Ольга Арискина
546
Блоги

Девальвация знаний. Как выстраивать учебу и карьеру в цифровом мире?

Михаил Бакунин, генеральный директор бизнес-школы Kogio

Поделиться

В избранное

В избранном

Понятие “девальвация” было введено экономистами, и с точки зрения экономики это снижение покупательной способности денег, то есть при девальвации на одну и ту же сумму можно купить меньше товаров. То же самое в настоящее время происходит со знаниями и с образованием во многих отраслях. Традиционное образование перестает отвечать требованиям времени, а некоторым профессиям футурологи прочат исчезновение в ближайшие десять лет.

Девальвация знаний стала яркой приметой сегодняшнего дня для современного образования. Школа пытается вложить в учеников знания, большая часть которых, вероятно, не пригодится им в жизни, а затем это знамя подхватывают вузы.

Информация сегодня стала доступна, как никогда раньше. В интернете и открытых источниках есть огромное количество сведений по любому предмету, теме, любого уровня и объема. Цифровой обмен информацией повысил скорость научно-технического прогресса в десятки, а во многих областях – и в сотни раз.

За последнее десятилетие во многих отраслях поменялись бизнес-модели, и появились глобальные игроки. Например, Uber в каком-то смысле стал символом цифровой экономики с тестированием «уберизации» во всех возможных сферах – от логистики до бытовых услуг и образования.

Со стремительным изменением структуры мировой экономики меняются и требования к специалистам во многих отраслях. Профессиональные знания, получаемые в университетах, слишком быстро перестают быть актуальными. А в худшем случае, еще на этапе обучениябудущие специалисты заранее знают, что не применят на практике знания и навыки, которым их учат.

В качестве примера рассмотрим маркетинг: то, что было в учебной программе маркетологов еще десять лет назад, нерелевантно для решения сегодняшних задач. Digital-маркетинг из-за неповоротливости вузовских программ стал преподаваться лишь несколько лет назад благодаря устойчивому спросу рынка на специалистов в этой сфере. Но инструментарий и технические решения меняются настолько быстро, что знания, полученные в университете,требуют дополнения и актуализации. Цифровые технологии предоставляют маркетологам внушительный инструментарий: умный таргетинг, персонификация и анализ больших данных, использование AI, возможности глобального доступа к рынкам, расширяют географию ведения бизнеса, интерактивность ведения бизнеса и т.д.

Еще более показательны примеры машиностроения или фармацевтики, где прорывной уровень технологий постоянно ставит новые вызовы перед специалистами. Разумеется, они не отменяют законов физики или химии, но классическое базовое образование не дает ответов на все возрастающие потребности отраслей.

Еще одной значимой причиной девальвации знанийявляется то, что наряду с информацией знания пересталибыть собственностью элит. Если раньше высшее образование могли получить единицы, то сейчас оно общедоступно и даже массово – в России порядка 80% выпускников школ поступают в вузы, и диплом сам по себе перестает быть конкурентным преимуществом.

Что же делать в этой ситуации? Во что инвестировать средства, чтобы не оказаться за бортом современных технологий? Выиграют те, кто обладает соответствующей квалификацией и опытом, поэтому вкладываться необходимо не в абстрактные голые знания, а в навыки.

Изменения в технологиях в любой отрасли приводят к востребованности специалистов с необходимыми навыками. Благодаря IT, появляются одни профессии и отмирают другие. Каким будет профиль специалиста в следующие 10 лет? Кто будет востребован, а кто рискует остаться без работы? Можно самостоятельно провести краткий анализ, ответив на несколько простых вопросов:

•Будет ли существовать отрасль или рынок через 10 лет?•Если да,токак изменится?

•Каков может быть объем этого рынка? Такой же, больше, меньше?

•Какое место в нем будут занимать технологии, а какое - человек?

•Что должен уметь делать специалист на этом рынке?

Гибкий подход к обучению. Agile-образование

Развитие технологий сделало популярным agile-подход и его применение за пределами разработки программного обеспечения.

Основные принципы Agile будут вполне справедливы и могут быть интерпретированы для процесса обучения:

•Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Основной фокус в образовательном процессе должен быть смещен от формальных процедур в сторону обучаемых и передачи им знания.

•Работающий продукт важнее четко написанной документации. Программы и учебные планы не так важны,как усвоенные знанияиприобретённые навыки

•Сотрудничество с заказчиком важнее обсуждения условий контракта. Образование в первую очередь должно удовлетворять учеников и их потенциальных работодателей.

•Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Образовательный процесс должен быстро отвечать изменениям,которые происходят вокруг, даже если это будет отступлением от программы и изначальных учебных планов.

Применение этих принципов может сделать образование гибким и отвечающим переменам. В то же время это превращает обучение в процесс постоянного личного совершенствования с промежуточными этапами. Этих же принципов придерживается японская философия кайдзен, основу которой составляют постоянные улучшения мелкими шагами. Кайдзен фокусируется на непрерывном совершенствовании чего бы то ни было – производства, технологий, управления, любых моментов жизни. И, безусловно, это прекрасно применимо к образованию. Ведь образование сегодня должно в первую очередь научить учиться, но для результативного процесса, необходимо сознательно и планомерно получать новые актуальные знания, переводя их в устойчивые навыки.

Наилучшим образом усваиваются те знания, в которых заинтересован сам учащийся и которые он сможет использовать в реальной жизни. Образование Agile ставит во главу угла индивидуальные потребности в навыках конкретного человека, а основой успешного обучения является осознанный образовательный процесс, который не увязает в жестких рамках программы, но может быть изменен на любой стадии, и высокий уровень мотивации, поддерживаемый постоянной вовлеченностью. Все это обеспечивает необходимость быть гибким и динамичным в изменяющейся внешней среде.

Как учиться сегодня – практические рекомендации

Резюмируя сказанное, можно выделить основные рекомендации по обучению в новой реальности.

Учитесь непрерывно – только постоянство процесса позволит быть в курсе происходящих изменений.

Выбирайте обучение, которое поможет вам решать конкретные задачи в текущей или будущей работе, - только тогда процесс будет интересным и прикладным, а главное – высокорезультативным.

По аналогии с Agile, где продукт разрабатывается мелкими итерациями. Используйте силу микрообучения - планомерного обучения небольшими шагами.

Рынок дополнительного образования будет меняться в ближайшее время, фокусируясь на метапредметныхтехнологиях, умении быстро ориентироваться в динамичном мире и развитии современных компетенций. Поэтому не зацикливайтесь на традициях и старых правилах, а сосредоточьтесь на достижении цели, выбирая то, что нужно именно вам.

{ "author_name": "Ольга Арискина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 11, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40435", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]