{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как 18-ти летний пацан из глубинки стал владельцем сети кофеен Ok, Hub

Интервью у основателя кофейной сети Ok, Hub - Никиты Сторожука.

Никита, тебе сейчас 22 года? В каком возрасте начался твой путь предпринимателя? Какие у тебя были личные цели на тот момент? Зачем ты занялся бизнесом?

Здравствуйте. Да, мне еще 22 года. Предпринимательский путь мой начался в 17 лет. Я тогда делал сайты и лендинги на заказ. Получив опыт работы в 16 лет в студии по разработке интернет магазинов, я решил что могу самостоятельно добывать заказы и у меня все получилось. Я учился на 2 курсе колледжа (окончил 9 классов школы, переехал в другой город, поступив в колледж и стал работать) и находил первых клиентов на сайты. Приходил к дядькам в различные компании и обещал, что сделаю сайт и с него будут приходить заказы. Старался взять предоплату 50% и начать выполнять заказ.

Мои цели на 2-ом курсе колледжа были простые - жить самостоятельно, зарабатывать достаточное количество денег, чтобы водить девушку в кафе и кино. Не особо мыслил наперед. Жил в удовольствие каждый день. Много работал. Постоянно читал. Предпочитал вместо “пива с однокурсниками” - “чтение книги или встречу с интересным человеком”. На первом курсе прочитал книгу Роберта Кийосаки “Квадрант денежного потока”, где он рассказывал про то что есть Р - рабочий, С - вы собственник своего бизнеса, ремесленник, Б - у вас есть собственный бизнес, система, люди работают на вас и И - ваши деньги работают на вас. Я сразу смекнул - что должен быть в квадранте Б, а затем И. Среди моего окружения, к сожалению не было примеров, поэтому приходилось их искать среди местных предпринимателей и книг.

Как ты нашёл инвестора в проект? Тебе кто-то помогал? Как думаешь, почему инвестор дал денег на проект? Что ты испытывал, когда получил согласие делать проект?

В конце 2013 года попал на федеральную программу "Ты предприниматель" в Калуге, и на финальной сессии познакомился с одним дядькой, который в будущем оказался инвестором нашего проекта. Мы провели вместе мероприятие - Hack Weekend (5 раз, каждые полгода - среди компаний партнеров были: МТС, ФРИИ, Яндекс, Mail, Microsoft, IT Центр Астрал, Dodo Pizza) - хакатон (это когда айтишников запирают в помещении на 24 часа, они группируются в команды и делают прототипы приложений, презентуют инвесторам и получают инвестиции, работу и тд). Часто ездил в Москву на подобные мероприятия, и хотелось провести что - то такое в своем городе - в любимой Калуге.

В меня никто кроме меня не верил. Я был сам по себе. Думаю, что совпало несколько факторов: свободный рынок, молодой потенциальный предприниматель, низкие суммы на вход в бизнес.

Когда я пришел первый раз на разговор, согласия не получил, расстроился и ушел. Подумав пару дней над всем, что происходило - пришел еще раз, и мы договорились. Что - то поменялось в моей голове тогда. Когда я приходил первый раз, то думал, что это моя единственная возможность. Когда приходил второй раз, понимал, что в не зависимости от ответа - я все равно буду делать этот проект.

Расскажи о том, как ты принял на работу первого сотрудника? Какие чувства испытывал, когда в первый раз увольнял человека?

Это всегда страшно и сложно. Сейчас я помогаю своим генеральным директорам и управляющим с поиском, наймом и увольнениями. Сложно было понять, что мне 18 лет и я босс. И что я могу тут решать, как надо делать, кто будет работать, как и сколько времени. Но со временем я привык. Работал в смене, ко мне пришел первый кандидат, от собеседовал его и сразу взял за бар, посмотреть на него в деле. Он смотрел как я работал и перенимал мой опыт.

Затем появился второй сотрудник. Все тоже самое) Затем я написал первую инструкцию, касающуся этого процесса. И после этого понеслось. Я регламентировал все, что только можно. У нас есть инструкции на каждый процесс.

Увольнение - это стресс. Это признание своей ошибки, которую ты допустил при найме, либо же неправильно обучил и не убедился в том, что сотрудник все понял и следует этому. Я почитал в интернете как это делать, и просто сделал так. Я очень строг и требователен в работе. Если я написал стандарт работы - то все должны ему следовать. Безоговорочно.

С какими трудностями столкнулся на пути к целям? Как их преодолевал? Какое самое неординарное решение тебе пришлось принять за всё время проекта?

Трудности везде. Это проверка тебя на прочность. Вызов. Иногда приходят мысли в голову - все бросить. Но я не делаю этого. Не для этого я все это начинал. Сотрудники просыпают на работу, арендодатели поднимают арендную ставку, налоги растут, государство проверяет и выписывает штрафы - и много много всего.

Преодоление через сложности и боль. Такова жизнь предпринимателя. Тебе постоянно нужно удовлетворять потребности всех категорий людей, которые взаимодействуют с твоей компанией: инвесторы, сотрудники, поставщики, арендодатели, сервисные компании, государство. Ты один, а их много. И вы такие идете всей командой или один, на вас постоянно что - то навешивают: долги, новые законы, повышение налогов, штрафы и т.д.

У тебя были случаи, когда всё шло не так, как планировал? Расскажи об одном, когда из проблемы неожиданно для тебя получилось нечто полезное.

Да, в этом и есть задача предпринимателя - снизить риск отклонения плана от факта, путем контроля, инструкций, системы. Разговариваешь с человеком, он говорит что все понял, а потом берет и делает все наоборот. Либо ты ему так объяснил, либо он так понял. С опытом конечно, такое бывает реже и реже, но на моем опыте, такое встречается и в профессиональных маркетинговых агентствах и у обычных подрядчиков.

К сожалению, не могу вспомнить такого случая, когда из проблемы для меня получилось что - то полезное. Обычно всегда, проблема трансформируется в задачу, затем мы ее делаем, описываем в инструкцию и встраиваем в регулярный менеджмент, если требуется.

Был момент, когда хотелось всё бросить и исчезнуть? Расскажи о нём, как справился с этим?

Да, был. Пару раз. В основном это у меня связано с партнерами. Я либо переоцениваю свой вклад, либо недооцениваю вклад другой стороны. В конце 2016 года мы с партнером нашли инвестора на Москву, речь шла про крупные суммы в 1-2 млрд рублей на построение глобальной сети кофеен. Договорились, подписали рамочный договор. Запустили тренинг центр бариста в Москве, первый кофе - бар, купили 10 комплектов оборудования на запуск первой мини - сети по Москве, сделали обеспечительный платеж по одному договору аренды и дальше не смогли договориться с инвестором о продолжении сотрудничества. Получили требование вернуть проинвестированные деньги в течении месяца. А это был декабрь 2016 года. Никто не хотел с нами разговаривать. Речь была про первый транш в размере 60 тысяч евро (4,2 млн рублей). 10 января 2017 года, партнер нашел деньги, на следующий день отвезли инвестору и расстались на той ноте. Деньги взяли под 15% годовых. Вот до сих пор расплачиваемся. Получили долг на 4,2 млн рублей. Вдобавок к тем, что у нас были.

Казалось бы, после таких ситуаций - какой нафиг бизнес? Какое партнерство? Теряешь веру в людей. Сковываешь себя бумагами, а бумаги не помогают. Выводы конечно я сделал, всегда нужно делать поправку. О - опыт. В тот момент мы с партнером получив такую ношу, смогли проверить себя и наши отношения на прочность. Хорошо, что у нас все получилось мы умеем договариваться друг с другом.

Какие сейчас достижения у тебя лично, твоей команды и бизнеса в целом? Чем гордишься больше всего? Расскажи, за счёт чего тебе это далось?

Мы самая крупная сеть кофеен и кофе-баров в Калуге (5 объектов, выручка 1,2 млн рублей, 25% рентабельность бизнеса). Самый лучший опыт - это негативный опыт. За 4 года мы открыли 16 объектов, и только 5 сейчас эффективно работает. Если говорить про успешных предпринимателей, то это точно не мы. Хотя, смотря с какой стороны взглянуть. Ведь другие успешные предприниматели, не видели таких сложностей и возможно, это и сделало нас сильнее, а они опустят руки при появлении этих сложностей.

У нас есть партнеры - франчайзи в Обнинске (2 объекта, выручка +- 150 тысяч) и с апреля 2018 начали строить собственную розничную сеть в Смоленске (2 объекта, +- 150 тысяч выручки). Планируем покрывать регионы и строить региональные сети. Есть инвесторы, желающие зайти в наши проекты. После ситуации с Москвой, мы очень осторожно к этому относимся.

Горжусь людьми - которые работают и работали в нашей компании. Каждый человек - это его огромная история роста и развития в компании. Мы сейчас делаем книгу, в которой рассказываем истории из работы нашей компании - наш 4-летний опыт. Когда издадим - будем дарить и продавать.

Решения принимают люди. Кофе готовят люди. Все делают люди.

Если говорить про себя, то я думаю, что это мое предназначение. Я предприниматель, жизнь наградила меня способностью заряжать людей, направлять, видеть на много лет вперед, планировать, мечтать и конечно же воплощать это в реальность. Есть много сфер в которых я не эффективен. Там везде есть плечо члена команды. И получается такое сбалансированное колесо. Мы катимся и катимся. Движемся вперед. Безусловно, у меня много компетенций. Но я планирую от большинства из них отказаться и формировать команду профессионалов, которые готовы давать рынку то, что ему нужно. Нельзя зацикливать все на себе.

От чего тебе пришлось отказаться в жизни и что удалось приобрести, занимаясь этим бизнесом?

Первое время - приходилось отказываться от всего. Но для меня это был осознанный выбор. Я выбрал бизнес и он был у меня на первом месте. Пострадали отношения с мамой, с девушкой. Времени свободного совсем не было. Когда удалось выстроить некую систему, работающую без моего ежедневного участия - смог выдохнуть и начать жить. Я долго шел к этому.

Людей. Люди - самый ценный актив. Я шел в бизнес за деньгами и славой, а нашел людей, деньги, удовольствие и возможность влиять на мир.

Как далеко идут твои планы? Кем и где ты будешь через 10 лет?

Горизонт планирования на 10 лет - слишком абстрактный. Я пока этого не умею. Нет, конечно можно нафантазировать, но в таком бешеном ритме изменений в рынках, это бесполезно. Нужно учитывать изменения и корректировать свой план. Хотя бы раз в год.

Я думаю, что мне для счастья нужны: семья, деньги, понимающая команда и партнеры-инвесторы, здоровье. Энергии у меня достаточно. Я хотел бы жить где-нибудь у океана, плавать, кататься на серфе и погружаться под воду для изучения этого мира. Жить в мире, в котором люди не питают иллюзий, руководствуются здравым смыслом и делают то, что говорят. Вести бизнес удаленно. Иногда появляться на виду. И быть в тишине. Публичность она к лицу, но в наше время - каждый хочет быть услышан, и я думаю, что дополнительный шум никому не нужен. Когда настанет время - мир сам узнает о том, кто я такой. А может и нет :) Все же зависит от действий нашей команды. Мои вдохновляющие примеры это Михаил Фридман, Алишер Усманов, Сергей Галицкий. Их образы мне наиболее симпатичны.

Какую трансформацию как личность ты прошёл за 4 года? Каким ты стал сейчас? Если бы тебе пришлось сейчас принимать решение заняться тем, чем занимаешься, как бы ты поступил?

Трансформация происходит ежедневно. Все что тебя окружают - формирует тебя и влияет на тебя. Я был мальчиком с желанием сделать свой бизнес, а стал парнем который что-то вроде понимает. Есть даже какие - то положительные цифры и что-то твердое внутри и в бизнесе. Люди работают. Инвесторы хотят вкладываться. Команда есть, которую я очень люблю.

Я бы продолжал заниматься тем, чем занимаюсь. И строил бы бизнес в секторе, который приносит пользу людям. Наша компания открыта для новых проектов, как IT, так и построение розницы. У нас есть люди, компетенции и опыт.

Специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

Автор - Олег Таран, основатель "Стартап Мастерская".

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikita Storozhuk

Спасибо за интервью

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда