[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Stepan Danilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0441\u043a\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u043e","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0444\u0440\u0438\u0438","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438"], "comments": 132, "likes": 24, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Stepan Danilov
15 760

Где в России научат бизнесу: от «Сколково» до «Бизнес-Молодости»

Предприниматель Степан Данилов (MeYou и Do.Docs) написал для ЦП колонку о плюсах, минусах, ценах и образовательной ценности обучающих курсов и программ для стартаперов. 

Допустим, у тебя новый стартап с новейшим и, естественно, необходимым всему миру фильтром для Instagram. А ты хихикаешь при девочках при фразе «Можно ли сделать тебе питч», не умеешь строить финансовые модели, а на вопрос о том, какой у тебя IRR, отвечаешь: «25 сантиметров»? 

Стартапер, тебе нужно больше знаний. Тебе нужно пойти и поучиться у тех, кто уже собрал какие-то знания об ИТ-проектах и их систематизировал. Помочь тебе сможет небольшой обзор предпринимательского образования и курсов про бизнес в России. Хороших и не очень. 

  1. ВШЭ 
  2. RMA 
  3. Бизнес-молодость 
  4. ИКРа 
  5. Школа новых медиа
  6. GVA LaunchGurus
  7. Startup academy Skolkovo  
  8. ФРИИ

Где получить специальность или широкий кругозор, чтобы понимать, как делать бизнес

1. Высшая Школа Экономики. Управление интернет-проектами

2. Бизнес школа RMA. Менеджмент в сфере интернет-технологий

Это два сильных институциональных конкурента, оба учат один год переподготовке на специальность с дипломами государственных образцов. 

Что преподаётся: 

Как управлять ИТ-компанией, а именно: 

  • стратегический менеджмент;
  • маркетинг;
  • рекламные коммуникации;
  • финансовый менеджмент;
  • управление бизнес-процессами.

И специфическое для стартаперов: 

  • бизнес-модели в интернете;
  • основы предпринимательства;
  • инновационно-инвестиционные азы;
  • организация электронной коммерции;
  • правовые основы электронного бизнеса;
  • платежные системы;
  • практика проектирования;
  • технологические основы;
  • управление интернет-проектами;
  • юзабилити;
  • интернет-маркетинг, PR, SMM, SEO.

Безусловные и единственные лидеры на рынке профессионального образования для управления ИТ-проектами.

Если есть деньги, желание и время по вечерам — идти. Много полезных топ-менеджеров расскажут, как работать на ИТ-рынке. Другого профессионального бизнес-образования со спикерами с рынка в стране нет.

Преподаватели: Программы во многом сходятся, как совпадают и некоторые преподаватели-практики, но если в «Вышке» достаточно местных спикеров-теоретиков, то в РМА я лично выслушал топ-менеджеров из 106 реальных известных ИТ и не ИТ-компаний, таких, как Google, «Яндекс», «Афиша-Рамблер-Sup», Sports.ru и UsabilityLab. 

Дают дипломы гособразца. Всё по-взрослому.

Цены: Одинаковые. 200 тысяч рублей за год.

Где получить узкие знания по ИТ-деятельности

Есть средние формы бизнес-образования: непродолжительные курсы, интенсивы и тренинги (от одного дня до шести месяцев). 

3. «Бизнес-молодость»

Что преподается:

  • продажи;
  • лендинги;
  • CRM;
  • самомотивация.

Узко про продажные навыки. В фейсбуках постоянно идут споры между теми, кто прошёл эти тренинги, и теми, кто задает вопросы или рассказывает про «падение моральных ценностей прошедших БМ». Отсюда вывод о спорности качества знаний. Да и вообще, прошедшие неохотно делятся тем, что узнали. То ли стыдно признаваться в потере денег, то ли что-то другое. 

Я был на открытой многочасовой лекции и оказался поражен тем, что не было рассказано ничего из полезного, зато студенты с открытым ртом слушали про друга на Bentley и про личные забавные истории из жизни основателя.

Существуют озвученные решения у некоторых компаний или предпринимателей — не брать в компанию людей, прошедших «Бизнес-молодость». Много людей, собеседовавших студентов, замечали значительную переоценку их возможностей и завышенных денежных ожиданий. Девиз «называй максимум, согласишься на то, что дадут» — не обладая ценностью, студенты, не стесняясь, называют высокую цену. 

Вся суть: продажи предлагаются в основном через нагон трафика на создаваемые студентами одностраничные сайты (лендинги). Предпринимательством это назвать сложно. В Facebook БМ неактивна и критику не выдерживает, ее аудитория — это студенты 1-3 курсов, сидящие во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Стена в ВК достаточно жестко модерируется на негативные отзывы или неудобные вопросы. В своей рекламе почти никогда не указывают ни компаний, ни ссылок на якобы успешные компании. Недавно почему-то скрыли под авторизацию всю информацию с сайта, приглашенных со стороны спикеров нет.

Реклама почти везде без упоминаний пруфов, вот такую я сфотографировал на открытой лекции. Студенты этому верят и хотят так же:

Тем не менее, основная аудитория — это подростки, а эти тренинги они называют неким мотиватором для себя, хотя им дают достаточно простые вещи типа воронки продаж. Популярность у студентов объясняется стилистикой преподавания и рассказами сказочных историй «из грязи в князи», использованием жаргонов «тачки, мерсы, бентли, VIP, бэха, знакомый ну не то, чтоб богатый, но с доходом 300-500 тыс.». Что на контрасте с устаревшим стилем преподавателей вузов, а еще с матерком, сленгом и пикап-историями — выглядит увлекательным для молодежи. 

Неплохое распространение связано с тем, что для целевой аудитории «студент 18-20 лет» нет никакого образования про предпринимательство в стране вообще. А насмотревшись фильмов про Google и Facebook и наслушавшись пропаганды, что Джобс, не учась, придумал iPhone, двадцатилетний парень не хочет слушать тоскливого препода в вузе, а хочет катать девушку на BMW сразу и, желательно, просто визуализируя миллион зарплаты. Или хотя бы слушать про такие красивые истории, что ему и даётся.

То есть, БМ точно попадает в желание бедных студентов слушать красивые истории про богатство, в которые им предлагается поверить безапелляционно, и не рассказывается детально, как персонажи достигли этого успеха (если персонажи вообще существуют, конечно). 

Чистый инфобизнес, в котором есть очень большой вопрос к правдивости декларируемых чисел, к количеству студентов, к количеству успешных историй благодаря их учебе, к доходам, к выручкам, которые они упоминают, и т.д.

Преподавателей: двое 

Цены: от 20 до 100 тысяч рублей, спокойно скидывают цену с 50 до 15 тысяч за трениниг, например.

4. ИКРа — Интерактивные коммуникации в рекламе

Специализация на создание креативов и их воплощение. Реклама и коммуникации. 

Чему учат:

  • планировать стратегию рекламных кампаний, искать инсайты, писать креативные брифы;
  • использовать креативные методики в разработке рекламных кампаний;
  • работать в социальных медиа;
  • набирать команду и эффективно управлять сотрудниками;
  • контролировать рабочий процесс, составлять тайминги;
  • правильно общаться с клиентом, выстраивать договорные отношения;
  • создавать медиаплан, использовать навыки продвижения веб-проектов, SEO, CRM, RTB.

В общем про креатив и как это реализовывать. Дают сертификат.

Предподавателей: около 20  

Цена: от 25 тысяч рублей за короткие интенсивы до 200 тысяч рублей за 8,5 месяцев.   

5. Школа новых медиа

Это для тех, кто хочет, «как в RMA и Вышке», только быстрее, и чтобы сразу начать работать над собственным проектом. Это именно про бизнес в новой медиа-среде. Про его организацию, развитие и продвижение.  Ректор Школы — Соня Соколова, которая и создала в свое время факультет в RMA, а сейчас открыла при участии «Вышки» курс-интенсив. Большая часть преподавателей нам уже знакома по программе RMA.

Кстати, есть открытые мастер-классы — бесплатные и проходят по пятницам. Уже читали: Галина Тимченко, евангелист «ВКонтакте» Александр Круглов, главред Slon.ru Горянов, коммерческий директор Google Леонов, и еще дофига разных крутых людей.

Что преподается:  

  • Организация digital-подразделения и стартап (для предпринимателей и владельцев бизнеса);
  • PR и управление репутацией (для тех, кому нужно «что-то делать в соцсетях», а что и зачем — они не знают или не умеют посчитать);
  • Маркетинг в e-commerce (это курс для коммерсантов: лидогенерация, CPA, аналитика, возврат инвестиций на трафике и, собственно, организация продаж).

Дают удостоверение установленного образца. 

Преподавателей: около 90, звездные руководители из СМИ и топ-менеджеры Google, «Яндекс», SUP, Beeline и т.д.

Цены:  55-98 тысяч рублей за курс, 3-6 месяцев  

6.  «Стартап-Академия» GVA LaunchGurus

Что преподают: 

  • бизнес-моделирование, развитие клиента, переговоры, модели монетизации; 
  • продажи и маркетинг, брендинг; 
  • построение команды, управление стартапом;
  • право, финансы, питчинг, презентации;
  • разработка продукта, веб-инструменты; 
  • венчурная академия.

Одиозная фигура в Сколково, Лоренс Райт, который сначала продавал курс под брендом «Московская бизнес-школа Сколково» корпоративным офисным менеджерам, образование а-ля MBA, но не MBA. По цене в 550 тысяч рублей.

Видимо, продажи мест были не впечатляющими, а заодно что-то произошло между Лоуренсом и сколковским менеджментом, так что буквально полгода назад они переименовываются в «Стартап-Академию» без слова «Сколково» и продают курс уже, внимание, по знакомой нам цене в 550 тысяч рублей, но теперь стартаперам. При дополнительной оплате они могут свозить в Америку на неделю в Кремниевую долину. Из преподавателей я узнал только Боба Дорфа и Стива Бланка, за такую цену странно, что не привозят Стива Балмера и Рианну.

Дают сертификат. Возможно, футболку.

Преподавателей: около 30, привозные малоизвестные иностранцы, малоизвестные россияне тоже есть. 

Цена: 550 тысяч рублей. Для стартаперов. 

7. Сколково Стартап-Академия

Преподают то же самое, что и в предыдущей. Но преподаватели другие, и школы никак не связаны, хоть и обе в Сколково. Как это возможно, я не стал разбираться. Есть подозрение, что она правопреемник предыдущей с Лоуренсом Райтом, когда они разбежались.

Преподаватели: около 50, Владимирская, Лапук, Магдануров. 

Диплом Сколково. Говорят, может котироваться при приеме в чиновники. 

Цена: 630 тысяч рублей. Для стартаперов ¯\_(ツ)_/¯ 

8. ФРИИ 

ФРИИ, рассказывая о встречах с президентом и одновременно уверяя всех в Facebook, что они отношения к президенту не имеют, кроме посева, — ещё и школа для стартаперов. Но это уже не теоретическая подготовка, а с обучением твоего проекта прямо при тебе, так сказать, на живых людях. Это уже ближе к термину «менторство».

Закрытый акселератор, в который пускают со своими проектами. Без проекта попасть невозможно, но можно смотреть какие-то видео с заочного акселератора. Курс длится 3 месяца. И учат, и деньги дают.

Преподаватели: преподают состоявшиеся и не очень стартаперы, венчурные эксперты и рядом сидящие более взрослые предприниматели. То есть, бойцы с рынка и так называемые «трекеры».

Цена: бесплатно, но нужен свой проект. 

Резюме

В обычных вузах стареющие теоретики не отвечают рыночным потребностям, а опытные бизнесмены только сейчас начинают понимать ценность преподавательской деятельности для себя. Кроме прочего, образование — это возможность найти сподвижников и кофаундеров, что, например, мы начали делать и на наших ежевоскресных встречах для стартаперов MeYou.

А пока весь букет перекошенных предложений, неадекватных цен, непонятно откуда взявшихся преподавателей, клонов в Сколково, детей, которые учат бизнесу детей. Учитесь безопасно. Почти всегда некачественные знания способны разрушить ваше будущее.

#Колонка #Стартаперы #Стартап #сколково #стартапы #инвестиции #образование #фрии #венчурные_инвестиции

Статьи по теме
Рейтинг государственной бесполезности
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления