Евгений Рабцун
36
Блоги

Саморегулирование в здравоохранении. Альтернативный метод отраслевого управления - не вместо, а вместе

Чтобы разобраться в смысле и предназначении института саморегулирования целесообразно окунуться в теорию государства и права, и обратится к термину «государство» и «управление государством».

Поделиться

В избранное

В избранном

Единой, общепринятой в мире, характеристики термина «Государство» не существует, но если аккумулировать и излагать кратко, то: государство – это организация политической власти, осуществляющей управление обществом и обеспечивающей в нем порядок и стабильность.

Управление государством – управление обществом, организуется двумя методами:

  • методом государственного регулирования (управления);
  • методом саморегулирования (установленного законом).

Государственное управление (регулирование) - это деятельность органов государственной власти и должностных лиц, реализуется посредством нормативно-законодательных актов и основано на принуждении, под страхом наказания. Саморегулирование – это инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, которые самостоятельно, по своему убеждению, устанавливают стандарты и правила профессиональной деятельности и соблюдают их на основе доброй воли, исходя из принципа целесообразности и эффективности.

Развитие института саморегулирования характерно для тех государств, которые придерживаются концепции «зрелого общества», когда признается, что государство – это не только власть над народом, но и сам народ. Поэтому вопрос развития института саморегулирования находится в русле развития самого государства, его зрелости (уровня развития). Сомневаться в том, что институт саморегулирования «приживется» - это значит сомневаться в зрелости государства, в зрелости самосознания народа, общества.

В России саморегулирование – это красивая идея, проводимая в жизнь в рамках административной реформы, направленной на повышение эффективности управления государством. В основе замысла: зрелое государство как эффективное сочетание двух методов управления государством: государственное регулирование + саморегулирование. Считается государство созрело, саморегулированию дается «зеленый» свет.

Тексты документов о саморегулировании, вышедших «из под пера» Правительства РФ, говорят о том, что в рамках этой административной реформы будет создан эффективный институт саморегулирования, которому будет передана часть избыточных функций выполняемых органами исполнительной власти, в результате чего функции исполнительной власти будут оптимизированы. Развивать саморегулирование поручили отраслевым чиновникам - так был заложен конфликт между государственным управлением и саморегулированием.

Я ни разу не встречал должностных лиц в органах исполнительной власти, которые бы признали свои функции избыточными и неэффективными. Функции других чиновников – да, но, чтобы чиновник признал свои функции избыточными, и готов был их оптимизировать, передав в СРО - нет, такого не встречал.

В условиях противопоставления, ожидать поддержки развития института саморегулирования со стороны отраслевых органов исполнительной власти не приходится, а сопротивление развитию, и неприятие саморегулирования – да, оно будет нарастать, по мере развития саморегулирования.

Однако, чиновники активно берутся за государственное регулирование саморегулирования. В ряде регионов мы наблюдали инициативу создания предпринимательских СРО частных медицинских организаций настойчиво исходящей от органов исполнительной власти, в виде распоряжений, правда, устно-декларативного характера.

Следует четко понимать, что саморегулирование перестает быть саморегулированием, если начинает регулироваться методами государственного управления. Примером квазисаморегулирования могут служить СРО, членство в котором носит принудительный характер, то есть определенное методом государственного принуждения.

В результате рождаются «недостатки» саморегулирования, которые описаны в концепции совершенствования механизмов саморегулирования, и основной из них это создание дополнительных административных барьеров, то есть получение ровно противоположного эффекта, от ожидаемого. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. При этом оппоненты саморегулирования, представители органов исполнительной власти, объясняют неудачи регулируемого ими саморегулирования его несовершенством, обосновывая высокий риск, а потому невозможность его практической реализации.

Суть идеи эффективного государства заключается в альтернативном сочетании различных методов управления государством. Альтернативный – это значит предполагающий выбор одного из нескольких, но не исключающий их совсем, в противном случае просто не будет выбора, а значит и альтернативы. Если внедрять институт саморегулирования на основе альтернативного метода – не вместо, а вместе, избыточные функции органов исполнительной власти должны перейти под институт саморегулирование эволюционным путем.

Например, при лицензировании медицинской деятельности следует не передавать функции лицензирования саморегулируемым организациям, а создать альтернативную возможность пройти лицензирование через СРО наряду с обычной процедурой лицензирования. Аналогичным образом можно поступить при реализации системы непрерывного медицинского образования и т.п.

Вопрос быть и ли не быть саморегулированию в сфере охраны здоровья решен. Ему быть. Это закреплено в федеральном законе №323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ст.29 п.1. пп.6. : «организация охраны здоровья осуществляется путем …. управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Это закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ, который по существу и дал старт развитию процесса саморегулирования в сфере охраны здоровья.

Первый шаг, на наш взгляд, оказался удачным. В среде как профессионального, так и предпринимательского сообщества осуществляющего деятельности в сфере охраны здоровья зародилось достаточно большое количество саморегулируемых организаций. На сегодня, 16 СРО по предпринимательскому типу и 3 по профессиональному. Сегодня в СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, которую я представляю, 170 членов из 40-ка регионов РФ. А всего в 16-ти СРО состоит более 750-ти частных медицинских организаций. Они создавались не по приказу и принуждению, а по инициативе и на добровольной основе, что доказывает наличие в сфере здравоохранения потребности в саморегулировании.

Основной мотив объединения – защита своих интересов.

Защита от кого? Очень важно понимать, что саморегулирование не преследует цели напрямую защищать и лоббировать профессиональные интересы. Это цель иных форм общественных объединений. Цель саморегулирования определена законом – это разработка, установление и соблюдение стандартов и правил профессиональной деятельности, отвечающих современным интересам общества, граждан.

Зачем тогда предпринимателям в сфере здравоохранения объединятся в СРО?

Чтобы разрабатывать стандарты и правила, способствующие успеху.

Предприниматель в здравоохранении достигает результата только тогда, когда своей деятельностью удовлетворяет интересы и потребности граждан – в обмен на это граждане формируют его доходную часть. Именно поэтому он имеет прямой и глубокий интерес в разработке стандартов и правил, ориентированных на интересы граждан, при таких стандартах и правилах его деятельность будет более легкой, предсказуемой, безопасной, эффективной, доходной.

К сожалению, на сегодняшний день СРО в сфере здравоохранения не участвуют ни в создании, ни в контроле стандартов и правил, а значит деятельность СРО в сфере охраны здоровья не достигает целей, установленных федеральным законом №315-ФЗ ст.2.п.1. Сегодня управление в сфере охраны здоровья осуществляется только методом государственного регулирования, что в свою очередь является индикатором зрелости управления государством в этой сфере.

Однако, методом государственного управления не удается решить целый ряд важных для отрасли задач, например: создание требований (стандартов и правил) для лицензирования медицинской деятельности, переход системы ОМС на страховые принципы, формирование стандартов и правил непрерывного медицинского образования, определение правового статуса врача, как субъекта права необходимого для развития телемедицинских технологий и т.д., и т.п.

На сегодняшний день в СРО сконцентрирован достаточно большой профессиональный потенциал, деятельность СРО проверена временем, СРО открыты и готовы к работе на альтернативной основе. Нужен следующий шаг и этот шаг должно сделать государство. Шаг на встречу своим гражданам, в интересах своего народа - в государственных интересах . Мы этот шаг делаем.

Е.А. Рабцун, к.м.н., Член Правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, Президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения.

{ "author_name": "Евгений Рабцун", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "43293", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]