{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Уроки Брюса Ли для стратегов

Сооснователь агентства стратегического маркетинга Fanatic, совладелец и СЕО издания «Большие идеи» (ex Harvard Business Review Russia) Антон Аверьянов — о стадиях становления профессионального стратега.

Мой телеграм-канал о стратегическом маркетинге и бренд-менеджменте СТРАТОСФЕРА

В течение последних нескольких лет меня часто спрашивают: «Где учиться стратегу?». Не знаю, с чем это связано, но есть ощущение, что частота этого вопроса прямо пропорциональна количеству курсов и школ для обучения стратегии. И текст с ответом на этот вопрос я обязательно допишу. А сегодня расскажу об аналогии, которая показалась мне интересной.

Брюс Ли был не просто известным актёром и мастером единоборств, но и создателем целого философского направления, которое он назвал «Джит Кун-До». Суть этого направления сводится к доктрине — анализируя себя, развивать в себе нужное и стараться выкидывать из практики всё ненужное.

Часть философии «Джит Кун-До» — описание стадий становления ученика. Брюс утверждал, что эти стадии характерны для боевых искусств и для различных дел из повседневной жизни. Мне показалось довольно забавным рассмотреть основные принципы «Джит Кун-До» относительно мира стратегического планирования.

Стадии становления Брюса

Брюс Ли считал, что знание и мастерство состоит из трёх стадий, которые он называл «Тремя стадиями становления или развития». Естественно, у каждого человека их проявление может быть индивидуальным, но базовые и фундаментальные принципы всегда останутся неизменными.

Я привёл описания этих стадий, которые Брюс Ли давал применительно к Кунг-Фу, и провёл аналогию с молодым стратегом, который только начинает путь профессионального развития.

Первая стадия

Это стадия примитивности, состояние первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве единоборства. В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли. Конечно, он, возможно, действует ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и защите.

Эту стадию обучения Брюс описывал емкой фразой «ты не знаешь, чего не знаешь». Стадия «примитивности» — это полное незнание предмета, с которым имеете дело. В этой стадии обучения любое действие инстинктивно, а реакция естественна.

У человека в этой стадии возникает ложное ощущение, что исследуемая область не представляет собой ничего сложного, а успешная практика возможна без глубокого и детального изучения базовых основ.

Проводя аналогию со стратегическим планированием, в этой стадии обучения молодой специалист делает стратегию, полагаясь на собственную интуицию о том, что такое стратегия, как бренд должен выглядеть и проявлять себя. Он бессознательно копирует какие-то известные отраслевые кейсы или мысли, подсмотренные в чужих блогах и статьях о стратегии.

В его работе нет строгой логики и глубокого понимания. Он отвергает или подвергает сомнению теорию. В работе он смотрит презентацию «старших товарищей» и бессознательно копирует их логику слайд за слайдом, применяя её к своей проблематике.

Постепенно, приобретая опыт, ученик переходит на вторую стадию развития, которую Брюс называл «механической».

Вторая стадия

Стадия изощрённости, или «механическая» стадия, начинается во время тренировок и изучения теории. Ученику объясняют, как правильно блокировать удары, наносить их, работать руками, ногами, стоять, дышать. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия непроизвольны.

Его ум может «застыть» во время различных движений, чтобы рассчитать и проанализировать действия. Положение делается ещё хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне реальной действительности.

Это самая болезненная и тяжелая стадия обучения. Человек переходит к ней, когда понимает, что предмет обучения на самом деле состоит из базовых принципов и законов. А их изучение лишает человека естественности и раскованности в практике.

Брюс описывает, что молодые бойцы этой стадии во время боя могут «зависать», анализируя, как правильно ответить на действия соперника. Ли отмечает, что вторая стадия — «необходимое зло», так как именно она формирует у молодого ученика правильные нейро-мышечные связи. Позже они перейдут в подсознание и останутся там навсегда.

Для стратега эта стадия также может быть связана с определёнными сложностями. В этом время стратег понимает, что один и тот же инструмент не подходит для решения различных задач и обучение только по анализу чужих кейсов и презентаций не даёт всех ответов.

Он также понимает, что для эффективной работы недостаточно просто спросить в группе «стратеги» отчёт с последними отраслевыми трендами, а сама профессия состоит из множества теоретических основ, которые неминуемо приходится изучать.

Брюс описывал, что некоторые ученики иногда «застревают» годами на этой стадии, превращаясь в «вечных студентов». Люди «застревали» в попытке найти один универсальный способ во всём многообразии различных техник и практик. Для таких учеников сам факт изучения какой-либо теории или инструмента становится важнее, чем смысл его применения.

В маркетинге и стратегии также есть подобные примеры, когда инструмент начинает «владеть» человеком. Иногда это может выражаться при работе стратега с каждым клиентом и каждой задачей.

Например, использовать теорию архетипов, Censydiam или семиотику, даже если они абсолютно не нужны. Иногда эта особенность может приобретать очень болезненные формы, которые граничат с профессиональной деформацией.

Третья стадия

Стадия «безыскусности» наступает после многих лет тяжёлого труда. Ученик осознаёт, что Кунг-Фу не представляет собой ничего особенного. Он приспосабливается к противнику, подобно воде, — когда она давит на глиняную стенку сосуда.

Вода протечёт через малейшую трещину. Не нужно пытаться что-то сделать. Только быть бесцельным и бесформенным, как вода. Применение всех классических приёмов и стандартных стилей сведено до минимума, если вообще не отброшено — преобладает несущественность. Ученик больше ничем не ограничен.

На этой стадии человек возвращается к своему истинному «я». Он хорошо осознает суть, базовые принципы и границы своей профессии. Отбрасывает всё лишнее и продолжает развитие своих сильных сторон. Именно на этой стадии ученик «становится водой».

Стратег на этом этапе понимает, что в его профессии нет ничего сложного. Понимает, что за большинством инструментов скрывается одна и та же суть. Вместо того, чтобы копаться в изучении новых практик, стратег решает проблему используя те средства, которые необходимы для решения.

Его действия кажутся абсолютно простыми, выполненные без усилий. Но вся его работа построена на мощной логике и глубоком понимании текущей ситуации.

По мнению Ли, лучшими учителями и наставниками становятся те, кто остановился на второй «механической стадии». Брюс описывал, что новичкам очень сложно учиться у тех, кто находится на стадии «безыскусности».

Такие люди не могут объяснить, почему делают то, что делают. А их подход к решению проблемы давно преобразован «под себя». Сама попытка объяснить природу своего поведения только раздражает их, а большинство вопросов кажутся очевидными и не требующими объяснений.

Научное обоснование теории Брюса Ли. Эффект Даннигна-Крюгера

Идеи и мысли, описанные Брюсом перекликаются с исследованием психологов Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга. Результаты их исследования получили название «эффект Даннинга-Крюгера» и вошли в список часто встречаемых когнитивных искажений.

В интернете есть масса статей, описывающих «эффект Даннинга-Крюгера» простым языком. Но я очень советую ознакомиться с оригинальным отчётом об исследовании, который описывает методологию и промежуточные результаты тестов.

«Эффект Даннинга-Крюгера» заключается в том, что менее компетентные люди имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем по-настоящему компетентные люди. Даннинг и Крюгер в своей работе ссылались на высказывания Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела.

Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание.

Чарльза Дарвина

Одно из неприятных свойств нашего времени заключается в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы. А те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

Бертран Рассел

В ходе экспериментов учёные доказали, что для людей с низким уровнем квалификации характерны следующие черты:

  • они склонны переоценивать собственные умения;
  • они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

Удивительно, что у графического отображения этого парадокса есть прямая аналогия с основными переживаниями и ощущениями, которые Брюс Ли описал за 30 лет до проведения первых научных экспериментов.

У компетентных людей возникает противоположная реакция — они склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Иногда эта особенность может выражаться в абсолютно экстремальных формах вроде «синдрома самозванца».

Похожий эффект описал Сократ в своей знаменитой фразе: «Я знаю, что ничего не знаю». По легенде, когда Сократ произносил её, он рисовал своим ученикам веточкой на песке две окружности, которые показывали количество знаний у Сократа и его учеников. Весь остальной песок вокруг окружностей отражал те области знаний, которые ещё не были изучены Сократом.

По формуле, известной каждому из нас, можно легко посчитать, что чем больше площадь круга «области знаний», тем больше площадь взаимодействия с областью «незнаний». Этой простой метафорой Сократ объяснял удивительный парадокс, который, по заверениям Даннинга и Крюгера, формируется у любого высококвалифицированного профессионала.

Понимание этого когнитивного искажения в своё время дало мне много ответов на вопросы про самого себя. Я вспомнил, что ещё со студенческих лет был довольно дерзким выскочкой, потому что начал читать книги по маркетингу в старших классах школы. Ко второму-третьему курсу я стал абсолютно невыносимым студентом, который спорил со всеми преподавателями по всем темам и вопросам сразу.

Скорее всего, «пика глупости» я как раз достиг ко второму курсу университета. Я бы с радостью сегодня извинился перед преподавателями за своё поведение в те годы.

В этом году будет 15 лет, как я читаю книги по маркетингу и работаю в профессии. А количество вопросов требующих ответа с каждым годом становится всё больше.

Путь обучения стратега

Из всего вышеописанного можно сделать конкретные выводы.

Начинающему стратегу очень важно быстро пройти первый этап своего обучения и развития. Именно внутреннее ощущение «всезнайства и очевидности» — гигантский барьер для последующего профессионального развития.

Брюс Ли и его философия «Джит Кун-До» строились на том, что мастер не может дать советы «как надо», но может показать «как не надо». Всю работу над собой человек должен делать самостоятельно. Никто не способен научить человека быть мастером.

Я слегка модернизировал простую философию «Джит Кун-До» для стратега и описал три простых правила «как не надо».

1. Не изучайте инструменты. Изучайте базовые принципы

«Сенсидианы», архетипы, «мэппинги», лестницы и лифты бренда — это всё бесполезная ахинея, если вы не понимаете, зачем нужен маркетинг в рыночных отношениях.

Подготовьте себе базу. Классическая теория — это фундамент для последующего развития. В какой-то момент вы всё равно к этому вернетесь. Лучше сделать это пораньше.

Вы никогда не встретите физика, выступающего с лекцией «Правда о средневековых физиках или почему Ньютон был неправ». Такого отношения к своей истории нет ни в одной профессии мира, кроме маркетинга. Отрицание основ профессии — это невежество. Прочитайте и поймите Котлера перед тем, как перейти к его критике.

В письме Джорджу Ли Брюс писал о необходимости добираться до сути вещей, которая и есть основа для дальнейшей «свободы».

Если вы нашли что-то, что вам нравится или касается вас, разберитесь в этом ступень за ступенью, пока не доберетесь до самой сути — самоочевидного первичного элемента, который обеспечивает эффективность.

Как только вы обнаружили этот элемент, вы можете начинать импровизировать в пределах этих параметров эффективности. Усовершенствуйте его для большего соответствия вашему личному темпераменту и естественному ходу жизни.

Важно понять, что стратегия — это образ мышления, а не набор инструментов. Образу мышления нельзя научить, его нужно формировать. Маркетинг, брендинг, коммуникации — это сферы применения стратегического мышления.

2. После обучения смените круг общения

Не важно, где вы учились: университет или рекламная школа. Важно помнить, что ваше окружение — ваш потолок. Обратите внимание на истории великих спортсменов. В них почти всегда есть важная деталь — мальчик (или девочка), которому было восемь лет. Он тренировался с детьми, которым было 10-11 лет. Или младшая сестра тренировалась и играла в теннис со спаринг-партнёрами старшей сестры.

После обучения постарайтесь попасть в круг практиков вашей профессии и сократите общение со студентами. Это поможет быстрее «окунуться в реальность» и не зависнуть на стадии новичка.

Такая же история с вашими учителями и менторами. Не бойтесь идти дальше, если понимаете, что он перестал давать вам новое. Я очень люблю японскую поговорку: «Мальчик становится мужчиной, когда начинает видеть недостатки своего отца».

В ней много правды, которая полезна для динамичного роста. Ищите тех, кто на две головы выше вас, учитесь у этого человека и начинайте искать дальше.

Этот совет касается профессиональных отношений, а не человеческих.

3. Не преподавайте раньше времени

Мир маркетинга удивителен. Вы оказались частью команды, которая сделала успешный проект. Вот вы стоите на сцене и рассказываете о своём опыте. Потом второй раз. Третий. Так вы навсегда потеряли ощущение «студента» и информационного голода.

Очень важно в своём развитии чувствовать, что те взгляды и мысли которые были у вас несколько лет назад сегодня трансформировались во что-то новое. Это значит, что вы профессионально растёте. Будет открыть для себя в профессии что-то новое, если вы раз в неделю публично объясняете что-то другим людям.

Не преподавайте раньше времени и не читайте лекций. Не тормозите своё профессиональное развитие и сохраняйте ощущение «студента» внутри. Ищите ответы на вопросы, которые должны постоянно у вас возникать. Если у вас появилось ощущение, что всё в профессии просто и понятно — вы глубоко заблуждаетесь.

Пара слов для завершения

Теория Брюса довольно проста. Но в то же время в ней много откровений, которые помогают смотреть на себя трезвым взглядом. Способность правильно оценить, какой ты профессионал, может стать очень мощным драйвером для дальнейшего роста.

Мой телеграм-канал о стратегическом маркетинге и бренд-менеджменте СТРАТОСФЕРА

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Когда круг знаний стратега достаточно велик, одним из важнейших навыков для дальнейшего "выживания" становится делегирование. Граница "незнания" становится настолько протяжённой, что нужно уметь сказать себе: "Я этого не знаю и в это уже не полезу. Вот есть Маша - пусть она занимается этим вопросом". Таким образом, при грамотном подходе бездна незнаний нивелируется правильным делегированием.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фатеев

Этот подход применим к области предпринимательства. Но не 100% подойдёт для «профессий» так скажем... Есть тысячи профессий, где специалистам надо вникать глубже и глубже в свои профессии.

Вряд ли специалист, например врач, юрист, айтмшник в какой то одной своей сфере, может сказать пусть в этой сфере дальше разбираться «Маша». Если же он так подходит к делу, то уже больше встаёт на путь предпринимательства.

Но в целом это всё софистика, есть специалисты где полностью ваш подход применим, есть где не применим...

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Не только в предпринимательстве. В науке есть возможность делегировать часть специфических расчётов коллегам. В айтишных командах делегирование используется регулярно, рулит команда, а не один супер-звёздный гуру. Юристов лично знаю, которые фокусируются лишь на самом важном, а для специфических областей привлекают нишевых экспертов, не говоря уже про процесс делопроизводства, который всегда делегируется.

Нежелание объединяться и делегировать - это часть гордыни ("я офигенный, должен сам всё знать, потому что больше никто это хорошо сделать не сможет").

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фатеев

Ну вы сами сказали есть супер-звездные гуру, они такими бы не стали если бы на определенном этапе начали «всё что дальше» делегировать.

Работаю сейчас в юридической компании и очень хорошо знаю IT сферу, выполнение проектов всегда командная работа. Но в этих командах специалисты из разных сфер, которые углубляют знания не в ширь (так как на это и есть команда), а в глубь, так сказать.

Надеюсь вы поняли про что я, когда расширяешь знания в глубь одной отрасли/вопроса/знания.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Да, понял. В пределах одной отрасли, конечно, никуда не деться. Свою экспертизу непрерывно углублять приходится.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Alexey

Прочитали ? подумали ? почитайте следующую статью, все равно ничего не примените

Ответить
Развернуть ветку
Ильич Гватемала

- ты тупой
- нет, просто я целеустремлённый

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лев Бондаренко

Невероятно интересная статья! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Миллер
Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда