[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u0435\u0432\u0433\u0435\u043d\u0438\u0439_\u0440\u044b\u0436\u043a\u043e\u0432"], "comments": 18, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4596" }
Редакция vc.ru
4 719

Свой продукт или разработка на заказ: плюсы, минусы, подводные камни

Евгений Рыжков из команды viva64.com написал для ЦП колонку о том, чем же лучше заниматься маленькой компании: разработкой собственных продуктов или работой на заказ для других компаний.

Как мы докатились до жизни такой

Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад вопрос, чем лучше заниматься — созданием своего продукта или оказанием услуг по разработке для других — мог вылиться в топик на 10 страницах на любом форуме. Будь то программисты, маркетологи, руководители проектов или только мечтающие о собственном бизнесе личности, все рубились в комментариях не на жизнь, а на смерть. Сразу замечу, что это не текст про «работу на дядю» против «своего бизнеса». Это текст про то, какой бизнес лучше.

Я расскажу исключительно про опыт моей компании. Вообще, основной наш бизнес — это разработка продуктов для программистов. Мы делаем анализаторы кода PVS-Studio и CppCat (ЦП писал про нас полгода назад). Делаем мы их давно. Основной продукт PVS-Studio окончательно сформировался в 2011 году. По крайней мере, именно с того времени появились клиенты, которые продлевают лицензию уже третий раз (у нас ежегодное продление лицензий). Однако, начиная с прошлого 2013 года к нам стали обращаться люди из компаний-разработчиков ПО с не совсем понятными для нас вопросами:

— Ребята, а вы вот в программировании понимаете, да?

— Ну да, раз анализатор кода делаем, значит, понимаем чего-то.

— А вы не могли бы нам помочь в нашем проекте?

— Ээээ... Попрограммировать за вас? В смысле аутсорсинг?

— Да называйте как хотите. В общем у нас тут надо сложную штуку сделать, а мы не сообразим/нам лень. Поможете?

Поначалу мы вроде как отказывались. Для себя аргументировали так: «Мы же делаем продукт, а нам предлагают заняться услугами». Но потом решили попробовать.

В общем, появилась идея запустить новое направление. Можно его называть разработкой программного обеспечения на заказ, но нам больше нравится называть это продажей своей экспертизы. Так мы не конкурируем напрямую с большим количеством компаний-аутсорсеров, которые имеют в этих процессах намного больше опыта, чем мы. Причем как в поиске заказчиков, так и в организации процессов разработки. 

Спустя некоторое время и несколько проектов, я могу рассказать про плюсы и минусы как работы над собственным продуктом, так и участия в заказной разработке. Важный момент — все это на примере провинциальной компании (мы из Тулы), в которой 10 сотрудников.

Плюсы собственного продукта

  1. Большая маржинальность. Вся прибыль от продажи собственного продукта идет вам, ни с кем не надо делиться. Конечно, всегда есть партнеры, аффиляты и реселлеры, но основная часть прибыли остается у вас.
  2. Свобода творчества. Вы принимаете решение, какой будет продукт, когда, почему. Да, есть куча факторов, которые на это будут влиять, но решение – за вами.
  3. Дедлайн на вашей совести. Вы сами ругаете себя за срывы сроков и ошибки в планировании времени. А значит, ругаете не сильно.
  4. Потенциальная возможность масштабирования. Теоретически вы можете масштабировать свой продукт и бизнес довольно сильно. Почему теоретически? Потому что это далеко не всегда получается. Например, нам пока нечем похвастаться в плане масштабирования. У нас не тысячи клиентов (как у некоторых конкурентов), но понятно, что это мы виноваты сами. Однако даже возможность такого масштабирования греет душу.
  5. Вы отвечаете за весь продукт в целом, а соответственно прокачиваетесь по разным направлениям. Включая маркетинг, продажи, поддержку.

Минусы собственного продукта

  1. Вы можете сделать сколь угодно крутой продукт, но если про него никто не знает (или мало знают), вы остаётесь без денег.
  2. В своем продукте вы можете реализовать мега-крутую фичу. Но если вы забыли написат про это десять статей и добиться того, чтобы их прочитали – считайте, что разработка сделана зря. 
  3. В результате рано или поздно вы приходите к «капитанской» мысли, что собственный продукт — это и не одно программирование, и не одна реклама, и не ... любая конкретная деятельность. Собственный продукт — это некоторая магия. Возьмите программистов, рекламщиков, дизайнеров (кого-то еще) по вкусу, взболтайте их, перемешайте. Помолитесь, если верите, что это поможет. Взмахните палочкой, и... Ну понятно, что с первого раза ни у кого не получается. Но даже с третьей попытки не факт, что ваш продукт будет принят рынком.
  4. Настоящий «создатель продукта» ошибается как сапер, только один раз — с выбором ниши. Что бы ни говорили, но плохой продукт можно спасти хорошим рынком, а хороший продукт на плохом рынке умрет в любом случае.

Плюсы заказной разработки

  1. Заказчиков найти довольно легко, если вы умеете делать что-то хорошо. Во всяком случае, если вы предлагаете какую-то нужную услугу и можете доказать, что готовы ее сделать качественно, то к вам потянутся люди.
  2. Возможность принять участие в крупном проекте. Часто свой продукт — это маленький проект, а в больших проектах совсем другие процессы, проблемы и способы их решения. Если ваша небольшая компания работает на копанию в 10-20 раз больше вашей — вы неизбежно чему-то научитесь. А значит, поднимете свой уровень еще чуточку выше и сможете делать более сложные проекты.
  3. Навыки коммуникации прокачиваются на раз. Ведь участвуя в крупном проекте, вы должны очень активно взаимодействовать со всеми подразделениями заказчика. И от того, насколько удачно вы это делаете, зависит успех всего проекта в целом и вашей части в частности.

Минусы заказной разработки

  1. Вы нечасто можете похвалиться публично результатами своего труда. Во-первых, NDA и все такое. А во-вторых, даже если не NDA, то с интересом описать участие команды «в закручивании болтиков определенного типа» не всегда удается.
  2. То, что вы делаете, вам не принадлежит. А значит, в меньшей степени может влиять на вас дальше, после завершения проекта. Грубо говоря, хороший продукт работает, т.е. приносит деньги, и после того, как основные дела закончены.
  3. От ваших услуг могут отказаться в любой момент, и вы останетесь один на один с командной, которой нужно платить зарплату. Все-таки продукт имеет намного меньше шансов умереть неожиданно.

Заключение

Любой дочитавший до этого места должен спросить: «Так что же выгоднее?» Ведь если мы говорим про бизнес небольшой компании, то этот вопрос наиболее важен. Где можно больше заработать? В заказной разработке (аутсорсинге) или при создании собственного продукта? А нет правильного ответа на этот вопрос. По опыту нашей команды деньги можно сделать и на одном, и на другом. У нас пока вроде бы даже получается совмещать два направления. Скажем, я выполняю роль Product Manager при разработке анализаторов и Project Manager в проектах разработки на заказ. Где интереснее? И там, и там. Где больше денег? И там, и там. У кого что получится лучше, тот и молодец.

#Колонка #Стартаперы #Стартап #разработка #Евгений_Рыжков

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления