{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Приключение в страну технических стартапов: интервью с Артемом Орловым, соучредителем VR-проекта Locomotion Sensor

В теплом июне хочется теплых историй. Это одна из них. История не успеха, но вымученного опыта. История побега от повседневности в страну технических инноваций и виртуального мира. Интервью подготовлено специально для конкурса #Навсюголову

Мы встречаемся у входа в парк и долго мнемся, выбирая скамейку. Мой спутник спокоен и умиротворен. Сегодня он наконец-то расскажет правду. В среде предпринимателей много историй псевдоуспеха, нераскрытых талантов, вопросов без ответов. Очень захотелось прервать это нелепое молчание и побеседовать с кем-то, кто был рожден изменить мир…

М.Л. Ну что, наконец, уселись. Давай знакомиться. Меня зовут Максим, я коммерческий писатель и журналист. Помогаю рассказывать истории о бизнесе так, чтобы было нескучно. А ты чем занимаешься?

А.О. Артем, фамилия Орлов. Сейчас отвечаю за техническую часть в стартапе Locomotion Sensor. И, предвкушая следующий вопрос… Это инерциальный трекер для отслеживания движений тела в виртуальном пространстве.

М.Л. Хорошее начало. Надеюсь, мы увидим ту самую подробную историю создания невероятного для России проекта?

А.О. Зависит от тебя.

Нервно посмеиваемся и прячем за улыбками волнение. Это кажется таким простым — просто рассказать историю. Но как на самом деле важно задать правильные вопросы с одной стороны и правильно на них ответить для целостности картины — с другой. Подтолкнуть и рассказать честно и не показаться глупым, смешным и бестолковым. Для этого нужна предрасположенность звезд. Или просто уютное местечко в парке…

М.Л. Хорошо. Я думаю, мы к этому еще вернемся. А пока расскажи, пожалуйста, для людей несведущих, чем конкретно занимается технический директор в VR-стартапе?

Команда VR-студии VARYA

А.О. Как в любом маленьком стартапе, директор должен быть всесторонним. В большей степени руководить процессом, следить за выполнением задач, помогать и направлять — в меньшей степени работать руками (такое тоже бывает). Это мелочи, но их тоже кому-то нужно делать. Заказывать коробки для упаковки или вырезать что-то из пенакартона. Команда студии, в которой мы работаем — небольшая, каждый понимает, на что идет. И плюс аналитическая работа. Но куда без этого. Так как стартап технический и рук всегда не хватает, роли распределяются условно. У нас пока нет, например, маркетолога или других специалистов, которых нанимают уже на волне, но есть, скажем, спец по нейронным сетям. Это интересная сфера и куда более приоритетная для нас на данный момент.

М.Л. Справедливая политика. А как ты начинал? Откуда интерес к техническим выкрутасам?

А.О. Все пошло с детства. Любопытство и тяга к математике привели в специальный лицей. Хотя для провинции это было, как минимум, необычно в то время. Дальше в свободное время начал изучать языки программирования. А потом — универ и постоянное саморазвитие.

М.Л. А как ты заработал первые деньги? Это было связано с IT?

А.О. Первые попытки, как не странно, были не в сторону компьютеров. Начинал, как все, с подработок разгрузить-погрузить. И какое-то время помогали родители во время учебы. О серьезном заработке на сайтах или чем-то техническом я тогда не думал. Да и технологии пока были не такие, чтобы можно было развернуться. В IT я занырнул на первой серьезной работе. Я был системным администратором в сети магазинов одежды. Тогда же начинал изучать PHP — не пошло.

М.Л. А развеешь миф для читателей? Пригодилось ли образование в дальнейшей работе?

А.О. Если коротко — кругозор, широта, институтские знакомства. И понимание, что все это нужно только тебе, и никто за тобой бегать по жизни не будет. Вот в чем ценность учебы.

М.Л. А системное мышление в бизнесе помогает?

А.О. Конечно. Когда ты делаешь сайт или запускаешь приложение... Ты можешь сразу кинуться и нарубить кучу дров. А можешь составить планчик, подумать, что и как ты будешь делать и на берегу решить все проблемы. Это и есть системное мышление.

М.Л. Понял тебя. Ну, а когда пошла та самая вкусная пора? Когда ты начал получать кайф от разработки чего-то нового?

А.О. После администрирования инфраструктуры разных магазинов и, получив некий опыт, я подумал, что круто бы пойти куда-то джуниором, в какую-то студию. Уже был готов к свершениям. И повезло, попал в хорошую компанию. Тогда она называлась «Актис Системс» . Тут был интернет, интранет и прочее. Офис, команда, спецы, большие проекты. Пошло-поехало.

М.Л. С кем удалось поработать в то время?

А.О. MTV, Билайн, BMW. Серьезные ребята, сложные задачи и хороший опыт. Так учишься быть ответственным.

Решили сделать небольшой перерыв и покружить по аллее. Артем задумчив и загружен. Работа над Locomotion Sensor кипит, не отпускает. Подышали, сели опять.

М.Л. Давай, наверное, перейдем к сути. После череды отдельных успешных сайтов для себя и работы на должности сольного программиста в OZON, ты пришел в VR. Как это было?

А.О. Дело было так. Я и Василий Громыко, мой товарищ про прошлым рабочим активностям (который сейчас является генеральным директором студии VARYA, в которой мы и создали Locomotion Sensor) и несколько других толковых ребят, не совсем даже стратаперов, но людей с жутким желанием что-то творить и создавать... Мы сели, прикинули по компетенциям, обсудили возможности (на дворе был 2016 год). У кого-то технические, у кого-то управленческие навыки. Так и сошлось. Не знаю, кажется, так это и работает.

М.Л. Наверное. Череда событий приводит куда нужно. Я знаю, вы сперва хотели заниматься 5D-аттракционами, но потом вышли за рамки... Что на данный момент представляет из себя проект Locomotion Sensor и какие планы?

Проект Locomotion Sensor может помочь в том числе в спорте и в медицине

А.О. Уже есть работающий прототип трекера, но вот летом выпускаем полноценный комплект, состоящий из базовой станции, зарядной станции, комплекта датчиков для отслеживания движений, может быть, будет костюм — посмотрим. Так как планируется B2B — сможем делать индивидуальные надстройки. Пойдем в индустрию развлечений, игровые студии и студии анимации. Локальный интерес уже есть.

М.Л. Заказать уже что-то можно? Просто человек с улицы может купить себе комплектик для домашнего использования?

А.О. Можно оставить заявку на сайте. Если будет целевой запрос — да, мы готовы предоставить трекер даже в личное пользование вне B2B. Есть, условно, 10 готовых комплектов в наличии и стабильная постоянная версия трекера с заявленными характеристиками. Сейчас в основном улучшаем и расширяем возможности самой технологии и не гонимся за количеством. Это же нечто новое на рынке, особенно в России. Пока спрос все-таки не совсем понятный, нужно выяснять. Рынок должен быть готов. Ясно только то, что рано или поздно все к этому придут. Будем ждать именно этого момента.

М.Л. Я понял. Идея классная. Будем держать кулачки. Ну, а какие сложности были при создании трекера? Какие актуальные проблемы в VR сейчас есть в России?

А.О. Вообще, работаем над проектом уже года полтора. Что-то получается, что-то нет. Но это настоящая микроэлектроника. И она создается прямо сейчас. Конечно, какие-то компоненты, например, диоды мы сами не делаем. Их производят большие компании, которые занимаются только этим. Как Apple, который заказывает для iPhone дисплеи у Samsung. Так и мы, ищем и собираем компонентную базу. Но электроника, платы и итоговый продукт — уже наш. Сложности были на момент запуска аттракциона. Когда мы поняли, что технологий отслеживания именно частей тела в пространстве почти нет или они очень дорогие. Это и подтолкнуло к созданию Locomotion Sensor. Если взять именно программное обеспечение — особых проблем в разработке тут нет. Если же брать микроэлектронику — тут сложнее. Даже несмотря на то, что знаний и компетенций команде хватает, делать электронику всегда трудозатратно из-за недостатка деталей. Часть элементов приходится заказывать в других местах. И здесь уже появляются некоторые ограничения на ввоз зарубежных деталей от самого государства. Это мешает развиваться.

М.Л. А я так понимаю, у вас несколько версий комплектов?

А.О. Да, у нас есть версия с 8-ю и с 15-ю датчиками. Также есть разное программное обеспечение. Так называемое SDK для легкого апдейта в пару кликов. То есть, помимо внешней электроники идет и само ПО, разработка и обновление которого тоже в приоритете.

Комплекты Locomotion Sensor в двух версиях для предзаказа

М.Л. Последний вопрос по VR. Возможно, самый главный. Вот я, как обыватель и прохожий, в принципе не понимаю, как можно взять и создать что-то в этой индустрии. Думаю, со мной многие согласятся. Это же не собрать замок в LEGO за три часа. Это тонкие материи. И тем более, когда речь о России. Я, конечно, горжусь родиной, патриот и все такое, но о подобных вещах никогда не слышал. Расскажи, какого оно?

А.О. Мне кажется, и в мире и в России сейчас ситуация одинаковая. Есть попытки реализации и распространения аналогичных продуктов — но мало контента. Тут не получится найти что-то четкое и применить. Не получится собрать трекер на ощупь в гараже без знаний и опыта. Мы же можем пробовать себя в этой сфере именно потому, что у нас есть толковые инженеры, которые имели с этим дело. Ну, а общая тенденция напоминает компьютерные клубы в 90-х. Это интересно, но пока подпольно и не популярно в массах.

М.Л. А что тебе помогает держаться в строю?

А.О. Мне повезло, у меня изначально была была сильная поддержка в семье. Еще помогают честные и доверительные отношения с коллегами. Ну, и график. Он относительно гибкий, и я могу маневрировать во времени. Мне удобно работать и дома, и в офисе. И я могу себе это позволить. Вот все вместе и помогает чувствовать себя уверенным в завтрашнем дне.

М.Л. Я даже позавидовал немного. В заключение: что бы ты пожелал энтузиастам, кто все равно будет пробовать и создавать что-то свое в сфере VR, несмотря на недостаток опыта и знаний?

А.О. Если вы все равно возьметесь за это — важно не пускаться в пучину, а планировать. Пожалуй, главный совет. Все говорят об этом, но не все делают. Постепенный запуск и метод проб и ошибок — залог успеха.

М.Л. Что же, спасибо за беседу! Было круто.

А.О. И тебе спасибо. До встречи через пару лет, когда завоюем мир!

Мы жмем руки, и я ухожу с чувством гордости за Артема. Я все еще не понимаю, как они это делают. Но начинаю чувствовать пульс в висках. Это может зайти далеко. И пропустить такое нельзя ни в коем случае...

*

Интервью подготовлено специально для конкурса #Навсюголову

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда