IO Technologies
2 482
Блоги

Кейс из России: HeadHunter. Как свести много Excel-ек в один удобный дашборд и начать жить

С приходом data-driven культуры в бизнес, компании стали развиваться быстрее, некоторым данный подход и вовсе помог оторваться от конкурентов на сотни шагов вперед.

Поделиться

В избранное

В избранном

HeadHunter - компания интернет-рекрутмента, состоящая из инновационных проектов HR-сферы, покрывающая все возможные нужды заказчиков: работодателей - с одной стороны, соискателей - с другой.

Максим Гомозов, Head of Digital Marketing, активно занимается развитием data-driven подхода внутри компании. Он рассказал, как HeadHunter, сохраняющий позицию лидера на HR-рынке СНГ и за его пределами, создает полезные для клиентов проекты, и о том, как data-driven подход работает в сфере HR.

IO Technologies - система аналитики, ведущий провайдер data-driven подхода в СНГ. Партнерство с HeadHunter - пример того, как можно превратить данные в инструмент ежедневного использования для всех команд в компании.

IO: Максим, над какими вопросами, связанными с данными и их использованием, вы работали, когда познакомились с системой аналитики IO?

Максим: До начала работы с вами у нас было (и есть сейчас) несколько источников данных: различные системы веб-аналитики, например, Google Analytics, SimilarWeb, App Annie и другие, также внутренние отчеты на основе кубов и сервиса Tableau. И, конечно же, у нас было безумное количество наших “любимых” Excel-ек, где было и есть немеренно данных по всевозможным срезам. Мы решили совместить все эти системы в одну.

У нас появилась возможность “подружить” разные системы в одном месте.

Аналитическая система IO понадобилась для того, чтобы автоматизировать сбор данных, представить их в удобном формате и, самое главное, сделать этот формат общедоступным, поскольку перекидывать друг другу отдельные Excel-ки - далеко не самая удобная вещь.

Плюс, мы нуждались в возможности ограничивать доступ отдельных пользователей к некоторым отчетам. Чтобы из какого-то массивного отчёта можно было предоставить доступ к фрагменту данных тем, кто в этом заинтересован.

Более того, объединяя все одним решением, у нас появилась возможность “подружить” разные системы в одном месте, что немаловажно.

IO: Какие конкуренты были у нашего решения? Почему не остановили свой выбор на других решениях? Как выбирали?

Максим: Мы не искали определенную аналитическую систему целенаправленно. Так сложилось исторически, что мы с IO впервые встретились, когда искали замену Google Analytics, которые выкатили предупреждение, что отключат нам счетчики из-за большого количества данных на бесплатных версиях.

Мы уже плотно общались с вами года 3-4 назад, IO тогда больше была похожа на систему аналитики, нежели на сет дашбордов. И вот, в середине прошлого года коллеги из IO сказали, что продукт значительно изменился, мы решили провести демо, и поняли, что это интересная история, которую можно реализовать.

Единственный ваш конкурент внутри нашей компании - это Tableau, платная версия которого у нас также есть. Но тут другая история: им пользуются сразу все департаменты в компании. А разрабатывает и дополняет продукт наша in-house команда. Тем самым, очередь на доработки и построение новых отчётов - весьма длинная.. Я же решил выводить аналитику IO под маркетинговые нужды, а также для ускорения процесса построения отчетов.

IO: Какие были сомнения?

Максим: Естественно, было страшно. Сумма договора была немаленькой, и неизвестно как бы команда IO справлялась бы со всеми задачами, насколько эффективно и качественно бы все работало. Были показаны демо, кабинеты… Но демо данные не всегда могут показательно работать со сложными кейсами или же показать сложности, возникающие при построении абсолютно новых кейсов.

IO: Мы знаем, что ваши IT специалисты используют AI & machine learning, создают чатботов, вы давно работаете с данными. Почему вы решили найти аналитическое решение на стороне, а не развивать свое?

Максим: У нас не отменена история с “инхаусом”, то есть, коллеги, у которых есть более широкий доступ к access логам и CRM-системам, создают продуктовые отчеты, которые мы пока не готовы демонстрировать вовне.

Также, поскольку у нас ограниченный штат и мы не можем быстро охватить всех пользователей, мы отдаем многие вещи на аутсорс, если это экономически выгодно. В данном случае, это было очень хорошим решением, ведь стоимость, в принципе, сопоставима со стоимостью специалиста, который занимался бы этим внутри компании.

IO: Чем HeadHunter занимается помимо развития аналитики? Какие инновационные решения собираетесь ввести в течение 2018-2019?

