[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0434\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430","\u0447\u0438\u043b\u0438","\u043b\u0430\u0442\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f_\u0430\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430","\u043c\u0435\u0445\u0438\u043a\u043e","\u0431\u0440\u0430\u0437\u0438\u043b\u0438\u044f"], "comments": 6, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4603" }
Редакция vc.ru
4 499

Стартап-движение в Латинской Америке: пора ли штурмовать Бразилию, Чили и Мексику

Корреспондент ЦП Татьяна Поспелова, базирующаяся в Сан-Франциско, написала колонку об особенностях развития стартап-движения и инноваций в странах Латинской Америки. 

Кремниевая долина продолжает оставаться уникальным местом, где на одной территории собраны самые крупные и известные IT-компании со всего мира. Многие государства пытались создать у себя похожие условия. Интерес к феномену Долины продолжает привлекать ученых и политиков из разных стран, пытающихся разгадать ее секрет и перенять опыт. Те, кто уже пытался это сделать, убедились, что просто скопировать Долину невозможно, но можно применить механизмы, которые способствовали ее созданию, если сначала их адаптировать к специфике страны, где это применение планируется.

Страны Латинской Америки находятся по соседству с США, которые являются стратегическим партнером многих стран южного континента. В Латинской Америке в последние годы возрос интерес к IT-предпринимательству. Многие перспективные стартапы стараются развивать бизнес именно в Кремниевой долине, где сосредоточено много талантливых людей, венчурных фондов и создана соответствующая инфраструктура. В то же самое время в ряде стран Латинской Америки произошли реформы на государственном уровне, которые направлены на создание нового типа экономики, основанного на научных знаниях и применении новых технологий. Сейчас перед странами Латинской Америки стоит задача создания такого климата, который бы стимулировал к появлению стартапов и венчурной индустрии внутри их стран.

Инновационная активность в Латинской Америке

Исторически сложилось так, что страны Латинской Америки поделены на два блока: социалистически ориентированный Север (Перу, Боливия, Венесуэла, Эквадор) и капиталистически ориентированный Юг (Бразилия, Аргентина и Чили). В этих странах наблюдается разный уровень экономического развития в зависимости от их политической направленности. Решение южных стран перейти к экономике, основанной на новых технологиях, в последние десятилетия способствовало образованию еще большего экономического неравенства между Севером и Югом.

Тренды

Бразилия

Бразилия поражает своими темпами развития экономики. С каждым годом все больше иностранных инвестиций поступает в страну, возник даже термин «Бразильское чудо». Сами бразильцы утверждают, что сегодняшнее «чудо» – это результат долгосрочной стратегии, которую реализует правительство на протяжении последних двадцати лет. Первый шаг ее заключался в инвестициях в человеческий капитал, систему образования и науку. Позиция правительства была следующая: чем больше инвестиций будет вложено в университеты при правильном управлении средствами, тем выше будут академические позиции Бразилии в мировой науке. В результате сегодня научная школа Бразилии входит в десятку наиболее сильных в мире.

В последние годы в стране наблюдается бурный рост стартапов, причем предприниматели выбрали стратегию создания right-продукта – копирование. В Бразилии существуют аналоги всех самых популярных мировых сервисов, такие как Amazon, Groupon и т. д. Предприниматели научились быстро внедрять скопированный продукт, учитывая специфику страны, что способствует уменьшению входных барьеров. В результате, настоящему Amazon или Groupon сложно конкурировать с местными компаниями.

В Бразилии активно развиваются инкубаторы, большая часть которых работает как акселераторы. Программы разнообразны по направлениям и способам организации.

Одним из первых акселераторов Бразилии была сеть Aceleradora.net, основанная в 2008 году Yuri Gitahy. В отличие от большинства акселераторов, ориентированных только на мегаполисы, она охватывает города по всей Бразилии, что способствует развитию регионов. Программа рассчитана на 3 месяца и включает в себя предоставление консалтинговых услуг, ментерство, посещение конференции и networking. В настоящий момент в ней принимает участие около 100 стартапов.

Краткосрочные курсы Startup Farm – еще один пример программ, способствующих содействию развития стартапов. Startup Farm отличается от традиционных программ инкубаторов. Она предназначена именно для начинающих предпринимателей, которые приходят с проектом на стадии идеи. В течение месяца с участниками занимаются такие именитые менторы, как Felipe Matos и Gustavo Guida Reis (президент Startup Weekend Rio). По истечении месяца организуется Demo Day, куда приглашаются бизнес-ангелы и потенциальные инвесторы. Программа проходит на базе Instituto Inovaçao при содействии Microsoft и Brazil Innovators (ассоциация сотрудничества Кремниевой долины и Бразилии).

21212.com – это сеть акселераторов, которые находятся в двух городах: Рио-де-Жанейро (почтовый код – 21) и Нью-Йорк (почтовый код – 212). Соединив два почтовых кода, получаем название акселератора – 21212, который фокусируется на IT-проектах. Данная четырехмесячная программа включает в себя посевные инвестиции в размере R$20,000 ($12,700) и помощь знаменитых в Латинской Америке менторов, таких как Fabio Seixas (Camiseteria), Anderson Thees (Apontador) и Paulo Novis (Infoglobo).

Несмотря на стремительный рост стартапов, Бразилия продолжает оставаться ресурсно-ориентированной страной с доминированием монополии в нефтегазовой отрасли. И здесь одним из принципов развития является мотивация именно крупных промышленно-добывающих компаний заниматься R&D.

Однако можно проследить тенденции, которые свидетельствуют об изменении курса в сторону развития высоких технологий и стартапов в ближайшем будущем. Благодаря бурному росту экономики, в Бразилии с каждым годом увеличивается количество представителей среднего класса. Уже сегодня у 88 миллионов человек есть доступ к Интернету – это 46% населения всей страны, и эта цифра будет расти. На данный момент Бразилия занимает второе место в мире по количеству пользователей Facebook и Twitter. Таким образом, в Бразилии открываются большие перспективы для онлайн-бизнеса.

Венчурное инвестирование в стране развивается стремительными темпами. Интересно то, что в настоящее время в Бразилии стартапы получают инвестиции в основном от бизнес-ангелов, фонды начали активно работать лишь в последние два-три года. Согласно Brazil Startup Dealbook, в 2012 году около 50 компаний проинвестировали в более чем 80 стартапов на общую сумму около $250M. Причем в число этих компаний входят бизнес-ангелы, бразильские и европейские инвестиционные фирмы.

Однако в Бразилии имеется некоторая проблема – как инвесторам осуществлять exit. Дело в том, что в Бразилии не применима стратегия Кремниевой долины, где одна из главных целей стартапов – выход на IPO. Бразильская BOVESPA не настолько ликвидна в отличие от биржи Китая и Индии. Пока единственный выход для статапов и инвесторов – M&A с международными компаниями. С одной стороны, это усложняет процесс привлечения инвесторов. Но с другой – открывает хорошие возможности для роста экономики Бразилии за счет международного сотрудничества.

Наряду со стартапами в Бразилии есть и крупные компании, которые стараются быть инновационными и перенимать международный опыт, например косметическая компания Natura — лидер на рынке Латинской Америки. Из 500 сотрудников около 300 – штат отдела R&D. Компания одной из первых применила концепцию открытых инноваций. Natura создала специальный портал для обсуждения потенциальных проектов, что позволило наладить сотрудничество с международными вузами. В результате в 2012 году компания заключила соглашение с инновационно-образовательной лабораторией в Бостоне. Теперь многие проекты будут запущены совместно с исследователями из Массачусетс.

В настоящее время в Бразилии внедрением инноваций занимается как правительство, так и крупные компании. Государство ориентировано на социальные проекты, а крупные компании внедряют производственные инновации. Примерами служат Vali, Itau, Bangy, Fiat.

Развитие экономики Бразилии изначально было наиболее приближенно к модели Южной Кореи и внедрению инноваций в крупных компаниях. В последние годы ситуация меняется в сторону предпринимательства и в малых предприятиях. Кроме того, уделяется большое внимание развитию регионов страны и попытке разгрузить занятость Сан-Паулу, где производится около 40% ВВП всей страны. Следующим шагом после развития регионов Бразилии будет активное сотрудничество и выход на рынок стран-соседей в Латинской Америке.

Чили

У Чили собственная стратегия развития экономики, заключающаяся в анализе опыта зарубежных стран и применении уже сумевших зарекомендовать себя инструментов. Наиболее близкая система, которую пытаются применить чилийцы, – опыт Южной Кореи и Тайваня. В стране развивают систему стажировок, в последние годы все больше студентов обучаются за рубежом. В Чили особое внимание уделяется воспитанию патриотического и командного духа. Правительство не боится отпускать студентов за границу и руководствуется тем, что в будущем экономическая ситуация в стране станет улучшаться, и это явится главной мотивацией для возвращения студентов в Чили и будет способствовать формированию сильных стартап-команд и применению полученных за рубежом знаний.

Укреплению команд и привлечению международных сотрудников способствует программа Start-Up Chile, благодаря которой иностранец может получить 3-годичную визу и софинансирование от государства в размере $40 000. Главное условие – он должен работать в стартапе, зарегистрированном в Чили, и быть ориентированным на рынок Латинской Америки. Поэтому сегодня в Чили увеличился приток предпринимателей со всего континента. Впервые программа была запущена в августе 2011 года, и в настоящее время уже 112 проектов получили данный грант.

Таким образом, государство создает предпринимателям условия для ведения бизнеса в стране и возможность обучения за рубежом. О результатах подобных доверительных отношений станет известно через несколько лет, когда выпускники начнут возвращаться в страну.

Еще одним примером содействия развитию высокотехнологичного бизнеса является программа на базе Founder Institute. Adeo Ressi в сотрудничестве с американским предпринимателем и блогером Alan Colmenares являются инициаторами создания Founder Institute сначала в Колумбии, а потом в Чили. За два года эту программу прошли около 300 высокотехнологичных компаний из 15 городов стран Латинской Америки.

На Чили большое влияние оказывает соседство с быстроразвивающейся Бразилией, чилийцы перенимают ее опыт. Однако по сравнению с Бразилией Чили меньше по площади территории, ограничена по наличию ресурсов и рынку сбыта. Одним из главных факторов отставания Чили является отсутствие зарубежных инвестиций, которые между тем активно поступают в развитие экономики Бразилии.

Мексика

В последние годы заметен повышенный интерес к ИТ-предпринимательству со стороны государства (ВВП на НИОКР в Мексике составляет 0,5%), направленный на стимулирование крупных компаний внедрять инновации. Компании, занимающиеся поиском новых технологий и идей, обращаются за помощью к стартапам, которые, в свою очередь, в большей мере ориентированы на рынок США. Это серьезная проблема, вместе с тем существуют и плюсы: благодаря такой цепочке взаимодействия стартапы в Мексике имеют связь как с местным, так и с международным рынками.За последние десять лет ситуация стала меняться, и в последние годы наблюдается изменение ориентации с международного рынка на местный.

Особое место в стране занимают социальные инновации. Так, для их развития государством выделяются специальные субсидии. Местные стартапы имеют приоритет при получении инвестиций от государственных фондов, если идеи проектов нацелены на улучшение уровня жизни местных жителей.

В отличие от инноваций, которые направлены на улучшение существующих технологий («поддерживающие инновации») в развитых странах, в Мексике большие перспективы для подрывных инновации», которые характеризуются простотой в использовании, дешевизной и рассчитаны на большое количество людей. Примером «подрывных инноваций» является создание переносных холодильников. Не все жители Латинской Америки могут позволить себе приобрести стационарные холодильники – многие до сих пор пользуются погребами. Производство портативных переносных холодильников более низкого ценового диапазона упростило жизнь многих латиноамериканцев.

Развитию стартапов в Мексике препятствует культурный аспект. В стране принято негативно относиться к неудачам. Репутация играет большую роль, и если по каким-либо причинам первый бизнес оказался провальным, то предпринимателю будет сложно получить финансирование при следующей попытке. Ситуация полностью противоположна рынку США, где неудачный опыт является ценным уроком и считается показателем целеустремленности у инвесторов. Такая специфика, существующая в Мексике, усложняет процесс подбора сильной команды, т. к. многие талантливые люди предпочитают искать более надежную работу, чем стартапы. Из-за экономической нестабильности вложения в стартапы здесь считаются рискованными. В среднем кризис в стране происходит каждые 5–7 лет, ситуацию усугубляют и проблемы c коррупцией.

Несмотря на существующие проблемы, на мексиканском рынке эксперты отмечают перспективы, связанные с интернет-торговлей и мобильными платежами. Подтверждением служит ряд стратапов, таких как Botetia, Votelia, Fuattribe, которые уже успешно функционируют на рынке Мексики. Двумя большими венчурными фондами являются Alta ventures в Monterrey и 500 в Mexico City.

Пришло ли время

Чили и Бразилия являются передовыми государствами в области развития инноваций, что на сегодняшний день делает их инновационными центрами Латинской Америки. В эти страны уже сегодня стремятся предприниматели не только из соседних стран, но из кризисной Европы. Наряду с иностранными инвесторами, интерес которых к проектам Латинской Америки в последнее время растет, внутри стран формируется венчурное сообщество, главным образом, из индивидуальных бизнес-ангелов.

О том, что в Латинской Америке возрастает интерес к инновациям, свидетельствует и развитие таких инфраструктурных объектов, как инкубаторы и создание различных стимулирующих программ для начинающих стартаперов. Конечно, Y Combinator, TechStars и 500 Startups открыты для самых перспективных проектов, и резидент любой страны может подать заявку на участие в программе. Тем не менее, наличие таких инкубаторов, как 21212.com, Startup Rio, Start-up Chile и Wayra в Латинской Америке, свидетельствуют о том, что Кремниевая долина уже не является единственным местом, благоприятным для развития стартапов.

Если говорить о создании так называемого right product, то большинство стартапов Латинской Америки находят свою нишу в создании социальных инноваций, благодаря которым возможно получить финансирование от государства, или копировании успешных зарубежных проектов и внедрении их в страны Латинской Америки с адаптацией их к специфическим условиям страны. В отношении формирования команд важным является развитие инкубаторов, где благодаря менторству возможно выучить новое поколение предпринимателей, так как в настоящее время многие талантливые специалисты предпочитают работать в стабильных компаниях, а не в рискованных стартапах.

Результаты подъема экономик Чили и Бразилии за последние годы свидетельствуют о продолжении роста темпов инновационного развития стран. Кроме того, эти государства стремятся активно взаимодействовать, что также говорит о появлении сильного экономического игрока на международной арене.

#стартапы #долина #Чили #Латинская_Америка #Мехико #Бразилия

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления