Редакция vc.ru
3 203

Обозреватель TechCrunch о неизбежной войне платформ: Apple против Google, Facebook и Microsoft

Алекс Вильхельм, обозреватель блога TechCrunch, попытался предугадать, куда приведет рынок война между платформами. В этом противостоянии компания Apple обрела статус серьезного противника после недавней конференции WWDC, но и ее конкуренты не сдаются.

По мнению Вильхельма, начиная с WWDC 2014 года Apple захотела бороться с доминированием Dropbox, Box, OneDrive и Google Drive в области хранения файлов; посягнула на WhatsApp, Snapchat и BBM в сфере отправки сообщений; «откусила» кусок аудитории у Skype и мобильных операторов; подвинула доминирование Google в поиске; и даже замахнулась на многолетнее лидерство Objective-C в разработке мобильных приложений.

Обозреватель ТС уверен, что компании, которые создают отдельную платформу, ориентированную на собственное «железо», выигрывают. Он полагает, что будущее — за вертикальной интеграцией. Сейчас к такой модели перешли Apple, Amazon, Microsoft и Google. Но у них много конкурентов из числа новых стартапов, которые обгоняют ИТ-гигантов.

Платформенные компании нового типа больше времени тратят на заполнение собственных «белых пятен» в работе, чем на поиск «белых пятен» у конкурентов. По мнению СЕО Box Аарона Леви, компании-платформы по-разному работают над такими «пятнами». Он полагает, что сейчас Apple дает разработчикам достаточно «пространства для маневра».

Леви считает, что если разработчики чувствуют недостаток внимания к своим потребностям и нехватку инструментов на выбранной платформе, то они перебираются на другие. Именно в такой ситуации и появляется шанс для новых платформ.

По сути, традиционная борьба за рынок в ИТ превратилась в конкуренцию за специалистов в штате и сторонних разработчиков, которые используют предлагаемые платформой решения в своих целях. И тут выигрывают новички вроде Box и Dropbox.

Агрессивная продуктовая экспансия Apple, по мнению Алекса Вильхельма, вряд ли является чем-то феноменальным. Намерения, которые были заявлены в рамках WWDC, выглядят логично в контексте конкуренции с другими «платформенными» компаниями. Google, Amazon, Microsoft и Apple построили свои продукты и сервисы вокруг собственной облачной экосистемы. В случае Google речь идет о веб-продуктах, Microsoft привязала к облаку свою ОС и приложения для продуктивности, а Apple связала с облачным сервисом все свои устройства. Dropbox и Box, конкурирующие со всеми перечисленными компаниями, отличаются тем, что создают сервисы с отдельными спецификациями и кросс-платформенностью.

Всё идет к тому, что работа классических платформенных компаний начинает терять смысл. Google, Microsoft, Apple и Amazon все занимаются «железом», операционными системами, смартфонами, облачными сервисами и поддержкой разработчиков. Amazon еще продает книги. Но и Apple делает то же самое при помощи iBooks, и Microsoft вкладывает деньги в Nook, и Google инвестирует в собственное приложение Books на Android. Amazon продает музыку. Но то же самое делает Apple при помощи iTunes, и Microsoft с помощью Xbox Music, и Google через магазин Google Play Music.

Конкуренция по всем фронтам, полагает Вильхельм, приводит к тому, что компания так или иначе жертвует частью потенциальных пользователей в пользу конкурентов, а потери «добирает» за счет остальной аудитории.

Раньше, по мнению обозревателя ТС, уровень конкуренции Apple, Google и Microsoft был меньше в поисковых сервисах и создании карт. Но с запуском новых возможностей Siri и переработанным поиском в OS X Yosemite в Купертино «вышли на тропу войны». У Google в качестве ответа есть сервис Google Now, а Microsoft создал голосового ассистента Cortana. Можно бесконечно продолжать список инструментов и сервисов, при помощи которых конкурируют (или стремятся конкурировать) ИТ-гиганты.

Благодаря трансформации в платформы компании получили возможность создавать больше продуктов и сервисов. Правда, есть риск «застрять» и допустить промахи, считает обозреватель ТС. Например, так произошло с ранней версией сервиса Xbox Music, облачным сервисом iCloud и неоднозначными «умными» очками Googlе Glass. Любой сбой или недочет в одном из сервисов единой платформы может привести к общему «развалу» и к тому, что поьзователи откажутся от «неправильно» работающего продукта, переключившись на платформу-конкурента.

Поодиночке продукты от ИТ-гигантов не были бы так популярны, не будь они встроены в единую экосистему. Если бы Microsoft не встроила своё облачное хранилище OneDrive в Windows и Office, то наверняка на этом поле всех клиентов собрали бы Dropbox или Box.

Конкурировать с компаниями-платформами нелегко. У них есть ресурс, которого нет у большинства нишевых стартапов: бесконечный денежный поток, массивные прибыли от других продуктов, которые можно «переключить» на нужный сервис и потребительский бренд с многолетней историей, которому крайне трудно что-либо противопоставить. Именно поэтому такие сравнительно молодые игроки, как Facebook, вынуждены спешно покупать новые стартапы вроде WhatsApp, отмечает Алекс Вильхельм. Не будь сделки между Цукербергом и основателями WhatsApp, стартап наверняка был бы вытеснен из этой ниши разработками-аналогами от Apple, Google, Amazon или Microsoft.

Как считает Алекс Вильхельм, появление стартапа, который осуществил прорыв в определенной области, — это момент, когда компания-инноватор должна немедленно его купить. В противном случае появляется возможность у конкурентов выкупить интересующий аудиторию сервис и завладеть единственным конкурентным преимуществом на рынке (то, на чем построены все классические компании-платформы).

ИТ-гиганты по-прежнему зарабатывают в основном на аппаратном и программном обеспечении. Новой нишей стали облачные сервисы. Поскольку Dropbox не пожелал продавать свои технологии и бизнес другим компаниям, ИТ-корпорации Microsoft, Apple, Amazon и Google создали собственные аналогичные продукты. Они начали конкурировать с Dropbox и между собой за счет цен на «облако».

Было время, когда стартап был готов на всё ради перспективы быть купленным Microsoft. Это была главная компания-платформа на рынке. Теперь на рынке есть несколько подобных компаний с самостоятельной линейкой ПО и устройств, которые сами по себе могут конкурировать с целыми корпорациями по уровню рыночного потенциала.

Новые игроки вынуждены бороться не только с конкурентами, но и платформами, которые в любой момент готовы «вынуть из кармана» какой-нибудь сервис или устройство, способное тут же обойти все существующие стартапы, отмечает Вильхельм.

Отдельная (и немного забавная) плоскость конкуренции — это постоянные попытки украсть технологию, дизайн или «фишки» у конкурентов:  ОС Apple OS X Yosemite позиционируют как новинку, но в ней явно видны черты Windows Vista, 7 и 8, замечает обозреватель TechCrunch.

Алекс Вильхельм не уверен, что текущая ситуация с войной между платформами замедлит инновации и снизит эффективность работы компаний в целом. Единственное, что изменилось: вместо создания «свободных наций» корпорации теперь создают «империи», в которых под контролем находится всё — от устройств до программного обеспечения, собственных магазинов и даже способов оплаты и используемых валют. Именно такие «империи», по убеждению обозревателя TechCrunch, и выживут в конечном итоге. Чтобы стать следующим крупным игроком на рынке платформ, придется много и упорно работать.

#Apple #Google #WWDC #платформа #microsoft #конкуренция #Dropbox #amazon #тренды #мегатренды #стартапы_vs_корпорации #box #облака

Статьи по теме
Обзор главных новостей с Apple WWDC 2014
Microsoft планирует расширять свое присутствие в iOS и Android
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["apple","google","wwdc","\u043f\u043b\u0430\u0442\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430","microsoft","\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f","dropbox","amazon","\u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b","\u043c\u0435\u0433\u0430\u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b_vs_\u043a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438","box","\u043e\u0431\u043b\u0430\u043a\u0430"], "comments": 1, "likes": 12, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4039", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]