Как стать резидентом Сколково с 6-й попытки. Анализ ошибок и советы тем, кому не удается «пройти» экспертов Фонда

Как стать резидентом Сколково с 6-й попытки. Анализ ошибок и советы тем, кому не удается «пройти» экспертов Фонда

Привет! Меня зовут Глеб Лубенников, я директор по развитию TENCAR - компании, которая не просто "оцифровала" бизнес автопроката, но и изменила подход к аренде автомобилей.

TENCAR - это агрегатор компаний, оказывающих услуги аренды автомобилей. Платформа решает задачу поиска и привлечения клиентов, улучшения их потребительского опыта, оптимизации документооборота "прокат - клиент", обработки электронных платежей, получения и использования больших данных от деятельности подключенных к платформе компаний-исполнителей и т.п. Такого рода платформы являются актуальными в настоящее время, принося выгоды как подключаемым исполнителям, так и своим пользователям, которые получают больший выбор, большую надежность, лучший сервис, больше гарантий и т.п.

Кризис - это время активного роста, писал я в своем предыдущем материале. В экстремальных условиях русский человек не только работает продуктивнее, но и становится гораздо решительнее: в октябре 2020 года мы с командой самостоятельно подготовили и подали первую заявку на получение резидентства Сколково.

Нашей главной целью были не льготы и компенсации, а доступ в этот закрытый клуб, где мы могли найти единомышленников, партнеров, привлечь инвесторов. Мы хотели работать под знаком Сколково, потому что это синоним качества - нам станут больше доверять, охотнее идти на партнерства и т.п.

Прохождение экспертизы заняло у нас ни много ни мало 2 года. Прежде чем принять нашу заявку, нам отказывали 5 раз. Но мы не опустили руки, стали работать продуктивнее и быстрее, допиливая наше решение.

Этим опытом я и хочу поделиться: рассказать о нюансах, неочевидных новичкам и дать практические советы тем, кому не удается с первых попыток “пройти” экспертизу Сколково.

Как стать резидентом Сколково с 6-й попытки. Анализ ошибок и советы тем, кому не удается «пройти» экспертов Фонда

Совет №1: вместо попыток впечатлить и понравиться экспертам слушайте, анализируйте и выполняйте все их рекомендации.

Заявку на получение резидентства оценивают 5 независимых экспертов по 6-ти основным пунктам:

1. Обладают ли создаваемый продукт и (или) технология потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами;

2. Обладают ли создаваемый продукт и (или) технология существенным потенциалом коммерциализации, как минимум, на российском, а в перспективе – на мировом рынке;

3. Является ли проект теоретически реализуемым и не противоречащим основополагающим научным принципам;

4. Обладают ли ключевые исследователи, разработчики и менеджеры проекта (далее - Команда проекта) необходимыми для успешной реализации проекта и относящимися к тематике проекта знаниями, научным или индустриальным опытом и предпринимательским потенциалом;

5. Достаточно ли представленных материалов для оценки проекта.

К счастью, под каждым из вышеперечисленных пунктов эксперты Фонда не просто ставят “да” или “нет”, а в деталях обосновывают причины отказа и дают ценные рекомендации: что нужно сделать, что добавить, чтобы получить от них заветное “да” при подаче следующей заявки.

Пример: ответив “нет” на вопрос “Обладает ли создаваемый нами продукт существенным потенциалом коммерциализации?”, эксперт прокомментировал свое решение таким образом:

Проект имеет некоторый потенциал коммерциализации на российском и мировом рынках, однако необходимо дополнить анализ рынков информацией об IT сегменте рынка, к которому относится проект, показать механизмы и инструменты коммерциализации, свойственные IT продуктам, представить информацию агентства Gartner о тенденциях, барьерах и достижениях в сегменте.

Вот еще пример обоснованного “нет”:

Результаты исследования представлены в достаточно не полноценном объеме, требующем понимания распределения ЦА. Планируется занять как минимум 20% рынка (это около 4 млрд. рублей в год) с учетом полной автоматизации бизнес процессов и предоставления удобного сервиса клиентам (конкуренты также двигаются в эту сторону, аргументов мало представлено). Основные потребители частные лица со средним доходом и выше, а также крупные компании (командировочные сотрудники, корпоративные клиенты) - каков объем этого сегмента, и как он распределен между конкурентами? Какие важные параметры сервисов для них?

Совет №2: доказать свои преимущества перед конкурентами - полдела. Важно их правильно описать.

Это было самой сложной задачей для нас, потому что сегмент экономики совместного потребления демонстрирует высокую динамику роста в последние годы. Огромно и количество платформ - они покрывают практически все субсегменты аренды.

В самой первой заявке мы описали наш продукт так, как будто на рынке отсутствовали решения для автоматизации работы прокатных компаний. Во второй мы снова не смогли довести описание своих плюсов до существенных, конкретных и измеримых преимуществ перед решениями конкурентов. Эксперты в целом соглашались, что наш проект имеет преимущество перед отечественными аналогами, позволяя через SAAS сервис бронировать конкретный автомобиль в соответствии с пожеланиями заказчика, дистанционно обеспечивая весь цикл оформления юридически значимых документов. Они также положительно отмечали такое наше конкурентное преимущество, как соответствие законодательству РФ по хранению персональных данных. Но им было непонятно, что мы создаем: продукт или решение для той или иной отрасли с допиливанием во время внедрения, как 1C и т.п. И главной нашей задачей было доказать экспертам, что наш проект - это создание продукта.

Подавая третью заявку в конце января 2021 года, мы представили наше решение как конкурента всех платформ совместного потребления, как унифицированную систему, не привязанную к конкретным типам объектов аренды. У нас хорошо получилось описать проблему отсутствия удобной платформы для проката любого имущества по всей России с автоматизацией связанных с арендой процессов. А вот объяснить в деталях, почему потребности потенциального клиента не могут быть удовлетворены многочисленными существующими платформами, нам не удалось. Это было одной из причин, почему нам было отказано.

Отстроиться от конкурентов нам удалось в в октябре 2021 года, когда мы подавали заявку в четвертый раз. Большинство экспертов оценили наш проект как конкурентоспособный в силу хорошо описанных в заявке преимуществ (интеграции с контролирующими органами, применения интеллектуальных средств в бизнес процессах, применение ML для прогнозирования спроса на услуги автопроката и динамического ценообразования, распознавания лиц при выдаче и приеме автомобиля для ускорения этих процессов и т.д.). Были положительно оценены и наши перспективы на международном рынке, но, при условии доработки решения до стандартов и традиций соответствующей страны.

Вердикт экспертов, имеет ли ваш продукт потенциал коммерциализации, напрямую зависит от того, как хорошо вы описали свои конкурентные преимущества. Пока нам не удалось это сделать, эксперты оценивали наш потенциал как не существенный по причине перенасыщенности рынка и высоко раскрученных сервисов в каждой из областей (например, для аренды недвижимости - Airbnb, Vrbo и др).

Совет №3: детально опишите архитектуру проекта, его технологическую составляющую, а не бизнес этапы.

Если эксперты не увидят в проекте инновационность в плане IT технологий, они посчитают ваше решение сильно уязвимым в отношении копирования бизнес-модели и конкурентоспособности.

В части описания базовой технологии мы добавили пример прогнозирования спроса на услуги автопроката с использованием методов искусственного интеллекта, однако в примере не было представлено значимых технических деталей (типов использованных нейронных сетей, объемов данных, используемых для анализа, точности проводимого прогнозирования и т.д.).

Пример обоснованного экспертом “нет”:

В Заявке достаточно подробно рассмотрены бизнес процессы и бизнес функции платформы. Платформа несомненно представляет интерес для бизнеса, однако, как ИТ продукт платформа практически не рассматривается. Сравнительный анализ с конкурентами выполнен на маркетинговом уровне, отсутствует сравнение по техническим характеристикам и функционалу. Нет описания архитектуры продукта и технологий, хотя именно в этой части, как правило, используются инновационные решения, которые обеспечивают конкурентоспособность продукта. Коллегам необходимо переработать заявку сделав основной акцент на технологических аспектах проекта.

Совет № 4: конкурентов много не бывает. Сравните свой продукт с максимальным количеством отечественных и зарубежных аналогов.

Не жалейте времени и сил на изучение конкурентов и обязательно перепроверяйте информацию. При подаче первой заявки нас упрекнули в незнании ситуации на рынке:

В резюме проекта указывается что Яндекс предоставляет только поминутную аренду, тогда как в Яндекс.Драйв есть длительная аренда на несколько дней или даже длительная аренда на несколько месяцев.

Мы указали, что планируем сдачу автомобилей по подписке, но не привели сравнения с аналогами в этом сегменте:

Отдельные сервисы (Volvo Car Drive) обладают отдельными конкурентными преимуществами, например, оснащая все автомобили телематическим оборудованием, позволяющим обеспечивать необходимый удаленный контроль. В резюме проекта не описаны механизмы такого контроля, в том числе для решения проблемы своевременного возврата авто клиентом в автопрокат.

Совет №5: заявляя о планах выхода на зарубежные рынки, опишите, почему вы выбрали эти страны.

То, что мы думаем о рынках ОАЭ и Кипра эксперты оценили положительно, но этого было недостаточно:

Обоснований выбора этих стран как потенциальных рынков для продукта не приводится (отсутствуют сведения об объемах этих рынков и т.д.), упоминается лишь, что в ОАЭ предполагается создание сервиса электротакси.

Совет №6: чем больше предоставите конкретной информации, которую легко проверить, тем лучше.

Если декларируете выручку или партнерские отношения, они должны быть документально подтверждены. Только так эксперты смогут сделать однозначный вывод о достоверности представленных данных.

Совет №7: подавайте опыт членов команды так, чтобы он свидетельствовал о компетенциях в стратегической области.

И обязательно подтвердите фактами опыт и квалификацию специалистов. Экспертам для оценки нужна именно поддающаяся проверке информация о бэкграунде членов команды.

В нескольких первых заявках мы активно декларировали применение технологий искусственного интеллекта, но описание опыта IT специалистов эксперты оценивали, как недостаточное (не хватало опыта разработки серьезных информационных систем и т.п.).

Таким был наш опыт прохождения экпертизы Сколково. Буду рад, если вы почерпнете из него что-то полезное.

Если думаете о подаче заявки в Фонд - решайтесь! Нет лучшего момента, чем здесь и сейчас (у Сколково цель увеличить число резидентов в 2,5 раза до 2030 года).

Если, как мы в прошлом, подаете заявки каждые два месяца и получаете отказ за отказом, не опускайте руки. Терпение и труд все перетрут.

Поделитесь своим опытом прохождения экспертизы Сколково, если таковой имеется. Очень интересно, сколько вы предприняли попыток, и какие сложности были в ваших нишах.

1515
31 комментарий

Щас незаряженный вопрос - а есть хоть один резидент Сколково, который бы преуспел? Ну не в смысле "стал безубыточным" или "широко известен в узких кругах", а прям вот был бы у всех на слуху?

12
Ответить

Travelata считается? А Level.travel?

Другое дело, что резиденство — это не «ключ к успеху», это облегчение налоговой нагрузки и всякие другие ништяки, которые могут быть полезны и зрелым компаниям.

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

Первое, что пришло в голову - это ISPmanager ООО Экзософт https://navigator.sk.ru/orn/1122352

3
Ответить

NTechLab мб, но про них мало слышали, с 2015 года занимаются распознаванием лиц(признаны лучшими национальным институтом технологий и стандартов США) , продукт купили Правительство Москвы (все камеры наблюдения), SpaceX, Intel, Dell(но последние клиенты говорят, что они только купили лицензию, а сам продукт не использовали вообще/либо только тестили)

2
Ответить

VisionLabs,Уральский центр биофармацевтических технологий, Моторика, Биосмарт. Добротные и прибыльные проекты есть

Ответить

Мы хотели работать под знаком Сколково, потому что это синоним качестваНет, Сколково это синоним распила бюджетов.

6
Ответить