[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0430_\u043a\u0430\u043a_\u043d\u0430\u0434\u043e"], "comments": 9, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4250" }
Редакция vc.ru
4 836

Артем Завьялов, Endorphin: 8 уроков из прошлого в будущее

IT-предприниматель и сооснователь стартапов Endorphin и Crediograph Артем Завьялов написал колонку о жизненных уроках, которые он вынес из своих проектов. С разрешения автора ЦП публикует полностью.

1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не врите самому себе  

Вы можете врать всем вокруг, но не себе. Многие, очень многие стартаперы живут в иллюзиях, что их проект действительно кому-то нужен, а в первую очередь, им самим. Будьте честны с собой, прислушайтесь к себе, не слушайте лесть друзей, коллег, знакомых и ответьте на вопрос:

Пользуюсь ли я своим собственным продуктом?

Не «пользовался бы», а «пользуюсь ли»? 

  • Если вы делаете b2c продукт, то являетесь ли вы активным его пользователем и евангелистом? 
  • Если вы делаете b2b сервис, то использует ли ваша компания ваше же решение для бизнеса, и насколько оно для вас эффективно? 

Если ответ «нет», то это очень серьезный повод задуматься уже прямо сейчас над вопросом: «Не х##ню ли я делаю?». Делайте продукт для себя, решайте проблемы, которые вам близки, будьте самым верным пользователем своего собственного продукта.

2. Занимайтесь тем, что для вас важно, тем, в чем вы видите свою миссию 

У каждого человека свои звезды 

Бизнес ради бизнеса, бизнес ради денег, бизнес ради славы  —  это плохо. Идея крутая, продукт хороший, море клиентов, нет миссии = депрессия.

К примеру, вы делаете b2b рекламный проект для брендов, но при этом в глубине души считаете рекламу истинным злом. Задумайтесь о миссии еще на берегу. Недаром так часто в США инвесторы спрашивают тебя: «А что этот проект значит лично для тебя? Зачем ты все это делаешь?» — и они определенно не ждут ответа, что вы хотите заработать все деньги мира.

Хотя бы для самого себя у вас должен быть простой и понятный ответ на вопрос:

Зачем я это делаю? Этим бы я занимался, если бы точно знал, что мне осталось жить всего пару месяцев?

Это, конечно, крайность, но тогда задумайтесь, чем отличается ваше «предпринимательство» от наемного труда, если у вас нет никакой миссии и вы делаете то, что вас не цепляет — не то что за мертвое, но и за живое.

Сейчас я помогаю в развитии крутейшему образовательному сервису Eggheado, и делая это, я понимаю, зачем и с какой целью. Просто миссия проекта полностью совпала с моей.

3. Берите в команду неопытных, но единомышленников

Вы красивые — но пустые. Ради вас не хочется умереть 

Берите в команду молодых, неопытных, но с горящими глазами. Самый главный критерий — насколько претендент с вами на одной волне, насколько он схож с вами во взглядах на мир, даже самых житейских. От этого зависит его мотивация, настроение и комфорт в будущем.

В стартапах не место сотрудникам, которые в поисках стабильности, определенности и спокойствия, таких людей нужно фильтровать и желательно еще на этапе собеседования.

4. Запускайтесь быстро 

— А на той планете есть охотники? — Нет. — Как интересно! А куры есть? — Нет. — Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.

Продукты, которые не запускаются через полгода после начала разработки, с каждым днем имеют все меньше и меньше шансов быть в принципе законченными. Я не сторонник идеи запускать некачественный продукт, лишь бы побыстрей. Я — перфекционист и люблю, чтобы все было идеально. Но при этом еще нужно понимать, что все на свете сделать не получится, так же как не выйдет создать идеальный продукт с первой попытки — нужно уметь выделять самое главное и от чего-то отказываться.

Для морального духа, для мотивации, для равновесия крайне важна динамика происходящего, важно видеть результаты проделанной работы.

Поэтому делайте MVP или MDP, запускайте его максимально быстро и проверяйте свои гипотезы реальным, хоть и не идеальным, продуктом.

5. Идите в поле — не живите в скафандре

Все дороги ведут к людям 

Не сидите в своей ореховой скорлупе, создавая продукты для мифических людей. Перед тем, как начать что-либо делать, пообщайтесь с ЦА вашего будущего продукта. Расспросите их о том, существует ли в действительности та проблема, которую вы хотите решить, насколько часто они с ней сталкиваются, насколько она болючая и как они видят ее идеальное решение.

Вы удивитесь, как много нового вы узнаете и, возможно, увидите совсем другую сторону вопроса.

Но главное правило — не слова о проекте! Задавайте людям вопросы, ответы на которые будут подтверждать или же опровергать ваши гипотезы.

6. Формируйте привычки

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету 

Не решайте проблемы, которые возникают у людей очень редко. Не забывайте, что это значит, что они с такой же частотой будут пользоваться вашим продуктом. И, скорей всего, о нем забудут, когда проблема снова их настигнет.

Создавайте продукты, которые формируют привычки, желательно, полезные.

7. Не бойтесь меняться кардинально

Человек умирает тогда, когда перестает меняться, а смерть — это только формальность 

Очень часто в жизни стартапера наступает момент, когда он понимает и начинает чувствовать, что что-то идет не так. В этот момент очень важно не побояться все изменить, какими бы кардинальными не были эти перемены.

Если не верите мне, поверьте Генри Форду.

8. Быстро и беспощадно принимайте решение о завершении проекта

Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь… 

Иногда предприниматель может проявлять упорство, и это похвально, — но чаще всего это, к сожалению, упрямство. Стартапер уже глубоко в душе понимает, что у его проекта нет будущего, но по ряду причин не принимает важное решение:

  • страх не оправдать ожидания других: близкие в тебя верят и возлагают надежды, коллеги уважают и приводят в пример, друзья восхищаются и гордятся; 
  • жаль потраченного времени и вложенных усилий  — «проделана масса работы, но не бросить же всё»;
  • неумение признавать ошибки;
  • иллюзия, что все само собой наладится. 

Важно уметь признавать свои ошибки, быстро выносить правильные уроки и идти вперед, оставляя прошлое в прошлом.


Все цитаты (кроме цитаты Генри Форда) взяты из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери

Оригинал

#Колонка #Стартаперы #Стартап #стартапы #а_как_надо

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления