[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Alexander Lashkov", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442_\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u044b","\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f_\u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u0440\u0446\u0438\u044f","\u044e\u0437\u0430\u0431\u0438\u043b\u0438\u0442\u0438","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b","\u043f\u043e\u0438\u0441\u043a_\u0432_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442_\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u0435"], "comments": 14, "likes": 12, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4624" }
Alexander Lashkov
3 122

Эффективный онлайн-поиск: использование сниппетов

В очередном выпуске рубрики «Интерфейсы» статья эксперта исследовательской организации Baymard Institute Кристиана Холста о том, как владельцы интернет-магазинов могут улучшить юзабилити своих сайтов с помощью использования поисковых сниппетов. ЦП выбрал самые интересные тезисы этого материала и дополнил их комментариями отечественных экспертов.

В ходе проведения работ по исследованию юзабилити 19 крупных сайтов области электронной коммерции, коллеги Холста часто слышали от участников экспериментов жалобы на то, что они не могут понять, почему поисковые запросы на этих ресурсах выводили конкретные результаты — с подобной проблемой столкнулись 57% опрошенных. Если точнее, люди не могли понять, как выдача по сайту соотносится с заданным вопросом, настолько нерелевантными зачастую оказывались результаты.

Пользователи не всегда задают точные поисковые запросы, в результате формируется не очень точная выдача, которая может включать товары, которые они не искали, но которые по каким-либо причинам частично подходят под запрос. К примеру, одна из посетительниц интернет-магазина Zappos искала чехол для MacBook и не могла понять, почему ей вместе с чехлами показываются рюкзаки.

По мнению Кристиана Холста, решить проблему девушки могли бы специальные поисковые сниппеты — фрагменты текста, расположенные под изображениями товаров, которые могли бы пояснять причину их появления в выдаче. В данной ситуации, показанные рюкзаки имеют специальные карманы для ноутбуков, но понять это без дополнительной подсказки невозможно, в результате пользователь вынужден кликать по разным товарам, пытаясь найти то, что нужно.

Зачем нужны сниппеты

Эксперт Baymard Institute приводит в пример традиционные поисковые системы, которые поняли пользу сниппетов еще много лет назад. Когда пользователь вводит определенный запрос, ему не просто показывают подходящие ссылки, но и выводят в качестве выдержки под ними небольшие кусочки текста с выделенными словами, совпадающими с теми, что использовались в запросе. Это помогает пользователям сети сразу понять, насколько релевантна их нуждам конкретная ссылка.

Однако пример Google, Yahoo и других успешных интернет-компаний зачастую не используется игроками рынка электронной коммерции. По данным различных исследований, до 96% сайтов интернет-магазинов не используют поисковые сниппеты. Только две из 50 крупнейших ecommerce-компаний США включают в поисковую выдачу на своих страницах текстовые подсказки — сниппеты реализованы на ресурсах Amazon и Walmart.

Контекстные сниппеты помогают пользователям понять, почему ему показывают тот или иной товар, что может сэкономить им время. Когда люди не понимают, по каким принципам сформирована выдача, им приходится разбираться в этом самостоятельно, посещая различные страницы с описаниями продуктов и возвращаясь обратно — многих это раздражает. В случае, когда поисковая система интернет-магазина не может обеспечить качественную выдачу, использование сниппетов остается практически единственным способом сохранения хотя бы минимального уровня пользы, считает Холст.

На сайте Walmart, к примеру, при запросе «высококачественный чайник», посетитель видит сниппет, в котором в описании товара выделены слова, совпадающие с использованными в запросе — это помогает человеку понять связь между выдачей и его вопросом.

Поиск в интернет-магазине

По мнению эксперта Baymard Institute, сниппеты, используемые в интернет-магазинах должны отличаться от тех, к которым привыкли пользователи поисковых систем. Они должны быть короче и, помимо названия товара и его краткого описания, содержать только самую главную информацию, относящуюся к конкретному продукту. В числе прочего, сниппеты интернет-магазинов могут содержать:

  • характеристики или функции из спецификации товара;
  • различные параметры (цвет, вес, материал, вместимость и т.п.);
  • информацию о совместимости с другими продуктами.

Тот факт, что подобная информация обычно четко структурирована и разбита на категории, позволяет разработчикам сайта интернет-магазина делать более четкие сниппеты, а не прибегать к простому выделению жирным шрифтом нужных слов, как это сделано в веб-поисковиках. Кроме того, это дает возможность не формировать сниппет заново при каждом запросе — в системе могут быть шаблоны таких подсказок, содержащие базовое описание продукта, которые динамически дополняются данными, соответствующими запросу пользователя.

К данному способу, прибегает, в частности, Amazon, на сайте которого пользователи видят сниппеты, содержащие не только описание продукта, но и динамически подгруженную информацию. Например, при запросе «камера с защитой от царапин», показываются контекстные сниппеты, в которых представлены и слова, использованные в запросе, и данные из описания продукта.

Выводы

Посетителям интернет-магазинов, которые не используют поисковые сниппеты приходится часто открывать страницы с описанием различных продуктов только для того, чтобы понять, насколько они соответствуют их потребностям, озвученным в поисковом запросе. Исследователи Baymard Institute выяснили, что такая организация поиска ведет не только к увеличению временных затрат пользователей, но и приводит к большому количеству отказов от совершения покупки — не получив внятного ответа на свой вопрос пользователь теряет доверие к сайту и уходит с него навсегда. Кристиан Холст убежден, что сайты компаний отрасли электронной коммерции должны использовать контекстные подсказки для того, чтобы помочь пользователям понять причины появления именно таких результатов после ввода поискового запроса.

Редакция ЦП поинтересовалась мнением отечественных экспертов о выводах эксперта Baymard Institute:

Дмитрий Зиминменеджер по продукту в проекте «Киноход»

Проблема действительно существует. Лишь немногие (обычно крупные) сайты обладают хорошим поисковым механизмом. Причин этому две.

Во-первых, поиск — непростая технология, специалистов по ней мало. А готовых поисковых движков вообще единицы. Во-вторых, помимо самой технологии требуется совместная работа дизайнера, юзабилити-специалиста и аналитика, чтобы выявить поисковые потребности пользователей, проанализировать пул запросов и спроектировать удобные сниппеты под разные контексты.

Понятно, что такой объем работы могут позволить себе далеко не все сайты. Владельцы поисковых машин, например, « Яндекс» и Google (используется на ЦП), это понимают и пытаются помочь небольшим сайтам своими технологиями.

Теперь, справедливости ради, давайте взглянем на проблему с другой стороны.

Например, на скриншоте Apple Spotlight по запросу «Цукерберг Позвонит» вылезают письма со статьями про Uber и Николая Белоусова. В анонсах статей упоминался ЦП, но из сниппета это совсем не понятно. Тем не менее, это мог быть хороший результат в случае нечетко сформулированной поисковой потребности: «что-то читал недавно интересное, не помню название, но там было про ЦП».

Проблема поиска возникает также и в мобильных приложениях. Далеко не всегда получается использовать в приложении поисковые механизмы «Яндекса» и Google. Приходится выкручиваться и действовать по обстоятельствам.

Иногда получается обойтись «малой кровью». Например, в «Киноходе» мы умеем искать не только по русскому, но и по оригинальному названию фильма (локализованные названия бывает сильно отличаются). Сделать это было совсем несложно.

Относитесь к поиску, как к одной из функции вашего сайта или приложения. Если он важен вашим пользователям — улучшайте его. Или улучшите что-то другое.

Ольга Павловасовладелец КБ «Собака Павлова»

Реалии массовой российской интернет-разработки, как обычно, сильно отличаются от светлого настоящего автора статьи. И когда приходится живьём сталкиваться с задачей проектирования результатов выдачи, волшебным образом возникают совсем не те вопросы и задачи, что мучают зарубежного коллегу.

Типичное проектирование результатов выдачи происходит в следующих обстоятельствах:

  1. Живёт и развивается по своим законам огромная система учёта товарных позиций. Её жизнь подчинена отнюдь не требованиям клиентского сервиса, но законам бухгалтерии и логистики, а технологически ограничена возможностями ERP или 1С.
  2. Интеграция этой системы с веб-интерфейсами сделана… ну, как-то сделана, и на том спасибо. Обычно всё ограничивается волшебным словом «выгрузка». Справочники остаются как есть, без изменений. Структура, в которую упакованы товарные позиции, соответственно, тоже никак не изменяется и отражает внутрисистемную логику, но не коммерческие ожидания и потребительские привычки покупателей.
  3. Изменения в систему учёта — это смерть и никогда. Изменения в модуль, ответственный за веб-интеграцию — это может быть, но список желаемых изменений столь велик и необъятен, что до поиска там даже в следующем тысячелетии руки не дойдут.
  4. Сам поиск рассматривается как частный случай каталогизации. Соответственно (тут отчасти повторюсь), когда кто-то из команды заговаривает о невнятных результатах поиска, то речь сразу же переключается на каталогизацию в целом. И все ресурсы уходят на неё — как на объективно более востребованную широкой публикой.

Очевидно, что в этой ситуации мы очень и очень редко можем качественно улучшить результаты выдачи. Да и эффективность вложения в эти изменения обычно под вопросом. И не без причин:

  1. Чтобы воспользоваться поиском, среднестатистическому клиенту нужно приложить ощутимые физические и умственные усилия. Вот просто перевести курсор на поле поиска, ввести нужные буквы в нужном регистре и нажать кнопку «Найти» — для средневзвешенного интернет-пользователя дело совсем не такое простое, как мы, гики, привыкли думать.
  2. Низкое технологическое качество локальных поисков (отчасти из-за вышеперечисленных обстоятельств, отчасти из-за недопроработанности поисковых движков распространённых CMS) уже сформировало у продвинутой части аудитории привычку не доверять поиску и не пытаться им воспользоваться.
  3. Запрос «найти конкретное» хорошо решается агрегаторами и на среднем уровне — универсальными поисковыми системами. Таким образом, на долю собственно сайта остаются запросы вида «посмотреть, что бывает». То есть клиенты, погрузившиеся в суровый шоппинг и не ищущие ничего конкретного. А шоппинго-ориентированная выдача результатов поиска — это степень просветления, до которой ни поисковики, ни монстры интернет-торговли ещё не дозрели.
  4. Модели интерфейсного поведения клиентов не слишком интересуют разработчиков. И что люди имеют в виду, вводя конкретный запрос на сайте интернет-магазина, собственно говоря, мало кто исследует и фиксирует. А без такого моделирования вообще сложно понять, что же человеку нужно подсунуть под мышку, чтобы он ушёл счастливый, довольный и с покупочкой.

Соответственно, на мой взгляд, в среднем по Рунет-больнице нет задачи повысить уровень доверия клиента к поисковой выдаче. Рановато ещё за это дело браться.

Вместо этого на массовом рынке и в b2c-сегменте есть смысл работать над технологической гибкостью самого поискового функционала. Да и над самой возможностью этот функционал хоть как-то развивать.

Что до UX-решений в поисковой выдаче — тут пока важно научиться не косячить уж совсем фатально. То есть подуспокоиться насчёт великих свершений и просто убрать те ошибки и странности, к которым вы-то давно привыкли, но вот клиенты — не обольщайтесь — не привыкнут никогда.

А до дизайн-подхода и клиентоориентированности разработки локальных поисков дело ещё дойдёт. Как у нас обычно случается — быстро. Сами и не заметим, как.

Разумеется, в профессиональных инструментах и на b2b-рынке история совсем другая. Там получше. Но статья не об этом.

#Интерфейсы #поиск #интернет_магазины #электронная_коммерция #интерфейсы #юзабилити #поисковые_системы #поиск_в_интернет_магазине

Статьи по теме
Визуальное представление контента: карточные интерфейсы
UI-дизайнер Stripe: Как улучшить юзабилити форм оплаты с помощью анимаций
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления