[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0433\u0440\u0443\u043f\u043e\u043d","groupon","\u043a\u0443\u043f\u043e\u043d\u044b","\u0441\u043a\u0438\u0434\u043a\u0438","\u0441uponation"], "comments": 9, "likes": 17, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4419", "is_wide": "1" }
Редакция vc.ru
8 216

Психология скидок: почему купоны работают, а коллективные скидки нет

Как появилась и развивалась в интернете индустрия скидок и купонов? Какие изменения ожидают этот сегмент в обозримом будущем? На эти и другие вопросы ответил Игорь Хрупа из компании CupoNation

Пик внимания со стороны СМИ и потребителей к феномену скидок и купонов приходится на период 2010-2012 годов. Сегодня трудно найти кого-либо, кто не слышал о Groupon или его аналогах.

В этом контексте интересно отметить, что более 70 лет тому назад, в 40-х годах прошлого столетия, продуктовые магазины впервые начали предлагать печатные купоны для привлечения покупателей. А несколькими десятилетиями позже концепция скидок находилась в центре внимания академических бизнес-исследований.

Возраст купонов наряду с возрастом формулы Coca-Cola

История развития бизнеса свидетельствует, что купоны в их классическом значении возникли еще в конце 19-го века. Прообраз купонов использовался в начале деятельности компании Coca-Cola. В настоящее время интернет способствует бурному развитию индустрии купонов и скидок. Сегодня, в результате совершения сотен тысяч поисковых операций, соответствующие платформы получают огромную прибыль.

Вполне логично, что в США, где купоны были впервые изобретены и популяризированы, и где более чем 90% населения пользуются купонами, успешно работают несколько лидирующих платформ, таких как Retailmenot (основана в 2006-м году, IPO в 2013 г., товарооборот 144.7 млн в 2012 году) и Coupons.com (запущена в 1998, IPO в 2014; 1,3 млрд транзакций в 2013 году). Результаты успешного размещения акций этих компаний на бирже в недавнем прошлом могут свидетельствовать о перспективности этой бизнес-модели.

В России аналогичные сервисы появились относительно недавно. Такие компании, как Cuponation.ru, Promokodi.net, Prominator.ru и Promokodabra.ru вышли на рынок в 2013 году, исключением из этого ряда выступает компания PromoKod.ru, которая проявила себя на рынке еще в 2006 году.

2008: феномен компании коллективных скидок

Groupon получил звание самого быстрорастущего бизнеса за всю историю существования интернета, но было ли при этом создано действительно что-то инновационное? Ведь, например, еще в начале 2000-х годов французская компания Vente-Privee.com впервые представила миру модель гигантских временных скидок, а само понятие купона, как отмечено выше, уходит корнями в историю возникновения бизнеса. 

Очевидной особенностью является также то, что компания Groupon в своей бизнес-модели объединила несколько известных элементов, включая механизм короткого действия скидок, применяя при этом коллективный спрос, когда скидка предоставлялась при условии покупки услуги определенным количеством людей.

Аналогичный сервис, появившийся в России в 2010 году, и такие компании как Bilgion и «Дарберри», задолго до реализации своих проектов внимательно изучали опыт Groupon за рубежом. На последующем этапе развития в разных странах, включая Россию, возникали десятки аналогов модели Groupon, что впоследствии привело к появлению их агрегаторов. Быстрая консолидация в данном сегменте рынка привела к заметному сокращению числа игроков (от пятидесяти до менее чем десяти). Так, например, домен бывшего агрегатора купонов zina.ru, который ежедневно обрабатывал более 2,5 тыс. акций, в дальнейшем вообще приостановил свою деятельность.

Интерес к коллективным скидкам на спаде, но интерес к купонам не снижается

Как сообщил «Яндекс» в конце 2013 года, пик активности групповых скидок наблюдался в 2012 году, однако после этого начался постепенный спад интереса потребителей в этом направлении.

А как обстоит дело в сегменте стандартных купонов и промокодов? По данным Google Trends, картина выглядит более оптимистично:

Встреча старого и нового — устоявшаяся практика выживает

Вероятно, на данном этапе сегмент групповых скидок будет постепенно затухать или видоизменяться, а также будут изменяться принципы ведения данной бизнес-модели, в то время как устоявшаяся модель традиционных купонов будет успешно использоваться и в дальнейшем. Приведем некоторые аргументы в пользу сказанного:

1. Традиционная модель является более ценной для потребителей и ритейлеров

Купоны — это инструмент увеличения продаж, они предоставляют дополнительный стимул для покупателей сделать свой заказ. Их роль в процессе принятия решения о покупке — второстепенная, но в момент ее совершения — мотивирующая. Модель же коллективных скидок является менее измеримым маркетинговым инструментом, но их роль в процессе самой покупки — решающая.

2. Одна модель поддерживает лояльность у покупателей, а другая ее устраняет

Традиционный купон не в силах существенно изменить предпочтения покупателей, а возможность коллективных скидок зачастую может привести к снижению лояльности пользователей.

3. Источник приобретения пользователей

Купонный сервис полагается на органический трафик — потенциальные покупатели как бы сами приходят на тот или иной сайт и становятся пользователями. Но сайты коллективных скидок вынуждены полагаться на платную рекламу и активизировать пользователей через имейл-маркетинг.

4. Выбор партнеров

Купонные сайты более сфокусированы, их партнеры — это, как правило, устоявшиеся продуктовые или сервисные бренды. Это помогает гарантировать высокой уровень сервиса. Платформы коллективных скидок, в основном, ориентированы на малый бизнес и охватывают широкий спектр индустрий и категорий, усложняя при этом процесс контроля над качеством предоставляемых услуг.

5. Источник защиты от конкурентов

Сайты купонов гарантируют успех в результате постоянного потока пользователей купонов, что несомненно, выгодно всем сторонам транзакций. Сайты коллективных скидок тоже стремятся создать лояльных пользователей групповых купонов, но это противоречит определенным целям каждой конкретной компании-участницы сделки, которые предоставляют эти скидки, — а именно, создать лояльных покупателей своего малого или среднего бизнеса. Соответственно, в самом сердце бизнес-модели групповых или коллективных скидок находится фундаментальное противоречие.

Выводы

Проверенные временем модели бизнеса, развитие которых было ускорено благодаря интернету, часто оказываются устойчивыми и долговременными. Бизнес коллективных скидок – это наглядное тому доказательство. 

Неудивительно, что инвесторы обнаружили тот факт, что большая часть прибыли бизнеса Groupon в пост-IP стадии была получена от деятельности созданного подразделения Групон Продукты, которое занимается торговлей ювелирными изделиями и кухонной посудой. Становится очевидным, что прибыль компании формируется в основном благодаря развитию непрофильного бизнес-процесса.

#Групон #Groupon #купоны #скидки #СupoNation

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления