Виталий Гринь
3 016
Блоги

Правила найма в блокчейн-стартап

Как выбирать сотрудников, сколько им платить и какие существуют риски

Поделиться

В избранное

В избранном

Наш "Casting Couch" на ул. Б. Новодмитровская, 36

По следам развернувшихся в русском сегменте Facebook криптобаталий, наше подразделение «производства замечательного контента для Jury.Online» отправилось в кадровый отдел и расспросило настоящих крипто-эйчаров о том, так ли всё ужасно, и как нам с этим жить дальше.

Спойлер: Да, всё ужасно.

Павел Вашпанов

Павел Вашпанов (HR Krypton.Moscow):

Если ICO занимается мошенничеством — достаточно одного программиста и пары менеджеров. Если проект действительно собирается в обозримом будущем выпустить хоть какой-то продукт, то команда одних только разработчиков будет не менее 3-7 человек

Екатерина Больбат (фото: @adazzling_ph)

Екатерина Больбат (HR Jury.Online):

Давайте говорить откровенно: если специалист, нанимаясь в блокчейн-стартап, чрезмерно акцентирует свое внимание на оформлении контракта, соц. пакете, абсолютной легальности всех процессов – он, скорее всего, не имеет никакого представления об индустрии, в которой был заявлен опыт.

Говоря о криптостартапах, будет правильнее применять не какую-то из классических сегментаций персонала (линейный, функциональный и т.п.), а «народную», которая делит 90% всех сотрудников на три типа, назовем их:

  1. Технари (программисты, team-лиды, технические директоры).
  2. Гуманитарии (менеджеры, продажники, рекламисты, PR, SM).
  3. Гуманитарии с классической экспертизой (бухгалтеры, юристы, финансисты).

Попробуем сформулировать основные риски по каждой из категорий. Пункты сгруппированы не в порядке приоритетности, а в порядке, в котором пришли в наши светлые головы

Jury.Online вид сзади

Категория «Технари»

  • Ворованное портфолио. Юные solidity-программисты частенько не брезгуют стащить у кого-нибудь пример – другой смарт-контракта, а порой и вовсе используют для этих целей общедоступные публикации. В классическом IT у тебя есть время на факт-чекинг, в крипте его намного меньше, да и сама проверка может обойтись в копеечку;
  • Деньги. Добавляя слово «блокчейн» к любой из своих компетенций, соискатель хочет получать за это двойную, а порой и тройную оплату. Сравнение с классическим IT будет выглядеть примерно следующим образом: в Москве junior, приходя в небольшой «гаражный» проект или на конвейер по производству низкокачественного кода на внешние рынки, со старта просит от 40 до 60k в месяц, такой же «специалист» на Solidity, приходя в помощь team-лиду в ICO, хочет получать от 100 до 120k;
  • Настоящие деньги. Выясняйте, на каких именно условиях соискатель работал на прошлой позиции. Если существенная часть оплаты производилась в токенах проекта – следует быть внимательным, т.к. это может являться как признаком того, что это неравнодушный увлеченный специалист, который искренне верил в успех своего проекта, так и признаком того, что на прошлом месте его экспертизу не сочли заслуживающей чего-то более весомого, чем пригоршня ничего не стоящих монет;
  • Амбиции. В классическом IT, уверенный в себе «технарь» регулярно обновляет резюме, прохаживается по собеседованиям, не забывает попросить прибавку – и это нормально. Когда речь заходит об ICO, важно понимать, что у проекта был достаточно короткий цикл жизни (либо смерть, либо переход в классическую фазу) и, если человек ищет работу на самых первых стадиях продажи токена, он подставляет свою команду и наносит критический ущерб проекту, в который был нанят;
  • Эмоции. Если соискатель чрезмерно активно демонстрирует свою увлеченность «криптой» и блокчейном, с упоением рассказывает о том, что скоро грядет революция и каждая бабушка будет оплачивать коммунальные счета биткоином – скорее всего, перед вами новичок, нахватавшийся поверхностных попсовых заголовков. Доля здорового скептицизма для технаря обязательна;
  • Увольнение. Следует быть весьма осторожным, прощаясь с высококвалифицированными технарями: их мнение и отзывы о проекте могут оказаться намного важнее вашего отзыва о нем как о сотруднике. Инвесторы и комьюнити внимательно наблюдают за поведением стартапа, и неосторожное увольнение может стать красным флагом, отпугнуть инвестора или обвалить курс.
team lead Игорь замышляет недоброе, junior developer Вася пока не замышляет

Категория «Гуманитарии»

  • Экспертиза. Отсутствуют однозначные критерии оценки экспертизы рекламиста, продажника, пиарщика. Портфолио зачастую сформировано проектами, где сам соискатель выполнял достаточно небольшую роль. В криптовалютной сфере обширного опыта и вовсе быть не может - индустрии, как таковой, пять лет отроду;
  • Репутация. Имидж отрасли на текущий момент находится между «финансовыми пирамидами» и сетевым маркетингом. Сложно осуждать специалистов, которые боятся оказаться замешанными в откровенно-мошеннических схемах, а определить порядочность стартапа не представляется возможным даже для крупных фондов. Вполне закономерно, что опытный маркетолог, для которого публичность – один из основных инструментов, старается держаться подальше от подобных рисков. Выхода два: нанимать на личном доверии и связях, либо предлагать сумму, за которую соискатель готов рискнуть своим социальным капиталом;
  • Время. Необходимость наличия в команде маркетинговой инфраструктуры зачастую проявляется на этапе, когда проект уже доказал свою жизнеспособность, а возможно, и получил первые серьезные инвестиции. Которые, как водится, надо отрабатывать, и отрабатывать максимально быстро. Соответственно, сроки выхода на позицию оказываются сжаты настолько, что нет времени нормально оценить даже профессиональные качества, не говоря уже о личных - адекватности, совместимости с коллективом;
  • Опыт. Любая новая быстрорастущая отрасль притягивает много авантюристов, криптовалюты – не исключение. Особенностью можно считать тот факт, что соискатель действительно может считаться топовым сотрудником, ни дня не проработав в крупной компании, реальном секторе, реальном бизнесе, в конце концов. Как? Запустив четыре успешных ICO. И такие примеры есть. Интегрировать такого специалиста в коллектив крайне сложно; управлять, влиять, ставить задачи – еще сложнее;
  • Опыт 2.0. Нанимать в криптовалютный стартап соискателя, отработавшего десять лет в классической корпоративной структуре (не важно, о коммерческой, или государственной структуре идет речь) – дело не менее безнадежное, чем брать человека вовсе без опыта. Привычка приходить к 9, уходить в 18, не забывать своевременно пообедать и ждать того же от коллег, часто оказывается неисцелима. Возможно, потому, что это вовсе не болезнь – это нормальная жизнь, а мы занимаемся стартапами;
  • Скорость. Банально, но если специалист действительно способен быстро обучаться и вливаться в темп команды – он на несколько голов выше абсолютного большинства конкурентов. Запомните, никто ничего не понимает в крипте. Вопрос только в том, готов ли соискатель проталкивать в голову новые знания;
  • Спекуляции. Криптохайп последних лет подарил нам некоторое количество новых bitcoin-миллионеров. Сотрудник, которого вы нанимаете, будет иметь доступ к инсайдерской информации и вполне может располагать средствами для того чтобы этой информацией распорядиться в спекулятивных целях. Он знает, когда выгодно покупать токен, и когда от него лучше избавиться, помните, что соблазн может оказаться достаточно велик;
  • Увольнение. В отличие от технарей, увольнять маркетологов легко и приятно. Но не топов. Топ может не просто навредить репутации, он может ее полностью уничтожить. Остаемся друзьями-консультантами.
"Недорогая редакция" jury.online

Категория «Гуманитарии с классической экспертизой

  • Оформление. Наименее проблемная группа сотрудников: бухгалтеры, финансисты, юристы - тем не менее требует к себе определенного внимания в части оформления трудовых отношений. Они хотят белую зарплату, соц. пакет, контракт, дающий уверенность в завтрашнем дне. Совет: просто дайте им это;
  • География. Не недостаток, а возможность. Нанимайте на эти вакансии максимально разношерстных кандидатов. Регион проживания не должен ограничиваться СНГ и Европой, покажите аудитории проекта, что с вами работают и в Азии, и в США, и в Латинской Америке;
  • Экспертиза. Не бывает локальных криптостартапов. Каждый проект в нашей сфере рассчитывает покорить весь мир. По крайней мере, он должен вести активную деятельность именно в этом направлении. Соответственно, нам нужны специалисты, обладающие экспертизой именно в международном праве, способные найти информацию об особенностях ведения бухгалтерии на самых разных рынках. Знание одного-двух иностранных языков – обязательное условие. Да, иначе никак;
  • Деньги. Требуешь работы по международным стандартам – будь готов по таким же стандартам платить.

Где искать

· Блокчейн-митапы, конференции и форумы

· Хакатоны

· На развалинах других проектов (применимо, в основном, к технарям, так как проект, вероятно, развалился не по их вине)

· HeadHunter

· Habr.com – Мой круг

· Linkedin и Telegram (и забудьте уже про Facebook – поиск там явно не из самых удобных, да и вся IT-тусовка прочно сидит в LI)

Лайфхак напоследок

На время закрыть себе доступ к HH, выйти из зоны комфорта и тестировать новые инструменты

{ "author_name": "Виталий Гринь", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 32, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "43123", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]