{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Стартап дня: сервис для автоматизации и поддержки складов Ocado

Сервис помогает торговым сетям, а взамен получает долю от оборота.

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Английский стартап Ocado уже в 2010 году заслуживал хвалебного обзора. Он тогда вышел на IPO и превратился в ориентир для продуктовых онлайн-магазинов мира: «Такие же, как мы, а уже на бирже». Бизнес-модель и продукт стартапа были идентичны московскому «Утконосу»: пользователь накликивает корзину в веб-интерфейсе или приложении, а на следующий день привозят заказ.

Ocado сам занимался закупками и логистикой, работал как классический интернет-магазин — никаких признаков маркетплейса. На IPO бизнес оценили в $1 млрд, к концу 2017 года капитализация была около $2 млрд. Это справедливая оценка по текущим показателям: лидерство в онлайне, но доля всего около процента, если учесть офлайн-рынок. Выручка росла на 10-15% в год, была небольшая прибыль.

Для стартапов — образец успеха, среди миллиардных компаний — скука, консервативная часть портфеля. И тут мир изменился. Крупные сети осознали, что в доставке — будущее, и начали запускать онлайн-витрины всерьёз, а не для галочки, как делали с начала нулевых.

Для бизнеса Ocado — это серьёзная угроза. Обороты у традиционных игроков больше, закупочные цены, следовательно, ниже; мобильное приложение они рано или поздно напишут красивое; кросс-промо, онлайн-офлайн действительно работает — долгосрочно независимому интернет-игроку ловить нечего. Разве что успеть продаться, время мастодонту сэкономить, сделать сделку Amazon с Whole Foods наоборот.

Ocado придумал способ лучше. Они десять лет в бизнесе, а суть доставки продуктов — управление складом. В автоматизации и поддержке складов Ocado имеет огромный опыт и наработанные технологии. У сетей прямого аналога нет, их логистика работает совсем по-другому: через полки магазинов — это и мешало всегда онлайн-подразделениям.

Экспертиза Ocado уникальна или почти уникальна — в онлайне продуктовые ритейлеры такого масштаба если и существуют, то их в мире по пальцам одной руки можно пересчитать. И теперь компания свой опыт продаёт. Ocado договаривается с торговыми сетями, те строят склад, Ocado его автоматизирует и обслуживает за долю оборота.

Партнёр экономит годы на набивании шишек, получает зависимость от поставщика на десятилетия, но обгоняет конкурентов — некоторые сделку считают выгодной, контракты заключаются. Самый громкий запуск случился весной с американским Kroger. В итоге Ocado из продавца продуктов превращается в ИТ-бизнес, биржа такие метаморфозы любит. За 2018 год капитализация компании выросла с $2 млрд до $7 млрд.

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда