Виктор Фомин
2 143
Блоги

«АлаичЪ и Ко» — отзыв о программе лояльности сотрудников

Как мы в Краснодаре выстраиваем HR-процессы для сеошников.

Поделиться

В избранное

В избранном

В 2017 году я написал для блога «Текстерры» колонку «Личный опыт: чем плоха удалённая работа». А потом, руководствуясь своими же тезисами, продолжал искать хорошую офисную работу в Краснодаре, где я живу. Больше всего это напоминало квест «слушай, ты же взрослый парень, тебе серьёзно больше нечем заняться?».

В одном РА мы нормально общались с эйчаром. А потом пришёл раздражённый креатдир и зачем-то мне нахамил, сказав, что это я должен доплачивать за счастье у них работать.

В другой крупной компании двое проект-менеджеров с умным видом попросили меня решить задачку: я маленький эльф, заблудившийся в лесу. У меня есть лук и три стрелы. И я слышу, как через подлесок ломятся большие злые орки, которые обязательно меня найдут. Что я буду делать: убегать или сражаться? В общем, забавных приключений было много.

При этом я несколько лет дружил с краснодарской SEO-студией «АлаичЪ и Ко». И в какой-то момент мы просто взяли и начали работать вместе. У ребят на тот момент уже была хорошая профессиональная и человеческая атмосфера, но пару вещей для тимбилдинга запилил я сам. Я учился на практического психолога, и мне всегда было интересно, влияют ли хорошие отношения в коллективе на общую продуктивность компании.

Этот текст — простое саммари наработок «АлаичЪ и Ко». Если вы с удовольствием ходите на работу, то, скорее всего, нового не увидите. Нам просто интересно это проговорить, чтобы «выложить из головы».

Важный пункт: преемственность

Руководитель студии Саша Алаев три с половиной года был сотрудником в «СКБ-Контур». Он неоднократно говорил, что это был лучший опыт в его жизни, что ему не нравилась пятница — целых два выходных дня без работы — и очень нравился понедельник, потому что можно было встать в 6 утра и собираться на работу.

Что было хорошего в «Контуре», с его слов:

Да всё там было хорошо — комфортность рабочего места, дружный коллектив, интересные задачи. А больше всего я ценил возможность общаться напрямую с командами проектов, над которыми я работал. А это своего рода компании внутри общей компании. И отношения у нас были как у заказчика и подрядчика или исполнителя.

Первым правилом в HR-отделе было никого, никогда, ниоткуда не хантить. Общаться и приглашать на собеседование только тех специалистов, кто сам откликнулся либо активно ищет работу. Представьте себе. На рынке и так сложно найти квалифицированных работников, а тут ещё такой «костыль».

Отношение к сотрудникам — лучше я не видел нигде. Оттуда не хочется уходить, оттуда нельзя и не нужно увольняться. Но это если у тебя нет планов построить свою такую же корпорацию добра. У меня были планы, потому и ушёл…

Я могу ещё на пару листов писать о приятных моментах. И мне доставляет это удовольствие, воспоминания заставляют меня улыбнуться и погрузиться в те времена.

Александр Алаев
руководитель

Работа в крупной компании с отлаженными процессами помогла увидеть, «как надо» и отчасти не изобретать велосипед.

Саммари: что было сделано для комфортной работы

1. Рабочие группы

Как раз та самая модель, которую применяли в «Контуре». Когда сеошников было 8-10 человек, руководитель отдела Саша Хвалов успевал проводить планёрку с каждым, чтобы «чёкать» его проекты.

Но когда отдел вырос в два, а потом в три раза — понадобились полуавтономные рабочие группы: у каждой, опять же, свой руководитель, проекты и KPI. Главный SEO теперь следит больше за общей картиной и стратегией, а в микроменеджмент не встревает.

Такое разделение помогло и сохранить планёрки, и разумное соотношение проектов на одного SEO-специалиста, и дало понятный карьерный лифт. При единственном «главначальнике» в отделе не совсем понятно, куда двигаться. А так можно возглавить рабочую группу. Все теперешние руководители групп выросли из изначальных подчинённых Хвалова, что уже некоторое время напрашивалось.

2. Сбор обратной связи

Месяца три назад Саша А. придумал, как анонимно собирать обратную связь от коллектива. Обычно это делают с помощью Google-табличек, но хотелось чего-то более винтажного. Поэтому были куплены и поставлены три симпатичные коробочки. Можно писать на листочке свои пожелания или критику и опускать в одну из коробочек. Это работает, отзывов всех категорий стало заметно больше.

Те самые коробочки и call-to-action

Вообще, эту методику можно хакнуть, если сильно захотеть. Так, один умный товарищ подговорил коллег, и несколько человек написали, что офису до смерти нужна PS 4 Pro — её, кстати, купили.

Но в целом пользы «по работе» от коробочек больше, чем вреда или баловства. Основной задачей была работа с негативом — узнавать, что людям не нравится или что они хотели бы изменить. Никто не запрещает сказать это и напрямую (дальше будет отдельный пункт о свободе слова), но иногда написать на листочке как-то морально удобнее. Особенно для новых сотрудников, которые ещё не набрались некоторой старпёрской наглости.

3. Собеседования как работа с лидами

В студии есть несколько человек, которые «дошли» на работу не с первого раза. Но всё-таки дошли. Если было видно, что у человека не хватает навыков, но он адекватный — ему говорили, что можно подтянуть. Кандидаты запоминали такое отношение, подтягивали «хвосты» и снова приходили на собеседование.

Одна такая девушка (Лена, привет) объективно сейчас один из самых мощных интернет-маркетологов. А ещё один парень дорос до руководителя рабочей группы.

Мне часто кажется, что HR-процесс похож на работу с лидами. О похожем рассказывал Андрей Терехов из Ruward: если в агентство приходит клиент, которому цены агентства пока не по карману, можно не сразу ему отказывать. А спокойно и профессионально объяснить, почему ваша услуга стоит дороже и где ему сейчас могут помочь.

Работы немного, если составить скрипт. Зато человек уходит с чувством собственного достоинства и продолжает вас рекомендовать. А потом, если у него появляется больше денег, возвращается в ваше агентство. Андрей рассказывал, что регулярно заключал такие сделки.

4. Нормальная рабочая мебель и техника

Профессиональные стримеры — ребята, которые транслируют игры или шоу другого рода на YouTube и проводят за компьютером много часов, очень серьёзно относятся к рабочему месту. Они объясняют это тем, что если спине, рукам или глазам некомфортно, это плохо действует на мозг и общий тонус организма.

Поэтому у любого серьёзного стримера обязательно есть кресло с поддержкой спины и подлокотниками, а также достаточно большой по вертикали стол, сидя за которым ты не упираешься носом в монитор.

В студии у всех есть и то и другое. Если кому-то будет интересно, я напишу, какие проверенные столы и стулья закупаются в IKEA.

Это касается и ноутбуков. Наш завхоз регулярно закупает новые модели. А те ноутбуки, которые морально ещё не сильно устарели, апгрейдятся планками оперативной памяти до 8-12 гигабайт — чтобы все сеошные проги, особенно парсеры чего-либо, работали без тормозов.

Несколько человек попросили вдобавок к ноутбукам большие мониторы и десктопные клавиатуры — они были куплены.

5. Как и зачем сделали страницу на сайте «Почему классно у нас работать»

Однажды Саша А. написал в рабочий чат и попросил коллег рассказать, какие моменты им не нравились на прошлых работах. Без названия компаний, просто общий опыт.

Получился интересный список, который в плане обратной связи подходит, наверное, не только для SEO-студий:

  • Компания не оплачивает специализированные сервисы и софт. Приходится снимать позиции, собирать запросы и проводить аудиты сайтов вручную.
  • Общение с клиентом только через менеджера, потому что так положено. По пути туда-обратно информация теряется и искажается.
  • Специалист ведёт 100 проектов, соответственно, ничего не успевает. Кроме работы над проектами необходимо обрабатывать входящие заявки и проводить первичные аудиты сайтов для продажников.
  • Заставляют выполнять приказы (не просьбы, а именно приказы) начальства, даже если они приведут к провалу.
  • Отсутствие контроля либо чрезмерный контроль со стороны непосредственного руководителя. Особенно если руководитель к тому же некомпетентный.
  • Согласование простейших вопросов или просьб происходит через нескольких лиц, даже если в компании всего-то 10 человек.
  • Или так — ты отчитываешься перед десятью разными людьми. Каждый из них требует своего и чего-то разного. И делают они это одновременно.
  • Когда фирма, начальство или продажник обещает клиенту что-то заранее невероятное, а отвечать за результат приходится исполнителю, то есть тебе.
  • Делать абсолютно всё по заданному «корпоративному» алгоритму — и ни шагу в сторону.
  • Согласование любых правок с клиентом длится неделю, две или дольше.
  • Бесполезные совместные планёрки, где все вместе по три часа обсуждают какую-то фигню. (Наше мнение — планёрки должны быть индивидуальными, чем меньше задействовано человек — тем лучше и продуктивнее).
  • Запрещено выходить на перекур двум и более людям одновременно — потому что они могут в это время обсуждать начальство. (WTF?)

Ещё на страничке прописаны пункты «Как должно быть», «Общение в коллективе» и «Организационные моменты».

Вот этот пункт точно привлёк пару человек на работу:

Высокая концентрация опытных специалистов в одном месте. Всегда можно что-то обсудить и проконсультироваться. Где ещё вы видели более 10 SEO-специалистов в одном помещении в Краснодаре?

Ребята вели проекты на фрилансе, просто им надоело сидеть дома — захотелось общаться и обмениваться опытом с другими в хорошем смысле «задротами». Поэтому пришли в офис.

Страничка помогла лишний раз убедиться, что коллектив разговаривает на одном языке. Также её добавили в объявления на HeadHunter, чтобы новые сотрудники могли лучше присмотреться к компании.

6. Более осмысленная работа над общением в коллективе

В некоторых digital-компаниях люди общаются между собой примерно так (это моё имхо, можно кидать кирпичи):

  • утром пришли, сказали «Привет!», сели за компьютер;

  • вечером выключили компьютер, сказали «Всем пока!», ушли домой.

В течение дня, конечно, бывают какие-то обсуждения или шутки. Но в большинстве случаев вы не особо знаете, кто ваш сосед и чем он интересен, кроме профессиональных навыков.

Почему так складывается? Интроверты в коллективе не торопятся раскрывать душу. А брать на себя роль тамады-организатора тоже никто особо не спешит.

Поэтому мы с коллегой Алёной пролоббировали «отдыхательный проект» и реализовали его — об этом мы писали на Spark в материале «Как мы провели тимбилдинг за 8000 рублей». Если коротко — сходили в парк, ели пиццу и лазили по забавному верёвочному аттракциону.

А заодно каждый человек немного больше рассказал о себе — кто он и чем живёт. Выяснилось, например, что таргетолог Варвара — профессиональный музыкант с десятилетним опытом. Ей не в новинку выступать перед аудиторией.

Это знание помогло, когда мы «продавали» Варвару как спикера для регионального мероприятия ФРИИ. Организаторы волновались, что у неё не очень много подтверждённого опыта выступлений на больших предпринимательских форумах.

Что это дало: ребята увидели, что «так можно», и начали самостоятельно делать разные активности.

Не шатать! Игра не окончена!

7. Возможность спокойно выразить своё мнение кому угодно и не бояться последствий или интриг

В 2008-2009 годах я работал в крупной международной торговой компании. Однажды случилась забавная история: проходила крупная распродажа, но людей не хватало, некоторые процессы были не отлажены — мы просто загибались.

К нам зашёл Сергей Б. — исполнительный директор этой сети, который проработал в ней 20 лет и начинал с должности кладовщика. Сергей увидел, какой бардак у нас творится, попросил фирменную футболку, надел и пошёл работать в зал. При этом он без проблем советовался с другими продавцами и выслушивал обратную связь. Некоторые вещи после этого у нас в магазине поменялись, работать стало удобнее.

В «АлаичЪ и Ко» тоже без проблем можно высказать своё мнение или разумную критику кому угодно. И вы не будете чувствовать себя так, как будто вы плесень на низшей ступени социального развития, а перед вами — руководство из ролевой игры «Ты начальник, я дурак». Как минимум для Краснодара это ощутимое достижение.

Потому что одна из причин, почему молодым и умным людям неприятно работать в том или ином месте, даже если там хорошая зарплата и всё такое, — это ядовитый пафос менеджеров и деление на «касты».

Почему в студии так сложилось: хочу сделать отсылку к статье Влада Титова о КМ-менеджменте на Cossa.ru. Влад писал:

В твоём сообществе будет такая атмосфера, какую ты установишь. Новичок всегда смотрит, как здесь принято, и начинает повторять.

Если в сообществе принят «срач», значит, эта модель поведения станет в сообществе основной. Люди, которым это некомфортно, станут посещать его всё реже. Поздравляю, это рай для хейтеров!

Если в твоём сообществе принято конструктивное общение, взаимная поддержка и юмор, то и новички стараются общаться так же. Те, кому это некомфортно, — отсеиваются, но их не так много.

Влад Титов
SMM-эксперт

По всей видимости, это работает и при формировании коллектива. Сначала Саша А. приглашал людей, близких ему по духу. Потом ребята, которые стали руководителями, продолжили эту традицию. Так и сформировалась определённая культура общения.

8. Приятные штуки

Самый короткий пункт. В общем, у каждого есть именная кружка (приятно, и чтобы не путать — чья где), абонемент в фитнес-зал, подарки по праздникам. Про приставку уже было сказано. Список продолжает пополняться.

А вот такой крутой торт нам забабахали девчонки на 23 февраля. Сами придумали, решили и сделали. Я своего миньона сразу съел, а некоторые коллеги поставили на стол и хранят до сих пор.

Это реализуется не на самотёке: сувениркой (и вопросом, как лучше её воплотить в той или иной форме) тоже занимается завхоз.

Главный вопрос: влияет ли всё это на продуктивность

Мне всегда казалось, что у человеческой натуры есть вредное свойство: если к тебе хорошо относятся, то внутри начинает просыпаться маленькая хрюшка. У очень классной петербургской студии Nimax был интересный опыт: они пару лет снимали на зиму офис в Испании и вывозили туда почти весь коллектив, спасаясь от серых туч и холода. Ну круто же: кататься на сёрфе вместо того, чтобы вытирать сопли.

Но если не ошибаюсь, потом эксперимент свернули: эффективность даже самых лучших и проверенных сотрудников в таких райских условиях была на 60-70% от обычной. Немного сложно работать, когда за окном море плещется. Ребята, конечно же, продолжают отдыхать разными способами, но уже не с помощью таких длительных заездов.

У «АлаичЪ и Ко» пока получается сохранять разумный баланс между приятностью и продуктивностью. Все хорошие опции для человека работают до тех пор, пока кто-то не начинает регулярно факапить и подставлять коллег.

А общее отношение к атмосфере (чтобы подытожить) как-то выразил наш математик Юрий. Юра в целом не любит всякие тимбилдинги и надуманные игрища. Даже на корпоративную фотосессию его было сложно вытащить. Но однажды он расщедрился на такую характеристику: я, говорит, работал в других местах, где зарплата была больше, но постановка задач, процессы и общение были на порядок хуже. Поэтому здесь и присутствую.

Хочется надеяться, что это и есть ответ: «Да, влияет».

{ "author_name": "Виктор Фомин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": 35, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "41477", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]