Анна Малинина
1 182
Блоги

Телемедицина сокращает издержки на лечение и число повторных обращений

Несмотря на в целом консервативную область, телемедицина явно пришла, чтобы остаться. Это сфера интереса молодых, но цифры показывают, что это не просто хайп.

Поделиться

В избранное

В избранном

Мой далекий ближний доктор

Идея дистанционных врачебных консультаций возникла давно, однако технологии только начали за ней поспевать. В США и Европе телемедицина пока не повсеместна, хотя и применяется уже около десяти лет и приносит сотни миллионов долларов крупнейшим игрокам. До 75% рынка в Штатах занимает лидер отрасли – компания Teladoc Inc. Количество обращений стабильно растет. Этой зимой за пять недель, что длилась тяжелейшая вспышка гриппа, услугами сервиса воспользовались более 300 тысяч американцев из 48 штатов.

По оценкам аналитиков, наибольшей популярностью такие сервисы пользуются у миллениалов, пациентов, страдающих хроническими заболеваниями и пожилых людей, которым трудно добираться до врача физически.

Большим подспорьем для телемедицины в США стала возможность пользоваться услугами по страховке. О полноценном вхождении этих услуг в российский полис ОМС речи пока не идет. Весной пилотный проект по внедрению телемедицинских технологий стартовал в двух московских городских поликлиниках (детской № 133 и взрослой № 23) и на сегодняшний день охватывает всего 490 человек (250 детей и 240 взрослых с хроническими заболеваниями). С помощью смартфона они могут получать консультации врачей общей практики, педиатров, кардиологов, пульмонологов, эндокринологов и других специалистов. Длительность дистанционных консультаций — до 20 минут.

Помимо этого видеокамерами и микрофонами оборудовали психиатрическую больницу № 1 им. Н.А. Алексеева. Спикерфоны (переговорные устройства громкой связи) установили в лечебных и психоневрологических диспансерах столицы.

Закон о телемедицине (ФЗ № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья") Владимир Путин подписал в июле прошлого года, до этого он обсуждался Госдумой более полутора лет. За время слушаний депутаты внесли более 20 поправок, которые существенно ограничили первоначальный замысел. В итоге, согласно вступившему в силу с 1 января 2018 года закону, дистанционные консультации не могут заменить первый очный прием специалиста. Врачи могут давать только предварительные рекомендации или корректировать лечение, назначенное в медицинском кабинете. Более того, парламентариями была ограничена возможность дистанционно ставить диагноз. На телемедицинскую помощь распространили врачебную тайну и необходимость соответствовать медицинским стандартам. Помимо этого, с 2019 года будет введена выдача электронных рецептов на препараты, в том числе содержащие наркотические средства или психотропные вещества.

Минздрав продолжает настаивать на том, что услуги телемедицины необходимо оказывать в помещениях, оборудованных для обычных консультаций, а на каждое направление работ нужно иметь лицензию. Таким образом, поставщики услуг вынуждены работать не с отдельными врачами, а с медицинскими учреждениями.

Что нам с того

Телемедицина развивается по трем основным направлениям.

Первое — мониторинг здоровья, который позволяет дистанционно собирать данные о пациенте с использованием датчиков и устройств в режиме онлайн, что поможет контролировать состояние людей с хроническими заболеваниями, напоминать о необходимости своевременного прохождения скрининговых исследований, сигнализировать об опасных состояниях организма. Причем наблюдение будет осуществляться не только с помощью медицинского оборудования, но и обычных смартфонов. Частично эти технологии уже существуют и применяются. Большим плюсом здесь является исключение человеческого фактора: врач анализирует информацию не со слов пациента (который мог забыть принять таблетку, измерить показания сахара и т.д.), а из компьютера.

Второе направление — это электронный документооборот. Виртуальные медицинские карты, которые будут доступны пациенту в любой точке мира в любое время, позволяет видеть наиболее полную картину, а значит и исключить вероятность врачебной ошибки. В Великобритании Национальная служба здравоохранения стремилась перевести всю медицинскую документацию в электронный вид к 2018 году, чтобы предоставлять доступ к ней как врачам, так и пациентам. Объяснять пользу такого подхода, вероятно, излишне.

Третье направление — это развитие форматов для дистанционного общения как между пациентами и врачами, так и внутри профессионального сообщества.

Отдельно стоит выделить телемедицинские психологические консультации. Так как уже обследованный пациент для получения помощи должен только видеть и слышать специалиста, использование чатов и видеосвязи позволяет оказывать психологическую помощь в любое время в любом месте. Согласно американским исследованиям, 72% людей в возрасте от 18 до 44 предпочли бы получать психологическую помощь дистанционно. Для когорты 45+ процент чуть ниже, но все же — 43%. Разумеется, в США люди более привычны к цифровым технологиям, но рано или поздно тренд доберется и до нас, так что в выигрыше останутся те, кто почувствовал ветер первым.

Все посчитано до нас

Плюсом телемедицины для многих пациентов является то, что общаться с врачом лично не всегда обязательно. Существует множество форматов: телефонная связь, видеосвязь и просто чат. По данным Американской ассоциации госпиталей (American Hospital Association), телемедицинская помощь позволила снизить число госпитализаций на 19% среди ветеранов, а также сократить количество дней, проведенных в стационаре на 25%. Более того, как показывает растущее число исследований, удаленная помощь позволяет снизить количество повторных обращений к врачам (это касается различных проблем, даже сердечной недостаточности). Это не только экономит время, но и существенно сокращает издержки на медицинские услуги.

И не только поговорить

По данным опроса НИУ ВШЭ (в нем приняли участие порядка 4000 человек из всех субъектов РФ), 77% врачей готовы консультировать удаленно своих хронических больных, а 46% согласились бы корректировать лечение по медицинской документации, не зная пациента, при условии, что сведения будут достаточными.

Телемедицинские услуги охватывают огромную сферу медицины, обеспечение которой выходит далеко за рамки даже хорошей городской поликлиники (о «нехороших» говорить и не приходится: в России совершенно официально не хватает около 24 тысяч врачей-специалистов по 94 медицинским направлениям). Различные медицинские сервисы предлагают консультации специалистов от аритмолога до хирурга-подолога или специалиста по предимплантационной диагностике. Можно также выбрать детского или взрослого специалиста. Некоторые предлагают даже онлайн-консультацию ветеринара. Разумеется, все эти специалисты не работают в одном учреждении. Договор заключают с различными клиниками, каждая из которых должна подключиться к инфраструктуре провайдера. Благодаря тому, что операторы услуг работают с разными регионами и часовыми поясами, удается наладить консультации 24/7.

Есть и другой путь: предоставить любому провайдеру возможность подключиться к своей платформе. «Наш модуль позволяет любому провайдеру добавлять в свое предложение не только расшифровку анализов, но и заказ анализов онлайн и хранение в личном кабинете пациента на платформе», — говорит директор по маркетингу сети лабораторий KDL Тимур Морозов.

Надо заметить, что теперь на дому можно не только сдать анализы, но и снять ЭКГ или сделать УЗИ. Так что медицина все больше приходит в дома людей, только входной дверью стали смартфоны.

{ "author_name": "Анна Малинина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 10, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "41094", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]