{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

5 вызовов для маркетплейсов

Роман Кумар Виас, основатель маркетингового агентства Qmarketing

Появляется всё больше стартапов, которые работают по модели маркетплейса, причём они присутствуют практически во всех областях: YouDo в ремонте, Junglejobs в HR, Profi.ru в услугах профессионалов и т. д. Но, вне зависимости от сферы деятельности, все маркетплейсы сталкиваются с одними и теми же проблемами. Мы выделили пять основных объектов внимания, о них и поговорим.

Позиционирование

Одно из основных преимуществ маркетплейсов – это колоссальный охват аудитории. Но вам очень важно сразу же понять, с какой именно аудиторией вы собираетесь сотрудничать, причём как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. К примеру, если большая часть продавцов на площадке – это представители малого бизнеса, для них на первый план выходит стоимость размещения. Для среднего бизнеса наиболее значимую роль обычно играет охват аудитории, для крупных корпораций – таргетирование и возможность включить размещение на маркетплейсе в комплексную стратегию своего продвижения. Соответственно, УТП для разных групп партнёров будут заметно отличаться друг от друга.

То же самое относится и к клиентам: чтобы стартап стал успешным, вы должны чётко понимать, в чём заинтересован конечный покупатель. eBay в России делает ставку на «покупки из Европы» и «миллионы товаров со всего мира», Яндекс.Маркет продвигает «3 000 000 проверенных скидок» - чем конкретнее вы формулируете своё УТП и чем чётче обозначаете интересный вам сегмент рынка, тем проще будет развивать площадку.

В среднем все маркетплейсы можно разделить на четыре категории: бизнес частному лицу (любой агрегатор такси), бизнес бизнесу (например, HR-маркетплейсы), частное лицо бизнесу (fl.ru и другие фриланс-площадки) и частное лицо частному лицу (Ремонтник и т. д.). При этом сферы могут пересекаться: например, на fl.ru представлены и компании, и фрилансеры – и заказы делают как фирмы, так и частные лица. Но основное таргетирование должно быть выделено предельно чётко.

Очень важно, что нужду в использовании большинства маркетплейсов достаточно сложно “зародить” у пользователя. Тебе не нужен мелкий ремонт, если у тебя ничего не сломано. Поэтому из каналов маркетинга работает контекст, но он ограничен, и медийка, задача которой как раз-таки зародить в голове пользователя связку “позиционирование - имя бренда”.

Привлечение «продавцов»

В каждой из категорий марктеплейсов, о которых говорили выше, методы привлечения поставщиков услуг и товаров будут отличаться друг от друга. В сфере бизнес-бизнес, бизнес-частное лицо или частное лицо-бизнес стартап обычно начинается с того, что вы находите заинтересованных в нём клиентов. Снова приведём в пример развивающиеся HR-маркетплейсы: в индустрии подбора кадров сформировалась соответствующая потребность, и практически сразу появились соответствующие проекты. Соответственно предполагаем, что, если вы стартуете в одной из этих трёх областей, у вас уже есть представление о работе с поставщиками.

В сегменте частное лицо-частное лицо ситуация сложнее. Если сфера деятельности востребованная, предложений от исполнителей будет достаточно, но до них нужно донести информацию о существовании площадки. Для этого вам нужно будет сразу же определиться с несколькими важными моментами. Первый из них – это «юнит-экономика»: сколько вы готовы платить за одного исполнителя и сколько заказов выполнит исполнитель за жизненный цикл в сервисе? Как правило, эта сумма соответствует прибыли с одного исполнителя за месяц активной работы на площадке.

Удержание исполнителей

Привлечь поставщиков услуг на площадку – первый шаг, следующий — удержать. Для этого, в первую очередь, необходим достаточный объём, но без комплексной поддержки исполнителей его будет недостаточно. Учитывайте, что, как правило, далеко не все люди, которые хотят предложить услуги через ваш маркетплейс, хорошо ориентируются в интернете – особенно это актуально, если речь идёт о low-class исполнителях (клининг, простой ремонт и т. д.). А для некоторых из них платформа еще и является врагом, они как таксисты в эконом классе ищут способ не платить комиссию.

Вам необходимо создать максимально простую и понятную структуру навигации по площадке: прозрачные инструкции, подробный FAQ, оперативно работающая техническая поддержка – сформируйте для исполнителя наиболее комфортные условия работы. При этом очень важно учитывать «уровень» человека: если ваша площадка ориентирована на высокопрофессиональных специалистов (например, на юристов) инструменты будут одни, если на low-class – другие.

И, наконец, очень важно постоянно демонстрировать исполнителю выгоды от работы через вашу площадку. Эталонным примером может служить блог YouDo: там регулярно публикуются кейсы от высокоуровневых исполнителей, получающих через маркетплейс многотысячные доходы. Это мотивирующий контент, который не позволяет человеку отказаться от работы на площадке.

Отлично работает на удержание «система рейтинга»: объективные отзывы, уровни исполнителей, специальные награды (вида «профи» и т. д.) – это своеобразный «элемент игры», который удерживает человека и стимулирует его работать лучше. Получая небольшие бонусы от маркетплейса, исполнитель становится более лоялен к площадке и плотнее вливается в коммьюнити.

Также не стоит забывать о retention стратегии. Совокупность последовательности мейлов, браузерных пушей, ретаргетинга и обзвонов, правильно настроенная в зависимости от сегментов способна вернуть исполнителей на линию.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Нишу спецтехники попробуйте

Ответить
Развернуть ветку
Shum Gam

А чем дром.ру не устраивает?

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

не совсем точно написал - аренда спецтехники

Ответить
Развернуть ветку
Shum Gam

Сути не меняет. Там есть соответствующий раздел. Другое дело что они не делают на него особой ставки. Во всяком случае не было мной замечено

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойко

А еще, если маркетплейс работает по модели монетизации за процент от сделки, то есть большущая проблема в самих исполнителях. Большинство вроде бы и не против, но одни забивают на быстрое реагирование заявки, другие из-за неопытности не могут нормально доработать клиента. В итоге остается лишь 20% от общей массы тех с кем идет заработок))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда