[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Ludmila Kudryavtseva", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0431\u043b\u043e\u0433\u0438","\u0438\u043b\u044c\u044f_\u0441\u0435\u0433\u0430\u043b\u043e\u0432\u0438\u0447","\u0430\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439_\u0432\u043e\u043b\u043e\u0436","google","\u044f_\u0440\u0443","\u044f\u0440\u0443\u0448\u0435\u0447\u043a\u0430"], "comments": 20, "likes": 15, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4248" }
Ludmila Kudryavtseva
6 238

Людмила Кудрявцева, Start Fellows: О закрытии блог-платформы «Яндекса»

Координатор Start Fellows Людмила Кудрявцева написала для ЦП колонку на смерть блогов «Яндекса», проводя параллели с Google+ и рассуждая о том, почему «взлетают» или не «взлетают» те или иные проекты.

В июне 2014 года «Яндекс» объявил о закрытии блогового сервиса «Я.ру», который появился весной 2007 года. Сам «Яндекс» в пресс-релизе утверждает, что популярность «Я.ру» пошла на спад в 2009, после того, как сервис вошел в четверку крупнейших блогхостингов Рунета. Якобы как раз в это время начали набирать популярность социальные сети, люди начали уходить в них из блогов.

Однако, здесь «Яндекс» лукавит. Отказ развивать «Я.ру» был сознательным решением компании. В 2010 году Илья Сегалович говорил о сервисе буквально следующее:

Она, к сожалению, растёт. Мы не знаем, почему она растёт, и не очень знаем, что с ней делать. В один момент мы приняли решение никак ее не развивать. Потому что не знаем, ни как это можно монетизировать, ни куда это можно двинуть, ни для чего это нам нужно. Но может, еще поймем.

— Илья Сегалович, сооснователь «Яндекса»

В том же 2010 году Аркадий Волож утверждал следующее: 

Мы не строим свою собственную социальную сеть. Мы не опасаемся их, мы с ними дружим: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Mail.ru. Они дают нам свои фиды, мы выдергиваем профили оттуда открытые...

— Аркадий Волож, сооснователь «Яндекса»

В том же году Волож объяснил, почему именно «Яндекс» не занимается социальными сетями: 

Нам самим этот рынок менее интересен, ведь нашей специализацией является информация. Я знаю, как запускать новые технологии и сервисы. А социальные сети — это совсем не про это, это про тусовку. Мы интроверты: сидим себе и стучим по клавишам. Чтобы развлекать массовые аудитории, нужно быть другими.

— Аркадий Волож, сооснователь «Яндекса»

Аркадий Юрьевич не стал единственным человеком, который высказывал похожие идеи о необходимости особого склада ума и характера для успешной разработки социальных сетей. В 2014 году аналогичное откровение догнало наконец Сергея Брина, сооснователя Google, под крылом которого пыталась развиваться Google+. 

Мне не стоило вообще как-то участвовать в разработке социальных сервисов, потому что я не очень социальный человек. И вообще, я странный.

— Сергей Брин, сооснователь Google

Гораздо подробнее мысль раскрыл Игорь Ашманов, когда комментировал запуск Google+: 

... для того, чтобы что-то продвинуть в мире массовых социальных сервисов, нужно чувствовать нутром, собственно, массового пользователя. Резонировать с ним. Чувствовать его няшность, наивность и лоховатость, любить его за эти свойства. Насколько я могу судить, в «Гугле» и «Яндексе» таких людей нет или их очень мало. Там — интеллигенция. Там ценится ум-разум, сложность, математика, хитрые интеллектуальные трюки, а не понимание того, какие свиньи и коровы девятого уровня вызовут восторг у офисного планктона и подростков. 

<…>  Они (Брин и Пейдж — прим. Л.К.) еще могут понять и технически поддержать прагматические, разумные потребности пользователя: найти, сориентироваться на местности, купить, сэкономить. Но не потребности «выключить моск», поболтать на глупые темы, разместить вызывающую фотку, познакомиться с парнем, приврать про себя, пофлиртовать, позлословить, обвешать себя цацками, зависнуть в глупой игре. 

P.S. Кстати, в социальную сеть от Apple я бы больше поверил. Они как раз из этой сказки, как легко видеть на примере айфонов и айпадов. 

— Игорь Ашманов, «Ашманов и партнёры»

Тем временем, из Google+ в апреле сего года ушёл веселый индус Вик Гундотра, с самого начала возглавлявший развитие этого продукта. После чего по прессе поползли слухи о закрытии Google+. Сам Google слухи опровергал, но интереснее не то, что компания говорила, а то, что она делала.

Google+ презентовалась не как «социальная сеть», а как «социальный слой», который должен был охватить и связать все сервисы Google, обогатив их информацией о пользователях и об их взаимодействии. Поэтому в социально-поисковый рай Google загонял людей буквально пинками. Например, попытался разрешить комментировать ролики на YouTube только тем, кто привязал к нему свой профиль в Google+. Если вы когда-нибудь читали комментарии на YouTube, то, наверное, понимаете, почему типичный их автор не горел желанием самовыражаться от своего настоящего имени (которое обязательно в Google+). Да и вообще, люди не любят, когда их в чем-то внезапно ограничивают.

Google был вынужден отказаться от этой меры. Не столько под давлением общественного негодования, сколько потому, что объяснение — борьба со спамом — оказалось неубедительным, спама стало намного больше.

Итак, что же делает Google после ухода Гундотры? Он убирает возможность из поисковой подсказки перейти сразу на страницу Google+ (ради которой из поиска был убран оператор “+”). Google сильно урезает информацию об авторах постов, которая берется из соцсети и показывается в выдаче поисковика. Идея была прекрасная — выдавать людям в поиске не какие-то статьи непонятно каких авторов, а снабжать ссылки информацией об авторах — чтобы, например, по фотографии сразу можно было опознать в авторе известного колумниста и понять, что материал заслуживает доверия. Или увидеть, что у автора огромное количество подписчиков в Google+ и сделать выводы. Тот самый социальный слой, суть идеи, ради которой всё делалось.

Зато у Google+ бурно развиваются функции, связанные с фотографиями. Собирание в истории, автоматический выбор лучших, автоматическая загрузка, автоматическое склеивание в гифку… А у «Яндекса», тем временем, цветут и пахнут fotki.yandex.ru, никто их не собирается закрывать. Интересное совпадение. Впрочем, оффтоп.

Итак, на примере «Я.ру» мы отчетливо видим, а на примере Google+ начинаем подозревать, что для того, чтобы запустить такой вроде бы понятный, нужный всем категориям пользователей сервис, как соцсеть, недостаточно неограниченных ресурсов, воли высшего руководства, участия талантливых разработчиков.

А нужно что-то непонятное. То ли понимание своего пользователя. То ли похожесть на него. То ли наличие сходных потребностей…

Похож ли на своего среднетипического пользователя Павел Дуров? А Цукерберг? Что-то тут не так.

Интересно, что сразу после запуска «Я.ру» была доступна по инвайтам. И там вели блоги очень много сотрудников «Яндекса». Поэтому с горящими глазами и пеной на губах за инвайтами носились «сеошники». Они очень любят «яндексоидов» и очень хотят быть везде, где есть они. В результате сформировалось первичное ядро весьма гиковатых и далеких от народа пользователей, которые искали баги и придумывали фичи.

«Я.ру» была совершенно прекрасна во множестве отношений. Хочется даже использовать чеканную, времен соцреализма, формулировку «опережала своё время». Там были упоминания пользователя с уведомлением ему (это называлось «призвать в комментарии»). Там была возможность не просто зафрендить или отфрендить, а «подружиться (или поссориться) в ответ на...». То есть, вот пост, его можно прокомментировать, а можно в ответ на него поссориться с автором, и, конечно, добавить при этом комментарий.

Это очень способствовало выплескам эмоций и активным дискуссиям. Помимо постов, была возможность написать коротенький статус, чтобы он висел сверху. «Я.ру» была скорее гибридом соцсети и блогхостинга — хочешь, посты пиши с заголовками, тегами и форматированием, хочешь — фоточки грузи и общайся бурно. Был вишлист (интегрированный с «Яндекс.Маркетом»). Экспорт в и импорт из.

Была геймификация — за все действия давали баллы, от которых росло «ку». Была запущена легенда, что по достижению «ку» в размере 90 баллов пользователь сможет «удалять любые комментарии в любом дневнике».

Для новичков «ку» росло очень быстро, чем дальше — тем медленнее. За каждое действие давался все меньший кусочек балла. Достичь 90 баллов, естественно, было невозможно. Зато по достижению каждого следующего балла пользователю на сутки рисовалась корона над аватаркой. И все его в комментариях поздравляли (забавно, но буквально в этом году «Одноклассники» запустили нечто похожее — стали награждать за использование разных функций).

Паблики там назывались «клубами», администрация сервиса поддерживала клуб для новичков, где коммьюнити-менеджеры по имени Антон Добрая Душа и Галочка-Цветочек терпеливо, не хуже поддержки «ВКонтакте», объясняли, какую кнопочку зачем нажимать, и клуб для фич и багов. Которые, будучи предложенными, с удивительной регулярностью реализовывались и чинились соответственно. И вообще, было ощущение, что занимающихся «Я.ру» сотрудников «Яндекса» внезапно выпустили из-за станков на цветущий луг, разрешили там ловить бабочек и сталкивать друг друга в ручей.

Потом, конечно, загнали обратно. То есть, получается, «Яндекс» мог, но не хотел. А Google со своим «Плюсом» очень хотел, но пока, кажется, не смог.

Тем временем, во «ВКонтакте» успешно работает разработанный внутри компании поиск по постам — полнотекстовый, с морфологией. И по фотографиям с учетом географических координат. По комментариям, по ссылкам, по упоминаниям. А Facebook нахантил людей из Google, и они ему разработали Graph Search, который тоже по-своему прекрасен, да еще и обещает вот-вот начать искать по постам.

У меня есть наивная девичья версия ответа на вопрос «в чем же принципиальная разница построения поисковиков и социальных сетей». Она такая: поисковик надо действительно строить. Продумывать и разрабатывать сложную технологическую структуру. Совершенствовать формулу релевантности, работу которой можно оценить как «да/нет», «нашло/не нашло».

А соцсеть должна вырасти случайно. Сама. Неожиданно для собственного создателя. Как-то так внезапно развернуться из выпускного альбома или вузовского форума в интернациональный многомиллионный ресурс стратегической важности. Потому что тут технологии — не главное.

Рискну предположить, что остальные типы интернет-сервисов, и вообще стартапов, бизнесов, тоже можно поделить на те, что от головы, и те, что от сердца. Вот, например, СМИ — их от чего правильнее развивать? И вообще, всё ли можно просчитать, всё ли нужно просчитывать?

Сейчас все очень любят читать и репостить вдохновляющие истории стартапов. «Я начала вести блог о том, как учить ребенка плавать, потому что мне это было очень интересно, и как-то постепенно этот блог перерос в три контентных проекта для мам, два интернет-магазина и веб-студию» (почти точная история одной моей знакомой, у нее всё очень хорошо). И человек, вдохновленный, на коленке создает магазин запчастей для 3D-принтеров, потому что ему это интересно — а, может быть, лучше было бы закопаться в циферки? Оценить количество конкурентов? Ну и всё такое?

А может быть, всё это ерунда, и любой бизнес должен быть от головы. Но это было бы слишком скучно.

#Колонка #яндекс #соцсети #блоги #Илья_Сегалович #Аркадий_Волож #Google #Я_ру #ярушечка

Статьи по теме
«Яндекс.Маркет» запустил систему предоплаты товара без перехода на сайт магазина
Что будет с Google+ после ухода его создателя
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления