Konstantin Panphilov
5 793

Tesla передаст конкурентам свои технологические патенты

Руководитель Tesla Элон Маск разрешил другим производителям использовать все патенты компании. ЦП выяснил, как это скажется на индустрии электромобилей, патентной системе и на самой компании.

Создатель, руководитель и главный инженер компании-производителя электрических автомобилей Tesla Элон Маск заявил, что передаст в общественное пользование все патенты компании. Его позиция, по утверждению обозревателя Wired, подчёркивает распространённое в Кремниевой долине мнение о том, что технология на сегодняшний день развивается слишком быстро для патентной системы США. Технологические компании получают весомый ущерб от патентных споров, что указывает на необходимость реформы в этой области.

То, что мы здесь наблюдаем — это зарождение новой патентной культуры. Многие компании в сфере высоких технологий встревожены тем, как развивается эта система, и пытаются придумать пути для её обхода, чтобы вернуться к своему инновационному бизнесу.

— Джили Сэмуэлс, исполнительный директор Engine

В своём заявлении Маск рассказал, что Tesla «не станет подавать в суд на всякого, кто захочет использовать её технологию с добрыми намерениями». Пока неясно, как именно Tesla планирует лицензировать свои разработки для других компаний, но Маск утверждает, что в его инициативу включены все без исключения патенты, включая тот, что относится к высокоскоростной зарядке аккумулятора. В ходе телефонного разговора с журналистами Маск рассказал, что и все следующие патенты, полученные компанией, перейдут в категорию Open Source.

Элон Маск

Другие ИТ-гиганты тоже делают шаги в этом направлении — в прошлом году компания Google разрешила открытым проектам вроде Hadoop использовать технологии, запатентованные Google. В 2012 году похожее заявление опубликовала и компания Twitter. В ответ на вопрос о том, как акционеры Tesla относятся к подобной «благотворительности», Маск рассказал, что для Tesla гораздо более важно создавать новые технологии, чем юридически преследовать другие компании, которые занимаются теми же разработками. Он напомнил о многолетних спорах между Google и Apple, от которых, по его словам, не выигрывает никто, в том числе и акционеры.

Электрические автомобили до сих пор занимают менее процента всего автомобильного рынка. В связи с этим, подчёркивает Маск, для Tesla очень важно распространять эту концепцию, вне зависимости от того, сколько у компании будет конкурентов. Покупателям необходимо понимать, что эта идея имеет право на существование, что инфраструктура готова — к примеру, в стратегически важных местах расставлены зарядные станции.

Tesla гендиректора Mail.ru Group Дмитрия Гришина и зарядная станция в московском офисе компании

Открывая свои патенты, Tesla способствует развитию индустрии — другие компании смогут работать над продуктом вместо того, чтобы постоянно проверять, не нарушили ли они чей-то патент. Тем более, что передача патентов в общественное достояние позволит в кратчайшие сроки развить и стандартизировать сеть зарядных станций.

Мы приобрели очень опасную привычку получать как можно больше патентов, утверждая, что все они нужны для защиты. Но спустя годы, на протяжении которых они просто лежат и собирают пыль, они становятся оружием. И вы никогда не знаете, кто будет ими владеть 10 или 15 лет спустя.

— Джили Сэмуэлс, исполнительный директор Engine

Например, Microsoft не была агрессивно настроена в отношении своих патентов на протяжении 30 лет. К 2010 году они подали только четыре патентных иска. Но с тех пор Microsoft подала в суд на Salesforce и Motorola, а также помогла фонду Rockstar, который приобрёл патенты Nortel, с целью засудить Google и других производителей телефонов на Android.

Издание Business Insider приводит пять причин, по которым Маск мог решиться на открытие своих патентов.

  • Публичность. Несмотря на то, что само по себе соглашение о передаче патентов конкурентам пока лишь устное, оно придаст Маску авторитет в опенсорсном сообществе, не говоря уже о множестве публикаций в прессе.
  • Развитие технологий. Пока никто не смог приблизиться к Tesla по уровню развития технологий, особенно в том, что касается аккумуляторов. Открытие патентов позволит ускорить эту индустрию.
  • Недостаточный интерес покупателей. Электрокары пока что слишком дороги и относительно долго заряжаются, при этом сеть зарядных станций развита плохо. Именно поэтому потенциальные покупатели относятся к электрокарам с подозрением.
  • Энтузиазм к электрокарам стихает. Один из ведущих производителей электрокаров, Toyota, в этом году свернул сотрудничество с Tesla из-за низких продаж электрического Rav4.
  • Набирающий популярность водородный транспорт, составляющий конкуренцию электрокарам.

Не все эксперты настроены оптимистично — аналитик Тило Кословски из Gartner считает этот ход «проявлением слабости».

Если бы я был инвестором, это заявление заставило бы меня беспокоиться. В некотором смысле оно показывает слабость, признание того, что если Tesla не сможет получить одобрение от других компаний, то её ждут тяжёлые времена.

В том же материале на The Verge упоминается о нестабильном финансовом состоянии Tesla, которое аналитик связывает с высокой стоимостью разработки инновационных аккумуляторов.

#электромобили #Дмитрий_Гришин #патенты #электрокары

Статьи по теме
Morgan Stanley: Tesla Motors останется единственным успешным игроком рынка электромобилей
Как Tesla и GoPro изменили представление о цифровом маркетинге
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0438","\u0434\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0439_\u0433\u0440\u0438\u0448\u0438\u043d","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u044b","\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043a\u0430\u0440\u044b"], "comments": 25, "likes": 14, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4108", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]