вошло в состав издательства «Эксмо», как вы пришли к этой сделке? Прошло уже почти полгода, как она сказалась на работе твоей команды?

Михаил: В определенный момент мы достигли потолка, когда выйти на новые рынки реализации своими силами не представлялось возможности без серьезных рисков. Единственным вариантом для роста компании было объединение с каким-нибудь крупным партнером. Сначала издательство хотели приобрести и развивать бизнесмены, далекие от издательского бизнеса, но потом нашей компанией заинтересовалось крупнейшее издательство России «Эксмо», и тут уж выбор был очевиден.

Ресурсы «Эксмо» позволили нам не только ускорить выход отдельных серий комиксов, но и охватить новую читательскую аудиторию, до которой мы прежде не могли достучаться. Конечно, первые месяцы нам было очень трудно перестроиться, приходилось работать по 14 часов в день, чтобы настроить все процессы по регламенту, дабы любое действие было синхронизирован со всеми отделами холдинга. Сейчас стало легче, но даже при такой загрузке и, как нам казалось первое время, ненужной бюрократии, мы видим ощутимый результат от этого слияния и новые возможности. Впереди у нас много проектов, которые я со своей командой постараемся реализовать в кратчайшие сроки и ещё не раз удивить и порадовать поклонников комиксов.

#навсюголову

{ "author_name": "Dmitry Zlotnitsky", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 4, "likes": 10, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40167", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]