Haya Goldfinger
712
Блоги

Евгений Потапов: О сектах, бизнесе и вечной молодости

Имя Жени Потапова хорошо известно в российской ИТ-индустрии. Истории о том, как скромный парень из небольшого сибирского города основал компанию, которая держит на плаву десятую часть всего рунета, уже не раз звучали в бизнес-изданиях. На этот раз Женя рассказал о том, как ему и компании ITSumma удается оставаться молодыми и не упускать тренды, которые безостановочно меняются.

Поделиться

В избранное

В избранном

- В этом году ITSumma отмечает 10 лет, но вы по-прежнему называете себя стартапом. Почему?

- Обычно под стартапом понимают молодую компанию, которая только появилась на рынке. Но я вижу это немного глубже. Может, ITSumma и не самый молодой бизнес, тем более в IT, но назвать нас до конца сформировавшейся компанией я не могу. Интернет меняется с такой скоростью, что зафиксироваться здесь в одной нише фактически приравнивается к смерти. Засыпая вечером, мы не знаем, каким интернет и технологии будут утром. Это заставляет ежедневно искать новые направления, учиться, чтобы оставаться на пике и самим предугадывать или даже задавать тренды. Каждая перемена стратегии – это фактически перезапуск, начало с нуля. В этом смысле мы остаемся стартапом.

- В модных сейчас бизнес-школах и тренингах, наоборот, учат тому, что в первую очередь нужно найти свою уникальную нишу и оставаться в ней. По мнению большинства, только так можно достичь реального успеха.

- Мне очень близка теория, озвученная основателем 1С-Битрикс Сергеем Рыжиковым. Она называется «теория кратковременных направленных толчков». Речь идет о том, что компания не идет с заданным темпом в одном направлении, а перемещается из точки в точку, короткими рывками. В первую очередь, эти перемещения похожи на проектную работу – а уже доказано, что люди работают эффективнее именно на «короткой дистанции», чем когда они на протяжении долгого времени делают одно и то же. Любой новый толчок, перемещение к следующей точке на карте – это новая форма деятельности. Но это не значит, что мы с завязанными глазами наугад выбираем следующий «пункт назначения» и идем туда. Как раз остановка дает возможность отдышаться и подумать, в каком направлении нужно двигаться дальше.

- Получается, компания всегда находится в ручном управлении. Как с этим можно справляться в долгосрочной перспективе?

- В IT-индустрии все как у Кэрролла – здесь, чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног. И для тех, кто занимается каким-нибудь «спокойным» и предсказуемым бизнесом, например, торговлей, такая гонка может быть огромным стрессом. Но для нас это как раз норма, поэтому мы научились не сходить с ума после каждой смены направления. Поначалу даже небольшой шаг в сторону от привычной работы был и для меня, и для всей команды «марш-броском», после которого еще нужно было прийти в себя. Но за годы мы выстроили управление проектами так, что эти «прыжки» становятся фактически незаметными. Это позволяет увеличивать отрезки между точками, заглядывать намного дальше вперед, оставаясь подвижными и гибкими. А для меня, как для руководителя – это постоянная задача оставаться немного параноиком и не давать останавливаться ни себе, ни команде.

- Часто неправильный выбор в момент крупных изменений на рынке приводит к банкротству. Как, например, в случае с теми, кто в борьбе «CD vs мини-диск» сделали ставку на последний. Был ли такой выбор в истории ITSumma и как вам удалось из него выйти?

- Да, такая точка у нас была, притом совсем недавно. Не хочу вдаваться в сложные технические подробности, но примерно в конце 2016 года появилась принципиально новая технология размещения сайта на сервере. Технология была достаточно сырой, и мы были уверены, что она ненадежна, поэтому не предположили, что спустя всего год на нее перейдут буквально все. Когда это стало понятно, оказалось, что мы отстали на полгода, что в IT буквально невосполнимый срок. Сначала, конечно, был шок. Я как раз открывал филиал в Америке, которая по технологиям опережает нас в среднем на год. Потенциальные клиенты задавали мне вопросы о том, чего я иногда попросту не знал. А конкуренты тем временем не просто начали использовать новые технологии, а успешно закрепились в этой нише.

- Ты знаешь успешно работающие методы, как догнать конкурентов в такой ситуации?

- Я абсолютно убежден, что если бы мы пытались кого-то догнать, то корабль под названием ITSumma уже давно бы утонул. Дело в том, что преимущество у тебя есть только тогда, когда идешь впереди. А когда ты по какой-то причине оказался сзади, то не можешь предсказать чужие шаги и смотреть вперед, все, что тебе остается – это повторять чужие шаги. Бежать за кем-то, от кого ты отстал, – это нормальное и понятное желание. Но мой совет – это бежать в другую сторону, туда, где еще осталась незанятая ниша. Там можно найти свое исключительное качество, которое позволит достойно конкурировать без игры в «догонялки».

- Ты говоришь, что в Америке технологии опережают российские примерно на год. Что ITSumma может предложить Кремниевой Долине такого, чего она еще не видела?

- Примерно полтора года назад я подумал, что компания крепко закрепилась на российском рынке именно в сфере техподдержки сайтов и высоконагруженных проектов, поэтому решили скопировать существующую модель и выйти с ней на зарубежные рынки. Спойлер – это у нас не вышло. Оказалось, что в Кремниевой Долине есть спрос на наши услуги, но совсем не те, которые мы хотели «скопипастить» с российской компании. В общем, оказалось, что компанию скопировать можно, а успех - нет, и приходится начинать с нуля. Поэтому первое, что пришлось делать (и это универсальный совет всем, кто хочет выйти на зарубежный рынок) - быстро молодеть и смириться с мыслью, что это и есть настоящий стартап.

- Что для тебя значит молодеть?

- Оставить весь свой опыт и принять тот факт, что ты только начинаешь, быть не заносчивым и жадным – не до денег, а до работы. То есть, не отказываться ни от каких контрактов или клиентов, соглашаться на условия, которые могут показаться не очень комфортными для компании с десятилетним опытом. И помнить, что для местных клиентов и конкурентов никакого «десятилетнего опыта» у тебя нет. Ну и, конечно, опираться на те небольшие ресурсы, которые у тебя есть – это, в первую очередь, опыт и команда.

- Ты часто говоришь «команда» или «мы».

- ITSumma похожа на небольшое армейское подразделение, в котором я всего лишь командир. Если случится война, командир один сделать ничего не сможет, каким бы подготовленным он ни был. А наша работа очень похожа на военные действия – это не изредка возникающие внештатные ситуации, а одна постоянная внештатная ситуация. И когда приходится «отстреливаться»,
нужны не просто сотрудники, которые ходят на работу с девяти до шести, а команда, в которой каждый может опереться друг на друга, как бы банально это ни звучало.

- На одной из конференций ты назвал коллектив компании «сектой». Обычно с этим ассоциируют далеко не позитивные вещи.

- По образованию я социолог, и изучал секты со стороны. Я заметил одну вещь – до определённого момента люди, попадающие в какой-либо культ, чувствуют себя защищенными и счастливыми. В этом смысле мы правда похожи на секту, только без деструктива. Так получилось, что в одном месте объединились в хорошем смысле «ненормальные» люди, которым оказалось комфортно вместе жить и работать.

- Это звучит как миссия – собрать вместе «больных #навсюголову »

- Раньше, когда меня спрашивали про миссию компании, я всегда терялся. Потому что мне казалось смешным декларировать такие миссии, как крупные корпорации, которые в том или ином формате обещают «спасти мир». А потом она внезапно сформировалась сама, когда оказалось, что все, кто со мной работает, хочет видеть интернет безопасным и надежным. Но есть и внутренняя миссия – это объединить «хакеров» - людей, которым интересно, как построена система. Такие люди всегда ищут другие, новые пути, которыми редко ходят обычные люди. ITSumma в этом смысле хакерская компания – тут объединились те, кто ищет другой путь не только в выполнении конкретных рабочих задач, но и в жизни. И мне приятно осознавать, что именно я собрал их под одной крышей.

#навсюголову

{ "author_name": "Haya Goldfinger", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": 9, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40252", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]