Максим: Упомяну пример выпущенного в этом году умного поиска по подбору вакансий на основе машинного обучения, когда наша система подбирает наиболее подходящие вакансии для пользователя, основываясь на его резюме, вакансиях, которые он просматривал и на которые откликался.

Для самих HR мы постоянно развиваем целую линейку продуктов: Talantix, Банк данных заработных плат, Clickme, Люди в цифрах, и многие другие.

В общем, у нас есть целый набор различных сервисов, включая и замечательные продукты по обучению сотрудников: Академия для бизнеса и Академия для соискателей - онлайн курсы, организованные вместе с нашими партнерами.

IO: Как решаете проблему качества получаемых данных от компаний и соискателей?

Максим: Существует двухэтапная модерация:

  • Роботизированная модерация на основе машинного обучения;
  • Ручная: у нас есть целый штат модераторов для вакансий и резюме.

При попадании резюме или вакансии в нашу базу, они обязательно проходят этап “чистки”. Благодаря этому мы располагаем наиболее адекватной и качественной базой как вакансий, так и резюме по всему рунету.

IO: Разрабатываете ли вы подобные решения сами или ищете на аутсорсе?

Максим: Такие разрабатываем сами. У нас достаточно большой штат разработки, около 120 человек, команд много, поэтому, собственно, вся часть основного продукта HeadHunter находится “инхаус”.

IO: Возвращаясь к теме аналитики, хотелось бы узнать, какими метриками вы начали пользоваться после внедрения IO? Почему не использовали их ранее?

Максим: На данном этапе мы пользуемся почти всеми теми отчетами, которые делали ранее, но только с большой долей автоматизации. Это те отчеты, которые у нас были в том или ином виде, сейчас мы их просто “дружим” друг с другом, оформляем визуально и обеспечиваем удобство восприятия.

Единственное нестандартное решение для нас - это прогнозатор выполнения плана по сеансам и по резюме, основанное на математической модели. Оно автоматизировано учитывает праздничные и выходные дни. Собственно, такая вот показательная история, когда можно в режиме риал-тайма видеть, выполняется ли план или нет, а также на какой отметке этот план должен находиться. Все остальное - это в своем большинстве визуализация и добавление более удобных элементов.

IO: Какие открытия, связанные с данными, удалось сделать в процессе получения новых отчетов?

Максим: Наша продуктивность изменилась с точки зрения времязатрат на составление и адаптацию отчетов. Также заметно уменьшилось время, затрачиваемое на помощь коллегам по получению тех или иных данных.

У нас достаточно большой штат сотрудников, который завязан с аналитикой данных: только 50 человек маркетологов. Так, данные, используемые повсеместно, должны быть выведены и показаны в первую очередь.

IO: Вы находитесь в процессе настройки отчетов. Как расставляете приоритеты в создании новых и что влияет на очередность задач?

Максим: В первую очередь, мы обращаем внимание на массовость использования отдельных отчетов. У нас достаточно большой штат сотрудников, который завязан с аналитикой данных: только 50 человек маркетологов, включая региональных. Так, данные, используемые повсеместно, должны быть выведены и показаны в первую очередь. Далее по приоритету идут вещи, требующие пристального внимания.

Приведу пример последнего отчета, который мы уже почти доделали - это отчет по мобильной аналитике. В одном месте мы собрали 4 системы - 2 системы веб-аналитики, автоматизированную систему расходов по контрагенту и excel с “правилами”, которые можно изменять вручную. Так, всегда целесообразнее и правильнее смотреть данные, собранные в одном месте, видеть корреляцию и изменения, чем скакать по разным отчетам и пытаться сопоставить все это друг с другом в голове.

Да, есть и третий кейс, который мы сейчас обговариваем, это email аналитика, которую мы хотим вынести в отдельный план. Естественные “деньгозатраты” здесь - это человеко-часы, которые наша команда потратила бы на разработку аналитического решения. Но это уже, скорее, частный кейс.

Каждый раз после запуска продукта мы собираем фидбек с его пользователей, нам открываются какие-то новые истории, которые хочется добавить. Зачастую получается, что какие-то вещи “всплывают” только после начала использования. Так и вырисовываются новые метрики, которые бы хотелось трекать дополнительно.

IO: Максим, можете ли привести наиболее яркий пример отчета, разработанный с командой IO?

Максим: Есть два таких отчета. Первый - классный кейс с отчетом по LiveInternet, где мы задействовали вашу экспертизу в краулинге сайтов, сборе кастомной статистики и визуальном оформлении. Второй - кейс по мобильным приложениям, о котором я уже говорил, где большое количество разных данных собрано достаточно компактно, красиво и “читабельно”.

IO: Насколько гладко проходит процесс вовлечения команды в работу с системой IO и дашбордами?

Максим: В целом, все прошло достаточно плавно. Мы написали небольшой туториал, чтоб люди понимали, где и что выбирать. Были несколько моментов и сложностей, например, с выбором дат в первых отчетах, но это скорее дело привычки, да и сейчас приводим этот момент ближе к типу стандартных систем аналитики. Думаю, эти вопросы будут полностью решены в скором времени.

Люди не задавали много вопросов. Были какие-то маленькие проблемы и баги, которые достаточно быстро исправлялись, но в общем, все было гладко.

Наша основная задача - перевести основные метрики и собранные данные в новый вид, а также подключить к ним различные оповещения. Наша основная задача на данный момент - это удобство работы и снижение трудозатрат коллег.

IO: Какие индикаторы успеха вы используете при работе с системой аналитики? Чего ожидаете от платформы?

Максим: Сложно ответить на данный вопрос, поскольку на данный момент наши отчеты - это те, которые мы переводим в более удобный вариант просмотра. Сейчас мы только на старте развития системы дашбордов в IO, и я думаю, что о конкретных индикаторах, которые будут давать нам некие “wow эффекты”, можно будет говорить где-то через год. Сейчас наша основная задача - перевести основные метрики и собранные данные в новый вид, а также подключить к ним различные оповещения, чего мы пока еще не сделали. После этого мы будем понимать, насколько это может влиять на продажи и другие саксесс-факторы. Наша основная задача на данный момент - это удобство работы, снижение трудозатрат коллег, а также оперативное реагирование на изменения, которые стали визуально более заметны.

IO: С начала работы с IO, каких результатов Вы достигли? И как часто вы проводите срезы “было/стало”?

Максим: Мы не проводим подобных срезов, поскольку мы сейчас работаем над интеграцией новых данных и над визуализацией. Однако хотелось бы отдельно отметить некоторые приятные моменты нашего сотрудничества:

  • Качественный процесс коммуникации с представителями IO;
  • Удобная визуализация;
  • Очень быстрая работа системы.

IO: Сейчас ваша команда и компания работает со многими метриками, становясь все более data-driven, есть ли, чем гордиться?

Максим: Мы стали немножко лучше трекать конкурентов. Особенно с отчетом по Liveinternet мы смогли перевести наш фокус с ежедневной проверки глазами на анализ исторических данных, к которым можем обратиться, и увидеть картину за определенные периоды по большому количеству конкурентов.

IO: Очевидно, что hh.ru опережает конкурентов, но что является для вас фактором выставления планки? На что вы ориентируетесь, составляя планы развития бизнеса?

Максим: На самом деле, перед нами стоит одна единственная задача - быть абсолютными лидерами по всем направлениям HR, двигать это направление вперед, чем мы активно и занимаемся. Я думаю, что с помощью нашей компании HR сфера в России сократила разрыв с мировой HR сферой, от которой мы отставали чуть ли не на десятилетия, и к которой мы сейчас приблизились, а может быть даже и ушли в опережение в какой-то мере. Это достаточно действенный вдохновитель и драйвер, чтобы двигаться вперед.

При этом на данный момент мы являемся сайтом номер 3 в мире по рейтингу посещаемости, по данным SimilarWeb. Перед нами всего лишь два сайта одной компании Indeed, которая является не столько job-порталом, сколько агрегатором вакансий.

IO: Есть ли у вас ноухау по тому, как “ловить” целевую аудиторию первыми?

Максим: Ноухау - это не назвать, но да, есть, это качество. Прежде всего, мы ставим высокие ставки на качество, удобство, и на то, чтобы каждый человек в любой момент мог найти себе работу, на которой ему будет комфортно и приятно работать.

IO: Как думаете, что должно заставлять людей думать о вас как о первом ресурсе, куда нужно подать вакансию/резюме? Что говорит статистика: совпадают ли ожидания и реальность?

Максим: У людей должно по умолчанию быть в голове следующее: “Если это поиск работы, то это HeadHunter”. Не должно быть альтернатив.

Статистика это подтверждает, мы сейчас лидируем в 84 регионах РФ по количеству активных резюме за 30 дней (данные на 27 июня 2018г.). Поэтому большинство людей все-таки считает нас лидерами.

{ "author_name": "IO Technologies", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 40, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "42577", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]