Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу

С 1 сентября 2022 года всю digital-рекламу в Рунете нужно будет маркировать, а всем участникам цепочки размещения — от рекламодателя до рекламной системы или площадки — отчитываться в Роскомнадзор. Мы в сервисе eLama решили помочь своим клиентам соблюдать закон — и столкнулись с необходимостью работать в постоянно изменяющихся условиях со множеством неизвестных. Рассказываем, как это было и что происходит сейчас.

Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу

1 сентября 2022 года в России вступают в силу поправки в закон «О рекламе», которые вводят обязательную маркировку рекламы в Рунете. По новым правилам все участники цепочки размещения любой digital-рекламы — рекламодатели, рекламные системы и площадки и посредники между ними — должны будут отчитываться о своих действиях в единый реестр Роскомнадзора, ЕРИР.

Через платформу автоматизации eLama запускают рекламу более 35 000 агентств и представителей среднего и малого бизнеса. Задача разработки инструмента, который поможет им отчитываться перед Роскомнадзором, стала для нас очевидной еще в момент обсуждения поправок.

Этот проект оказался для нас проверкой на способность работать в непрерывно меняющихся условиях, оперируя множеством неизвестных. Расскажем о том, как мы запускали его, как формулировали цели, ставили задачи и подходили к их решению.

Что было до

Прежде о конечном рекламодателе — то есть человеке или компании, который оплачивает рекламу — знало только агентство. Ни в eLama, если агентство работает через платформу, ни в рекламную систему информация о нем не попадала.

Данные о конечном рекламодателе, который заказывал рекламу самостоятельно, без агентства, оставались в eLama или в рекламной системе.

Авторы поправок захотели вывести рекламодателя из сумрака, а также обеспечить контролирующим органам — Роскомнадзору, антимонопольной и налоговой службам — доступ ко всем данным о рекламе: от содержания креативов до статистики.

К проектированию, которое было запущено в октябре 2021 года, мы подошли с такими исходными данными:

  • Строгий дедлайн: 1 сентября 2022 года.
  • Общее представление о том, как будет работать система. Все участники цепочки размещения рекламы должны будут отправлять данные о конечном рекламодателе, договорах и креативах оператору рекламных данных (ОРД), который будет сводить их для подачи в ЕРИР и выдавать каждому креативу токен для отслеживания. При этом о договорах и креативах придется отчитываться еще до размещения рекламы, а о выполненных работах — ежемесячно.
Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу
  • Множество пробелов в понимании работы системы и нормативных актов, далеко не все из которых удалось восполнить. Сейчас ответы на вопросы по основным типам рекламы и простым кейсам уже появились, но за их пределами все пока туманно. В частности, Роскомнадзор пока еще прорабатывает узкие форматы, например, те, где в объявлении нет кликовой ссылки.
  • Клиенты eLama:
  • конечные рекламодатели, которые работают с нами по прямому договору — главные субъекты в цепочке размещения рекламы;
  • агентства с посредническими функциями в цепочке.

Оценив вводные, мы поставили для себя пять целей.

  • Соответствовать новым правилам, чтобы обеспечить рекламодателям, работающим с нами, нахождение в правовом поле.
  • Помочь клиентам-агентствам соблюдать закон.
  • Понять, можем ли мы помогать собирать и формировать отчеты тем агентам, которые не работают через eLama.
  • Спроектировать систему так, чтобы не сломать маркетинговую воронку продукта и остаться для клиентов простыми и понятными — поскольку на рынке много игроков, и каждый организует работу по новым правилам по-своему, а клиенты выберут того, с кем проще.
  • Объяснить пользователям платформы eLama, зачем нужен закон, как он работает и почему важно принять меры по его соблюдению уже сейчас.

Из этих целей мы вывели такие задачи:

  • понять, как мы должны изменить внутренние процессы под новые правила, которые повлияют в том числе на актирование и заключение договоров;
  • расписать все кейсы и понять распределение клиентов по зонам в рамках закона;
  • спроектировать архитектуру решения так, чтобы для изменений не нужно было дорабатывать «ядро»;
  • учесть, что каждая рекламная система (а у нас их больше десяти), будет принимать свои меры по соблюдению закона;
  • учесть, что каждый ОРД (а их тоже будет несколько, и мы будем работать со всеми), будет предъявлять свои требования к набору и оформлению данных для сбора;
  • выстроить систему для агентов с учетом того, что каждый из них по-своему ведет учет взаимоотношений с клиентами в части договоров и актов;
  • сделать все это максимально удобным и простым для клиентов;
  • организовать информационную поддержку для клиентов eLama и участников рынка: рассказывать о новом законе и разъяснять его требования.

Как мы выстраивали процесс

При проектировании системы мы приняли для себя такие ориентиры:

  • работать с актуальными версиями поправок и вводными от игроков рынка;
  • взаимодействовать с Роскомнадзором: получать информацию из первых рук, погружаться в процесс разработки нормативных актов, влиять на их содержание в интересах части рынка, которую мы представляем;
  • проектировать максимально широко, закладывая в инструментарий все, что может понадобиться — а потом расставлять приоритеты и переносить часть функций в более поздние релизы;
  • вписать действия по соблюдению закона во внутренние процессы с минимальными изменениями для процессов и пути пользователя;
  • перенести максимум новых для пользователя задач на этапы после его ключевых действий;
  • разделить то, что мы делаем для соблюдения закона, и то, что мы делаем для помощи агентам;
  • донести до клиентов все возможные риски несоблюдения новых правил;
  • не оставлять клиента один на один с требованиями закона и поддерживать его на каждом этапе.

Нормативные акты обсуждались в рабочих группах, уточнялись и менялись в том числе с нашей подачи — например, в том, что касается вариативности рекламных форматов и механики взаимодействий участников цепочки. На старте работ новые вводные прилетали по несколько раз в неделю. Поэтому первую рабочую группу составили люди, для которых работа в таких условиях не создает большого стресса.

Операционный директор стал голосом eLama в рабочих группах. Кроме того, он общался с игроками рынка и рекламными системами, а также подсвечивал важные для нас кейсы.

Руководитель юридической команды взял на себя смелость разобраться в подзаконных актах — чтобы разложить их на составляющие, оценить взаимосвязи между ними и то, как они повлияют на процессы eLama и ее клиентов, а также предложить регулятору свои идеи для их корректировки.

На руководителя по развитию продуктов легла ответственность за то, как изменится eLama для клиентов, и задача с помощью интерфейсов и маркетинговых коммуникаций побудить клиентов и агентов соблюдать закон.

На каждом из этапов работы мы привлекали ответственных специалистов из разных отделов компании.

Первый этап: идеальная картинка (спойлер: нет)

Сначала мы подошли к вопросу максимально широко и взяли все данные, которые от нас может потребовать Роскомнадзор.

Далее схематизировали движение денег и структуру аккаунтов так, чтобы пазл с данными в конце легко собрался. На этом этапе нам хватило трех схем в Miro.

Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу

Там же, в Miro, отрисовали путь пользователя с исходным требованием пользователю передать все необходимые данные, чтобы запустить рекламу.

Составили списки возможных вариантов автоматического получения данных.

Получили картину, в которой мы сами и все наши клиенты на 100% соблюдают закон. И увидели, что, если воплотить ее в реальность:

  • схему движения денег нужно переделать, и на это уйдет несколько месяцев работы полноценной команды;
  • воронка по новым клиентам начнет вызывать слезы;
  • действующим клиентам станет неудобно — и они начнут искать альтернативы, если не все игроки рынка изменят процессы столь же кардинально.

Идеальная картинка оказалась не такой уж идеальной!

Второй этап: бритва Оккама

Как соединить идеальные представления с реальностью? Философ Уильям из Оккама в XIV веке сформулировал принцип, простой, как и все гениальное: «Не следует множить сущее без необходимости». Руководствуясь этой мудростью, мы начали процесс, который одних продакт-менеджеров делает счастливыми, а других лишает сна — отсекли всё лишнее:

  • сократили планы по интеграциям (например, с 1С и CRM-системами), оставив только возможность подтягивать данные по юрлицам и ИП из открытых источников;
  • уменьшили количество точек напоминания про соответствие закону и сбор данных до трех ключевых;
  • добавили два пункта в текущий процесс активирования, не переделывая его логику;
  • смирились с тем, что по текущим рекламным кампаниям собирать недостающие данные придется несколько месяцев — и это нормально, потому что это общая проблема рынка.

Но кое-что мы усложнили (спойлер: чтобы упростить)

Доработки коснулись отчетов, которые агентства будут передавать по своим клиентам. Технический директор и главный архитектор корпели над ними много часов, и в итоге процесс стал сложнее для нас, но для клиентов — гораздо проще.

  • Мы предусмотрели несколько вариантов загрузки данных: своим файлом по шаблону для каждого клиента или для всех сразу, путем выгрузки предзаполненного файла и загрузки назад, уже с дополнениями — а также возможность вбить данные вручную.
  • Заложили в систему автоматическое распределение данных из загруженного файла.
  • Предусмотрели проверку логических ошибок в отчете. Мы не можем проверить все данные в нем, поскольку взаимоотношения агентств с их клиентам происходит вне контура eLama, но подсветить логические ошибки постараемся максимально подробно.
Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу

Третий этап: есть новое, а есть вечное

На следующем шаге была собрана классическая команда, в которую вошли бизнес-аналитик, системный аналитик, UX- и UI- специалисты и разработчики. Она и продолжает работать над проектом по сей день.

Каждый новый участник команды проходит посвящение и проникается пониманием: изменения происходят постоянно, но нет ничего более увлекательного, чем предсказывать их и подхватывать.

Неизменной остается только ежедневная синхронизация ключевых участников проекта:

  • руководитель по развитию продуктов приносит новости, рассказывает, что может измениться, и отвечает на вопросы;
  • бизнес-аналитик и UX-специалист прорабатывают изменения в деталях требований и интерфейсе;
  • технический директор, главный архитектор и системный аналитик сразу закладывают необходимые доработки в «ядро».

Кроме того, мы проводим мероприятия для рекламодателей и агентств, на которых разъясняем положения закона и отвечаем на вопросы — потому что, как оказывается, даже за месяц до вступления поправок в силу далеко не все о них знают и ориентируются в них.

Как инструмент выглядит сейчас

Для самостоятельного рекламодателя все максимально просто. Нужно в каждом рекламном аккаунте проставить ИНН, с которого (или которых) он оплачивает рекламу.

Фрилансеру или агентству, у которого клиенты сами пополняют кабинеты, нужно указать в каждом рекламном аккаунте ИНН конечного рекламодателя — то есть клиента, который пополняет кабинет — и удостовериться, что оплата происходит именно с этих ИНН. Данные, сгруппированные по клиентам и подготовленные для передачи в ОРД, будут храниться во вкладке «Закон о рекламе» в кабинете eLama.

Фрилансеру или агентству, который пополняет кабинеты для клиентов, нужно проставить в каждом рекламном аккаунте ИНН и указать реквизиты договора конечного клиента с его поставщиком услуг — то есть собой или посредником между ним и клиентом. А потом каждый месяц с помощью eLama отправлять в ОРД отчеты о договорах и актах. Несколько вариантов загрузки данных, проверка на логические ошибки и возможность создать для каждого клиента карточку с информацией о договорах помогут сделать процесс проще и быстрее.

Всё по закону: как eLama поможет участникам рынка маркировать рекламу

В перспективе инструмент станет доступен всем игрокам рынка, даже не работающим с eLama — сейчас мы прорабатываем варианты такого взаимодействия.

Что будет дальше

К 1 сентября в личном кабинете eLama будет реализован сбор данных конечных рекламодателей по рекламным аккаунтам.

Позже в сентябре мы планируем отправлять клиентам пуши с просьбой заполнить недостающие данные по договорам и рекламным аккаунтам, созданным до 1 сентября.

Уже в октябре — как раз к моменту подачи первых отчетов в ОРД — инструмент для формирования отчетности для агентств, которые работают через eLama, будет готов к работе.

Но для нас работа, конечно, не закончится: практика соблюдения закона наверняка в разы увеличит количество новых вводных.

1313
8 комментариев

То чувство, когда исполнители закона подошли ответственнее, чем его писатели)

3
Ответить

Огромное спасибо за то что Вы нормальным языком это объясняете! Elama топ

2
Ответить

Спасибо вам огромное! Очень приятно)

Ответить

креативы отправляются в роскомнадзор на модерацию для получения токена?
ответ подозреваю будет "в течении 30 рабочих дней"
ну в целом жопа, теперь по факту все мелкие блогеры которые не будут таким заморачиваться нарушители закона, какие там штрафы?

1
Ответить

Добрый день! Штрафов пока не предусмотрено.

Ответить

Не понятно как подавать будется сама реклама и креативы в Елама, в каком формате.
И ещё есть ли текст, который нужно прописать в договорах с клиентами об этом законе.

1
Ответить

Т.е. если никогда не заключал договор - то в принципе можно просто обойтись ИНН того человека, который будет оплачивать рекламу?

Ответить