Alexandr Galkin
364
Блоги

Agile и ценообразование: как Scrum помогает ритейлерам

Классичесая модель ритейла, Agile и Scrum в команде интернет-магазина, роли и ритуалы, примеры работы и недостатки фреймворка.

Поделиться

В избранное

В избранном

Из-за «монополии» IT-индустрии на Agile, немногие знают, что эту методологию можно (и нужно) использовать в ритейле. В этой статье мы рассмотрим самый эффективный (из встреченных компанией Competera в ритейле на практике) фреймворков для организации процессов ритейлера — Scrum.

Классическая модель ритейла

Сегодня ритейл работает по классической схеме:

1. Категорийный менеджер получает информацию о рынке:

- поведение покупателей,
- действия конкурентов,
- политика поставщиков,
- общее состояние экономики,
- тренды,
- бизнес-стратегия своего магазина, чтобы работать с товарными категориями (разработка категорийной стратегии и тактических шагов) и достигать поставленные KPI.

2. Далее, каждый месяц/квартал/полугодие проводится ревизия прошедшего периода, чтобы определить эффективность категорийной стратегии, тактических шагов и эффективности менеджера. В зависимости от полученных результатов планируется следующий отчетный период.

Срез по классической модели

Такая классическая модель, хотя и теряет свою эффективность, все еще работает, особенно для больших ритейлеров, продажи которых обеспечивают не только активные маркетинговые кампании, но и устойчивый известный бренд.

Agile в ритейле

Слабые места классической схемы работы ритейла:

- низкая скорость реакции на изменения у конкурентов,
- отсутствие гибкости команды на запросы категорийного менеджера (у маркетинга и IT свои KPI, и они не готовы активно взаимодействовать),
- сложности с адаптацией новых методов и способов работы.

Эти недостатки привели к тому, что ритейлеры начали внедрять элементы, а иногда и полноценные фреймворки гибкой (agile) методологии в своей работе, чтобы быстро реагировать на изменения и при этом оставаться конкурентоспособными.

Scrum для интернет-магазина

В классическом понимании scrum — это модель управления процессом разработки, которая помогает командам достигать поставленных целей в установленные сроки, при этом показывая действующий продукт (программу, приложение и т. д.) на каждой итерации разработки.

Именно эти принципы скрама взял на вооружение ритейл.

Дисклеймер:

Переход к scrum после работы по классической схеме — серьезный вызов для ритейлера. Требуется освоить новый подход управления проектами, научить команду работать в новой парадигме, обеспечить технические инструменты для внедрения быстрых изменений.

Несмотря на все сложности перехода к работе в новом фреймворке, он стоит своих усилий, так как это помогает ритейлеру быстро адаптироваться к омниканальному покупателю, который ищет решение своих проблем и не станет ждать, когда магазин адаптируется под меняющийся рынок и потребности потребителей (читай, покупатель уходит к другому продавцу).

Как работает Scrum в ритейле

Важно помнить, что Scrum — это основа, которую нужно адаптировать под потребности каждой конкретной команды, поэтому описанные ниже ритуалы, роли и артефакты могут быть взяты в качестве примера, но должны быть адаптированы под конкретного ритейлера в процессе использования.

Роли Scrum в ритейле

Ввиду неоднородности команды интернет-магазина, отвечающей за продажи товаров, распределение ролей может варьироваться от ритейлера к ритейлеру. Мы приводим только то распределение, которое встречали среди наших клиентов.

Client. Заказчик в данном случае — топ-менеджмент интернет-магазина, который определяет цели бизнеса, которые нужно достичь и коммуницирует с Product Owner’ом.

Product Owner (PO). Чаще всего эту роль выполняет категорийный менеджер или руководитель отдела коммерции. Он отвечает за коммуникацию с «клиентом», понимание командой поставленных целей и достижение результатов. Именно PO отвечает за формирование бэклога задач для команды.

Scrum master (SM). По классическому определению скрам-мастер — лидер, который служит (англ. servant-leader). В известных нам случаях интернет-магазинов, внедривших скрам, с этой ролью лучше всего справляется аналитик. Именно он помогает команде наращивать эффективность, предоставляя качественные статистические данные и давая быструю обратную связи по внедряемым обновлениям.

Важно: Размер команды не должен превышать девяти человек, иначе ее эффективность будет обратно пропорциональна количеству людей.

Team. Команда должна быть многофункциональной. Разработчики, маркетологи, другие категорийные менеджеры, партнеры, стратеги, операционные директора, ecommerce менеджеры — состав нужно подбирать исходя из максимальной пользы, которую участники могут принести проекту. Задача скрам-мастера и PO — построить самоорганизующуюся многофункциональную команду, которая сообща достигает поставленных целей.

Ритуалы (процесс работы)

Если роли скрам-методологии не меняют работу компании кардинально, то ритуалы скрама полностью перекраивают суть взаимодействия между людьми и командами.

Вместо итераций длинной в месяц/квартал/полугодие, команда начинает оперировать более короткими временными промежутками — спринтами, которые дают возможность гибко реагировать на любые изменения на рынке или внутри компании. Обычно спринт длится одну или две недели, реже — больше, но не дольше месяца. Спринты — это основа для работы остальных ритуалов скрама в ритейле.

После того как команда согласовала продолжительность спринта, можно переходить к другим ритуалам скрама:

- planning - распределение задач между участниками команды,
- daily stand-up - подведение итогов прошедших суток, снятие блокеров,
- sprint review - итоги спринта — демонстрация полученного результата,
- retrospective - обмен опытом внутри команды.

Пример работы Scrum в ритейле

Представьте что у вас, как у ритейлера, появился новый конкурент, который активно демпингует, пытаясь отвоевать долю рынка. В классической модели адекватным ответом на его появление будет снижение цен на KVI-позиции, или даже на KVI-категории, что потенциально может привести к убыткам ритейлера.

Методология Scrum позволяет быстро выявить такого конкурента, на планировании спринта придумать альтернативные способы борьбы помимо снижения цен (акции, бесплатная доставка, подарки, офлайн-мероприятие и пр.), быстро тестировать разные ценовые тактики и реагировать на их результаты (ежедневный стендап) и использовать лучшие практики на постоянной основе (ревью и ретроспектива).

При этом вся команда четко знает свою ответственность за конечный результат и заинтересована в достижении поставленных целей.

Недостатки Scrum для ритейла

Несмотря на все преимущества гибкой методологии для ритейла, ее внедрение требует значительных усилий со стороны ритейлера. При переходе к скраму в ежедневной работе ритейлера нужно быть готовым к тому, что на первом этапе эффективность может упасть.

Кроме угрозы эффективности, менеджмент магазина обязательно столкнется с отторжением новых инструментов со стороны команды. Самый простой инструмент для организации работы скрам-команды — обычная доска или стена, с наклеенными на нее карточками-задачами. Ничего сложного на первый взгляд, но внедрение методичной работы команды с этим инструментом требует усилий.

Наверное самый распространенный онлайн-инструмент для работы со скрам-методологией — это Jira. Несмотря на то что она создавалась разработчиками и для разработчиков, она достаточно гибка для того чтобы можно было ее использовать в разных процессах. Популярная альтернатива Jira — Trello. У этого инструмента проще интерфейс и бесплатная базовая версия, поэтому он подходит для команд любых размеров.

Неочевидный, но важный элемент в методологии скрам для ритейла — инструменты для быстрого получения качественной информации о рынке, анализа влияния конкурентов на продажи ритейлера, быстрой переоценки товаров в несколько кликов, и, самое главное, оперативного анализа влияния новых методик на целевые метрики — продажи, оборот и маржинальность. Без использования таких инструментов внедрение скрама теряет смысл, так как быстро реагировать на изменения рынка ритейлер не сможет.

Если эти вопросы закрыты, то, как говорится, Keep Calm and Scrum On: тестируйте, адаптируйте, получайте результат :)

{ "author_name": "Alexandr Galkin ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40877", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]